logo search
Общие для печати 2011

4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей

Процесс удовлетворения потребностей определяется структурой мотивов.

Сама потребность не является побуждением к действию или активности. Для того чтобы потребность заработала и выполняла роль движущей силы поведения людей нужен пусковой механизм или мотив, т.е. необходимо соотнести потребность с предметом, который может ее удовлетворить.

Мотив – это то, ради чего совершается действие. Он находится внутри человека, как чувственно-окрашенное обязательно приятное представление будущей процедуры достижения и обладания.

Это предвкушение достигнутого становятся внутренней силой побуждающей к активности и которое согласуется с глаголом хотеть или хочу.

Есть разные варианты соотношения потребности и мотива.

Например, потребность в общении удовлетворяется рядом мотивов:

В то же время несколько потребностей удовлетворяются одним мотивом. Например: пойти на танцы – мотив, который возникает из потребности – самовыражение:

Таким образом, при внешнем сходстве потребность и мотив не одно и то же.

Потребности – это субъективно-объективное явление, потому что они зависят не только от личной, но и социальной среды, а мотив – субъективное явление.

Набор потребностей относительно ограничен, но уникальность и неповторимость личности определяется непохожестью мотивов, которые заставляют человека действовать.

Потребности – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Мотивы – это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей.

Мотивация – обоснование предмета для удовлетворения потребности.

Закономерность процесса потребления заключается в том, что потребитель стремиться максимально удовлетворить свои потребности, т.е извлечь максимальную полезность за те же деньги, т.е. в пределах своего дохода.

Полезность – это свойство благ удовлетворять потребность человека.

В этом процессе в условиях рынка потребитель обладает суверенитетом, отсюда клиент всегда прав; во-вторых потребитель рационален, т.е. у него своя школа предпочтений

Процесс потребления имеет ряд закономерностей. Значительная часть потребности рано или поздно насыщается.

Переход к полному удовлетворению потребности происходит постепенно, но по мере удовлетворения полезность блага убывает.

Поведение потребителя – это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения потребителя – это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности. Это закон уже был нами сформулирован в самом общем виде, немного позднее мы вернемся к этой формулировке. Предварительно же вспомним, что такое полезность блага в экономической теории.

Полезность блага – это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий еще меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.

Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.

Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.