Австрия
Доля в международном туризме от доходов 12 млрд. $ (2%) — 8 место. В год ее посещают примерно 18 млн. человек, но этот показатель уменьшается, это связано с конкуренцией. В 2005 г — по прибытиям 5 место, по доходам 6 место Доля туризма в экономике страны — 15%, а в экспорте страны — 35%.
География въездного туризма.
- Немцы — более 50%
- Голландия
- Италия
- Швейцария
- Франция
- Великобритания
- США
География выездного туризма:
- Швейцария
- Италия
- Франция
Европейские страны-лидеры международного туризма с положительным туристским сальдо:
- Франция
- Испания
- Италия
- Австрия — тенденция уменьшения положительного сальдо
- Швейцария
Европейские страны-лидеры международного туризма с отрицательным туристским сальдо:
- Великобритания
- Германия
Состав туристов, прибывающих из регионов мира в крупные мировые туристические центры.
Под международным туризмом понимаются поездки путешественников с туристическими целями за пределы страны постоянного проживания. Развиваясь на протяжении тысячелетий, он стал одной из самых активных и популярных форм экономических отношений, влияющих, в свою очередь, на политические, культурные, образовательные и прочие взаимосвязи государств.
Туристические услуги, будучи невидимым товаров составляют значительную статью в международном товарообороте. Для производства туристических услуг, оказываемых туристическими фирмами не требуется значительных затрат. При приеме иностранных туристов, являющихся поставщиком конвертируемой валюты, организаторами туризма соединяются воедино возможности гостиничной базы, перевозчиков, все это дополняется экскурсионной программой, разработка которой также не связана с существенными финансовыми затратами. При выезде из страны туристы кроме впечатлений вывозят также сувениры и подарки, которые являются товарами, что также обеспечивает поступления валюты.
Международный туризм выполняет следующие функции:
· поставляет валюту и открывает рабочие места;
· расширяет вклад в платежный баланс;
· способствует диверсификации экономики;
· повышает привлекательность страны;
· привлекает инвестиционные капиталы;
· способствует социокультурному обмену, цивилизационному прорыву стран.
Главной его особенностью является пересечение границ, связанное с исполнение целого ряда пограничных и таможенных формальностей. Чем значительные языковые различия, тем значительнее отличия международного и внутреннего туризма.
Следующая особенность экономическая: иностранные туристы, рассчитываясь за услуги, поставляют валюту, активизируют платежный баланс. Отсюда его название активный туризм. При выезде за рубежи страны происходит отток валюты, что отражается в пассиве баланса, отсюда выездной туризм получил название пассивного. Такое деление присуще только иностранному туризму.
Международный туризм делится на въездной – прием иностранцев – и выездной – отправка за границу собственных граждан.
Динамика международного туризма.
Динамика–этосостояние движения, ход развития, изменениекакого-либо явления под влиянием действующих на него факторов
Международные туристические организации: виды и характеристика.
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
- Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
- Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
- Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
- С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно.
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее10% — на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада , такие, как Швейцария ,Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.
Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (United Federation of Travel Agents’ Associations)— международная туристская организация, объединяющая в качестве действительных членов национальные туристские ассоциации и организации, в качестве ассоциированных членов — туристские агентства, гостиницы, транспортные предприятия, учебные заведения.
Международная ассоциация по экскурсионному обслуживанию и турам — международная туристская организация, членами которой являются организации, занимающиеся экскурсионным обслуживанием. Создана в 1953г.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Международный туристский альянс (Alliance Internationale de Tourisme) — международная туристская организация, действительными членами которой являются национальные автомобильные ассоциации и туристские клубы, объединяющие индивидуальных членов или национальные федерации, состоящие из ассоциаций туристов. Создана в 1919 г.
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association) — всемирная организация международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании Второй Мировой Войны в 1945 г. Главная функция — упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.
Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation) учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН. Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главные задачи ICAO — развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.
Международная ассоциация по конгрессам и съездам (International Congress & Convention Association) — международная туристская организация, объединяющая турагентства, конгресс-центры, гостиницы и транспортные предприятия. Создана в 1964 Основная цель — развитие конгрессного туризма
Международная федерация журналистов и писателей по вопросам туризма — международная организация, членами которой являются национальные объединения журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма в прессе. Создана в 1954 г.Цели — пропаганда гуманистических принципов международного туризма, развитие дружественных деловых контактов между журналистами и писателями, защита их профессиональных интересов.
Международная федерация кемпингов и караванингов, членами которой являются национальные федерации и ассоциации кемпингов и караванингов. Создана в 1932 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association) — неправительственная международная туристская организация, в которую входят более 2200 членов из 34 стран, представляющих национальные правительственные туристские организации, транспортные и гостиничные ассоциации, туристские фирмы, а также другие организации, связанные с индустрией туризма. Основана в 1951 г.Основная цель — содействие развитию туризма в Тихоокеанском регионе.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОФСОЮЗНЫЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Международное бюро социального туризма (International Bureau of social tourism) — неправительственная международная туристская организация, действительными членами которой являются международные и
национальные организации, деятельность которых посвящена социальному туризму. Создано в 1963 г.
Международное бюро по молодежному туризму и обменам — специализированный орган Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ). Основано в 1960 г.
ЮНВТО: структура, характеристика деятельности.
Всемирная туристская организация (ВТО) — межправительственная организация, в которую в настоящее время входят более 105 действительных членов, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (турфирмы, авиакомпании, международные организации и др.).
История создания ВТО начинается с 1925 г., когда Лига наций сделала первую попытку дать официальное определение понятия «турист». Долгие годы организация официально называлась Международным союзом официальных туристских организаций и не входила в систему специализированных органов ООН. По инициативе Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) 2 января 1975 г. ВТО получила официальный статус специализированного органа ООН и свое нынешнее наименование.
Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма.
Цели и задачи. Согласно п. 1 ст. 3 устава, основной целью ВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии». В п. 2 этой статьи, в частности, сказано, что, преследуя эту цель, организация обратит особое внимание на интересы развивающихся стран в области туризма». В устав вошло и другое принципиальное положение, которое оговаривалось при формировании принципов деятельности ВТО, а именно Важность и необходимость сотрудничества с организациями системы ООН. В частности, в п. 3 ст. 3 сказано, что ВТО «установит и будет поддерживать эффективное сотрудничество с соответствующими органами ООН и ее специализированными учреждениями» и «изыщет возможность установить деловые отношения с Программой развития ООН, а также примет участие в ее деятельности в качестве участвующего и исполнительного агентства».
Высшим органом ВТО является генеральная ассамблея, которая созывается на очередные сессии каждые 2 года.
Действительные и ассоциированные члены могут быть представлены на сессии не более чем 5 делегатами, один из которых выполняет функции главы делегации. Присоединившиеся члены назначают на сессию до 3 наблюдателей из состава Комитета присоединившихся членов.
Уставом ВТО предусматривается также созыв чрезвычайных сессий генеральной ассамблеи по просьбе исполнительного совета или большинства действительных членов организации.
Генеральная ассамблея может рассматривать любой вопрос и разрабатывать рекомендации по любому вопросу. В ее функции, в частности, входят:
- избрание своего президента и вице-президентов;
- избрание членов исполнительного совета;
- назначение генерального секретаря (по рекомендации исполнительного совета);
- избрание ревизоров;
- утверждение финансового регламента ВТО;
- определение общих направлений по управлению организацией;
- утверждение положений о персонале секретариата ВТО;
- утверждение общей программы работы ВТО;
- утверждение бюджета ВТО и руководство финансовой политикой организации в целом;
- создание технических и региональных органов, необходимых для проведения работы;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности организации и ее органов, а также принятие необходимых мер по реализации рекомендаций по отчетам;
- утверждение или — утверждение или наделение полномочиями по утверждению соглашений, заключаемых с правительствами и международными организациями, а также частными организациями и лицами;
- подготовка рекомендаций по заключению международных соглашений по кругу ведения организации;
- принятие решений в соответствии с уставом ВТО о приеме в члены организации.
Руководящим органом ВТО является исполнительный совет, который в период между сессиями генеральной ассамблеи принимает необходимые решения по административным и техническим вопросам (в пределах функциональных и финансовых возможностей организации).
В функции исполнительного совета ВТО, в частности, входят:
- принятие необходимых мер (в том числе по консультации с генеральным секретарем организации) для обеспечения выполнения всех решений и рекомендаций генеральной ассамблеи, а также отчет об этом перед ассамблеей;
- получение и рассмотрение отчетов генерального секретаря о деятельности организации;
- разработка и представление предложений генеральной ассамблее;
- рассмотрение общей программы работы организации, перед тем как направить ее на рассмотрение генеральной ассамблее;
- представление генеральной ассамблее отчетов и рекомендаций по административным счетам и проектам бюджета организации;
- создание любых вспомогательных органов, необходимых для деятельности совета;
- выполнение любых других функций, которые могут быть поручены генеральной ассамблеей.
При исполнительном совете имеется ряд вспомогательных органов. К ним относятся:
- Технический комитет по программе и координации (ТКПК), главной задачей которого является рассмотрение вопросов, связанных с общей программой работы организации;
- Бюджетно-финансовый комитет (БФК), который занимается предварительным исследованием бюджетно-финансовых вопросов с целью подготовки рекомендаций исполнительному совету;
- Комитет по окружающей среде, в работе которого могут участвовать все члены исполнительного совета;
- Комитет по упрощению формальностей, в круге ведения которого находится весь комплекс вопросов, связанных с проблемами передвижения людей как в международном, так и в национальном масштабе. Комитет открыт для работы всем членам исполнительного совета;
- Комитет по статистике, разрабатывающий рекомендации по вопросам сбора, анализа и направления статистических данных по международному и национальному туризму;
- Подкомитет по рассмотрению членства в категории присоединившихся членов. Основными функциями подкомитета являются рассмотрение
заявок с точки зрения определения квалификационных требований по возможному членству в ВТО и подготовка соответствующих рекомендаций исполнительному совету.
Согласно уставу ВТО, местопребывание организации определяется и может быть в любое время изменено решением генеральной ассамблеи.
В соответствии с уставными положениями члены ВТО разделяются на три категории: действительные, ассоциированные и присоединившиеся.
1. Действительными членами ВТО могут являться все суверенные государства. Утверждение членства в этой категории осуществляется на генеральной ассамблее ВТО путем одобрения кандидатуры большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих действительных членов при условии, что такое большинство является большинством всех действительных членов организации.
2. Ассоциированные члены ВТО, статус которых распространяется на все территории или группы территорий, чьи правительства не несут ответственности за осуществление своих внешних отношений (связей), должны быть предварительно одобрены государствами-членами, несущими ответственность за их внешние отношения, и, в свою очередь, заявляют от их имени о признании ими устава ВТО и согласии принять на себя обязанности члена. Процедура приема в члены на генеральной ассамблее аналогична процедуре утверждения действительных членов.
3. Присоединившиеся члены ВТО, статус которых предоставляется по уставу «международным организациям, межправительственным и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, деятельность которых находится в связи с целями, преследуемыми организацией или входящими в ее компетенцию» (п. 1 ст. 7). Для вступления в эту категорию необходимо заявление о приеме в письменном виде на имя генерального секретаря ВТО, а также одобрение со стороны государства, на территории которого расположена штаб-квартира кандидата.
Турагентские сети в туризме.
Агентские сети в туризме.
Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны крупных туристских фирм, мелкие и средние начинают объединяться. Это характерно практически для всех туристских рынков в мире, где создаются так называемые "сети туристских агентств". Условия взаимоотношений (в том числе и финансовых) между участниками определяются исходя из целей и контуров такого объединения после оценки материальных, технологических, кадровых и прочих ресурсов каждого из предполагаемых участников объединения.
Создавая подобные объединения, его участники, как правило, преследуют такие цели:
- расширение объема операций на рынке и противостояние все возрастающей конкуренции со стороны крупных фирм;
- получение повышенной комиссии или других льгот от производителей туристских услуг и туроператоров;
- сокращение за счет совместного участия издержек (единые юридическая служба, бухучет и др.) и расходов на продвижение туристского продукта;
- использование и внедрение единого бренда;
- изменение качественного уровня предприятия за счет применения передовых технологий.
Структура сети предполагает централизованную систему управления и делегирование каждым из участников определенной части своих полномочий создаваемому управляющему органу. Этот орган разрабатывает маркетинговую и рекламную политику, определяет поставщиков услуг, проводит с ними переговоры и заключает договоры, осуществляет бухгалтерский учет, решает вопросы подбора и обучения персонала. Через него проходят все платежи розничных точек, входящих в сеть. Во избежание конфликтов между участниками следует договориться о будущей конструкции, распределении полномочий и других конкретных деталях сотрудничества.
Если участники создаваемой сети агентств хотят достичь отдельных конкретных целей или объединить только маркетинговые усилия, то управление таким объединением может быть частично централизованным. В этом случае функции головного офиса ограничиваются рекламной или маркетинговой политикой и заключением договоров с туроператорами на специальных условиях. При этом руководители агентств обладают большой свободой действий. Однако такая независимость партнеров по сети в определенных условиях может привести к быстрому распаду союза.
Туристские агентства могут вступить или присоединиться к уже существующей сети — независимой или операторской. Войдя в состав такой сети, новые участники сразу получают преимущество: раскрученную марку, повышенную комиссию и другие блага.
Следует иметь в виду, что принцип организации сети зависит не только от поставленных целей, но и от имеющихся ресурсов. Как показывает опыт, планируемые затраты на создание сети должны двукратно перекрываться имеющимися финансовыми средствами, доля привлеченных средств должна быть минимальной. Оптимальным вариантом создания сети является примерное равенство положения участников на рынке и возможность взаимного дополнения сильных сторон. В туристском бизнесе главным ресурсом являются люди. Поэтому важно не только наметить общую численность персонала, но и определить сотрудников, которые могут составить кадровую основу будущей сети. При переходе к сетевой работе есть опасность, что увеличение объемов может ассоциироваться с ослаблением контроля и снижением личной ответственности.
Сети туристских агентств создаются на рынке с целью оказывать влияние на производителей услуг и добиться специальных условий сотрудничества с туроператорами. Суммарная доля сетей агентств в оборотах туроператоров не превышает, как правило, 10 %, только в отдельных случаях она достигает 15 %.
В качестве примера создания розничной сети туроператора можно привести опыт туристской фирмы "Инна Тур". В 2002 г. было объявлено, что "Инна Тур" создает одноименную агентскую сеть с элементами франчайзинга. Условия вступления в сеть: торговая марка предоставляется агентствам бесплатно, без уплаты роялти и процентов с продаж, но с условием продавать заранее оговоренный объем туристского продукта компании — фиксированную норму продаж. Более того, в придачу фирма предложила потенциальным участникам сети пакет поддержки в виде безвозвратных кредитов на оргтехнику, оформление офиса, обучение персонала. Если агентство в течение оговоренного времени выполняет план по продажам, то обязательства по кредиту с него снимаются. Если агент, получив кредит и другие преимущества, не сможет реализовать заявленный объем продукта, то он обязан в установленные сроки вернуть кредит.
Агентства, вошедшие в сеть, имели возможность сотрудничать с другими туроператорами, однако при соблюдении жесткого правила, установленного компанией "Инна Тур" — ни при каких обстоятельствах не работать с операторами, проявлявшими себя как непрофессиональные партнеры.
Концепция компании "Инна Тур" допускала, что продажу туристского продукта на рынке могут осуществлять как франчайзи, так и фирмы, не вступившие в сеть. Если они дают одинаковые объемы, то получают равные цены и комиссионные. Наращивать объемы через франчайзинговую сеть предполагалось только экономическими стимулами — повышением качества услуг, оптимизацией цен, продвижением общего розничного бренда. Главное, чтобы агентства, привлекаемые под франчайзинг, убедились что это им экономически выгодно
На туристском рынке в настоящее время представлено огромное количество сетевых туроператоров, которые в своей деятельности в той или иной степени используют договоры коммерческой концессии.
В 1998 г. начала свою деятельность сеть агентств "Магазин горящих путевок". Сегодня это самая крупная сеть на российском рынке. В нее входят 49 московских агентств (11 из них — собственные) и 120 агентств, расположенных в различных регионах России, а также в Азербайджане, Беларуси, Латвии и Украине. В апреле 2003 г. на рынке появилась франчайзинговая сеть агентств по продаже пляжного отдыха "Велл" (проект А. Озолиня, владельца сетей "Магазин горящих путевок" и "Машина времени"). Установленный размер роялти для агентств в первый год работы составил ежемесячно 25% от комиссии плюс (в среднем) 150 долл. США, во второй год — 30 % плюс 100 долл. США (в среднем), в третий год — 35 %. Для региональных агентств месячная плата составляет 10 % плюс в среднем 100 долл. США.
Сеть бюро путешествий Куда.ru" работает на туристском рынке с середины 2001 г. В настоящее время она насчитывает 86 агентств. Из них 26 являются собственными агентствами управляющей компании "Туральянс-холдинг" и 60 работает по договору франчайзинга. За время существования сети 8 агентств ее покинули (как по собственному желанию, так и по инициативе управляющей компании). "Куда.ru" участник пула "Шесть семерок", в который входят "М.Видео", "Спортмастер", "Арбат Престиж", МВО, "Седьмой континент". Действует единая дисконтная карта, по которой предоставляется скидка 3 %. Сеть "Куда.ru" активно сотрудничает с журналом "Вояж и отдых", Аэрофлотом, Ситибанком, Ингосстрахом, Группой Финанс-банк (отдых в кредит).
Стандарты, принятые в сети, распространяются на корпоративную технологию продаж и фирменный стиль, который выражается в едином оформлении рекламной продукции, интерьеров офисов и униформы сотрудников агентств. Управляющая компания регулирует также территориальное распределение агентств, чтобы избежать прямой конкуренции внутри сети, занимается маркетинговыми исследованиями, продвижением и рекламой торговой марки, предоставляет единую информационную систему и проводит обучение персонала сетевых агентств. Сформирована единая база данных клиентов — CRM-отдел (Customer Relationship Management), что является инновационным элементом в туристском бизнесе. Участники сети — самостоятельные, юридически независимые турагентства, они объединены торговой маркой (брендом); маркетинговой политикой; передовой технологией; рекламной закупочной и ценовой политикой; единым информационным пространством.
Чтобы вступить в сеть туристская фирма должна подписать лицензионный договор. Договором регламентируется порядок проведения работ по приведению деятельности компании к стандартам сети. Эти работы осуществляются при соблюдении следующих условий:
- подписание договоров с туроператорами — стратегическими партнерами;
- включение персонала бюро путешествий в график обучения управляющей компании;
- производство и размещение уполномоченным рекламным агентством наружных рекламных носителей;
- внутренняя реорганизация помещения;
- приведение технического оснащения бюро путешествий к принятому в сети;
- установка необходимого программного обеспечения и подключение к информационной сети;
- предоставление профайла в отдел франчайзинга управляющей компании на персонал бюро путешествий;
- срок приведения бюро путешествий к стандартам сети не должен превышать одного месяца.
По факту завершения работ управляющей компанией сети выдается сертификат соответствия руководителю бюро путешествий. С этого момента бюро путешествий обслуживает клиентов под торговой маркой.
Бюро путешествий, желающие вступить в сеть, должны заполнить анкету, в которой, наряду с ответами на вопросы о наличии лицензии на туристскую деятельность, организационно-правовой форме компании и др., представить информацию о том, кто является юридическим лицом (с указанием доли каждого участника в уставном капитале); о месторасположении агентства и типе здания, в котором оно расположено (административное, бизнес-центр, торговый центр, наличие пропускной системы, собственное или арендованное); всех партнерах-туроператорах; наличии систем бронирования авиабилетов и агентских соглашений с авиакомпаниями; годовом бюджете на рекламу и др.
На туристском рынке стали появляться сети турагентств, действующих на принципах франчайзинга. Это, например, "Путевочка" — новая франчайзинговая структура, которая размещается в сети магазинов экономического класса "Пятерочка" (в 2003 г. сеть включала 260 магазинов, из них 198 в Москве и Санкт-Петербурге). Ежедневно все магазины сети "Пятерочка" обслуживают до 500 тыс. человек, однако основная масса покупателей — люди с ежемесячным доходом от 6 тыс. до 10 тыс. рублей. Новая сеть предполагает специализироваться на продаже поездок на массовые направления — в Египет, Турцию, Испанию.
Франшиза "Путевочки", которая будет продаваться "Магазином готового бизнеса", стоит 15 тыс. долл. США. В эту сумму включено получение туристской фирмы с полностью оборудованным офисом (10 м2) и необходимыми для работы документами и персоналом.
Владельцу франшизы первые 3 месяца придется платить по 2 800 долл. США в месяц и 3 200 — в последующие. Эти суммы складываются из: роялти (отчисления управляющей компании первые 3 месяца по 500 долл. США, затем 500 долл. плюс 15 % от оборота); зарплаты персонала (два менеджера и один помощник — около 1 100 долл. США ежемесячно); арендной платы за помещение (1 200 долл. США в месяц).
В сентябре 2004 г. руководители ООО "101 ФАИН" объявили о новом франчайзинговом проекте под названием "101 страна отпусков". Создатели проекта считают, что франшиза — это интеллектуальный продукт, существенно увеличивающий эффективность (доходность и качество) функционирования турагентств и повышающий их защищенность.
На первом этапе проекта предполагается создать объединение как свободное сообщество юридических лиц. Собственное имя фирмы сохраняется. Для вступления в сеть необходимо наличие лицензии на туристскую деятельность, договора на аренду помещения или аналогичного документа, наличие телефона и подключения к Интернету, обязательства предоставлять скидки по дисконтной карте сети и принимать участие в проводимых сетью тренингах. Первые 100 вступивших в сеть московских турфирм освобождаются от внесения вступительного взноса, ежемесячная плата составит 400 долл. США.
На втором этапе проекта планируется введение единых внутрисетевых стандартов, вступительных взносов и привлечение туристских фирм из регионов. Ставится задача в течение трех-пяти лет объединить под брендом "101 партнер — один успех" не менее 10 % турагентств России.
Создание франчайзинговых сетей является перспективным направлением развития сетевых туристских структур. Однако в условиях нестабильной экономики компаниям лучше строить не чисто франчайзинговую, а комбинированную сеть, опираясь на собственные офисы продаж. Такая сеть наиболее устойчива к всевозможным внешним угрозам (природные катаклизмы, экономические и политические потрясения), так как не связана с работой на каком-либо одном направлении.
Франчайзинговые сети — это наиболее цивилизованная форма работы в туристском бизнесе, модель его развития, доказавшая свою состоятельность и значительный потенциал.
Международные гостиничные цепи. Модели организации гостиничного бизнеса: модели Вильсона и Ритца, добровольная ассоциация гостиниц.
Влияние гостиничных цепей на индустрию туризма очень велико. Большинство из того, что сейчас считается "стандартом в производстве", либо имело свое начало, либо получило поддержку в гостиничных цепях.
Интегрированные гостиничные цепи производят и продают продукт, который последователен и однороден. Все гостиницы в цепи имеют название и знак [9].
Преимущества построения гостиничных цепей очевидны.
Единая система бронирования
позволяет вести клиентов по всему маршруту и максимально возможно повышать загрузку.
Единая база данных
дает возможность формировать удобные маршруты, осуществлять информационную поддержку персонала, обеспечивать высокое качество обслуживания.
Общая финансовая система
позволяет проводить масштабные рекламные программы не только на зарубежных, но и на внутренних рынках Наиболее заметны рекламные кампании корпораций "Marriott" и "Sheraton". По пути презентационных мероприятий пошли "Radisson" и "Marriott" (группа "Renaissance"), "Forte" пропагандирует себя через спонсорство.
Для гостиниц еще одним преимуществом включения в международную цепочку становится возможностьдоступа к новым технологиям и технике
. Это позволяет вести ремонтные работы без закрытия гостиницы и беспокойства ее гостей. Так было, например, в отелях "Рэдиссон-Славянская", "Шератон-Палас" и "Мариотт-Тверская". Причем средства на реконструкцию выделяются, как правило, из специально предназначенных для этого фондов компании.
Включение в международную гостиничную сеть обязывает гостиницу постоянно поддерживать имидж марки, содержать в порядке номерной фонд, своевременно проводить реконструкции.
Единый стратегический маркетинг,
предусмотренный для определенного брэнда, позволяет существенно экономить средства на проведении самостоятельных глобальных исследований. Фактически нужен лишь оперативный маркетинг, позволяющий скорректировать общую стратегию в соответствии с национальными и региональными условиями. Можно даже воспользоваться услугами известных консалтинговых компаний — так, например, поступила гостиница "Новотель", входящая во французскую систему "Ассог".
Немаловажна и информационная поддержка
. Включение в известную гостиничную систему дает отелю возможность быть представленным во всех ее справочниках, каталогах, системах бронирования и на Интернет-сайтах.
Кроме того, входящий в цепь отель приобретает огромные возможности расширения сервиса, опираясь на уже разработанные схемы и контакты, клиентские программы и их поддержку.
Решаются и такие важные вопросы как обучение персонала
, повышение его квалификации, возможности обмена профессиональным опытом. Ценовая политика
отелей, входящих в международные гостиничные системы, очень разнообразна и отличается высокой гибкостью. Размещение гостей по опубликованным тарифам допускается только в крайних случаях. Почти всегда клиенту предлагаются специальные цены: корпоративные, семейные, "государственные" тарифы, "сверх экономный" и "горячий" интернет-тариф, предложение "бизнес-класс", специальные цены для пожилых
Принято выделять несколько устойчиво сформировавшихся моделей организации гостиничного бизнеса.
Первая из них – это модель Ритца. Данная модель названа в честь швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Его именем были названы многие престижные отели мира. Отели, придерживающиеся данной модели, отличаются европейскими традициями, изысканностью и аристократизмом.
Следующая модель – модель Кемонса Уильсона. Для нее характерен прежде всего высокий уровень обслуживания своих гостей. Примером может служить сеть гостиниц «Холидей Инн».
Отличительные признаки данной модели:
1) соблюдение единого архитектурного стиля;
2) быстрая регистрация гостей;
3) гибкая система тарифов;
4) специальные номера для постоянных клиентов;
5) наличие «шведского стола» (как правило, на завтрак);
6) конференц-холл.
На данный момент гостиницы, придерживающиеся такой модели, составляют более 50 % гостиничных номеров в мире. Управляются такие гостиницы компанией-корпорацией или холдингом, который является их собственником.
Модель Кемонса Уильсона ориентирована на значительную гибкость в сочетании с достаточно высокими стандартами обслуживания (цепь гостиниц «Холидей Инн»). Основные отличительные черты гостиничной цепи, организованной по этой модели, следующие:
- единство стиля (архитектура, интерьер);
- единство обозначений и внешней информации;
- просторный и функциональный холл;
- быстрота регистрации клиентов;
- номера, предусмотренные для постоянных клиентов;
- завтрак «шведский стол»;
- наличие конференц-холла;
- гибкая система тарифов;
- единая структура управления, маркетинга и службы коммуникаций.
Под контролем гостиничных цепей, построенных по данной модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире. Такие цепи управляются одним собственником – головным холдингом.
В «добровольные» гостиничные цепочки (типа «Best Western», «Romantic Hotels»), как своеобразную модель, независимо от страны расположения, под единой торговой маркой объединяют гостиницы, выдерживающие определенные наборы и стандарты услуг. Гостиницы платят взносы в единый фонд, средства которого идут на рекламные и маркетинговые цели, мероприятия по продвижению их услуг на рынок. При этом полностью сохраняется финансовая и управленческая самостоятельность каждой гостиницы.
Практика выработала интеграцию и сочетание моделей. Так, возникли гостиничные консорциумы, объединяющие отели и небольшие гостиничные группы разного класса: «Best Western Hotels», «Romantic Hotels & Restaurants», российская компания «Best EasternHotels». Консорциумы, не навязывая собственных стандартов сервиса, способствуют продвижению отелей на международных рынках, представляют их интересы в системах резервирования. Гостиницы, вошедшие в консорциум, должны платить установленный процент от прибыли или делать фиксированные ежегодные отчисления. Среди российских отелей в международные консорциумы входят «Art Hotels» («Best Western Hotels») и«Аэростар» («Supranational Hotels»).
Семейства или ассоциации («The Leading Hotels of the World», «Preferred Hotels & Resorts Worldwide», «Small Luxury Hotels of the World» и др.) объединяют отели, отвечающие определенным требованиям. Помимо маркетинговой системы продаж, гостиница получает известный брэнд и привлекательный имидж. Ассоциации жестко контролируют соблюдение своих стандартов, не вмешиваясь в управление отелем, но вместе с тем, в случае грубых нарушений корпоративных норм оставляют за собой право на исключение нарушителя из своих рядов. Оплата услуг таких компаний складывается из фиксированного ежегодного членского взноса, не зависящего от текущих доходов отеля, и комиссионного вознаграждения за осуществляемые услуги бронирования. В ассоциацию «The LeadingHotels of the World» входят четыре российских отеля: «Националь», «Балчуг Кемпински», «Астория» и «Гранд Европа».
Франчайзинг в туризме: особенности организации, преимущества и недостатки.
Франчайзинг — готовый бизнес, который учитывает как интересы крупных представителей отрасли, так и малых предприятий, способствует развитию крупных брендов, одновременно давая возможность новым и уже существующим мелким предприятиям создать и развить свое дело в самые сжатые сроки. Конкуренции с другими предприятиями одной и той же сети возможно избежать, тщательно рассчитав необходимую плотность франчайзи на территории. Одним из главных плюсов франчайзинга является возможность открытия собственного бизнеса даже тем предпринимателям, которые до этого никогда не работали в этой конкретной сфере или же новичкам в бизнесе.
С помощью франчайзинга можно избежать самых сложных, первых шагов в ведении собственного бизнеса, недоверия потребителей к совершенно новому и неизвестному предприятию, исключить риски неправильного построения бизнес-модели. Уже сейчас практически во всех регионах Украины можно увидеть присутствие самых известных брендов, расширяющихся посредством франчайзинговых сетей (например, всем известный «Макдональдс», «Челентано»). Смысл франчайзинга в том, что между двумя самостоятельными компаниями ведется сотрудничество на основе договора, при этом одна из компаний — франчайзер — предоставляет другой — франчайзи — разработанную систему ведения бизнеса, которая обеспечит новой компании успешный выход на рынок в самые сжатые сроки.
Франчайзер при этом имеет возможность контролировать франчайзи, однако же, последний остается независимым предприятием, используя при этом технологии ведения и управления бизнесом, разработанные профессионалами и проверенные временем.
На практике франчайзинг регулируется договором о коммерческой концессии, при получении которого франчайзи вносит первый взнос за приобретение франшизы, после чего выплачивает периодические платежи за право пользования франшизой (роялти), получая взамен детальную инструкцию и всевозможную помощь в ведении бизнеса для получения максимальной прибыли в короткий срок.
ФРАНЧАЙЗИНГ В ТУРИЗМЕ
Франчайзинг в туризме широко распространен во всем мире. По принципу франчайзинга созданы большие американские туристические сети Uniglobe travel и Woodside travel, европейские TUI, Nekkerman. В Украине также получили широкое распространение франшизы в туризме, и обе стороны франчайзинговх отношений уже имели возможность оценить все плюсы ведения туристического бизнеса по этой схеме.
Туристический бизнес является одной из ниш с самой высокой конкуренцией и, если вы задались вопросом: Как открыть турагентство?,то единственно верным и надежным решением будет вхождение в известную франчайзинговую сеть. Это дает вам множество преимуществ, а также гарантирует эксклюзивность представительства выбранной вами сети в вашем регионе. Ведь, для исключения слишком большой плотности туристических агентств сети на территории и создание конкуренции между ними, в договоре франчайзинга определяется территория, на которой от конкретной сети будет находится только одно ваше турагентство.
ФРАНШИЗА ТУРАГЕНТСТВА – МОЩНЫЙ БРЕНДОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
В рамках жёсткой конкурентной борьбы, которая сегодня ведётся в туристическом бизнесе, на первое место постепенно выходит «раскрученность» торговой марки, которая является для рядового клиента своего рода гарантией качества предоставляемых услуг. Как показывают маркетинговые исследования – современный клиент больше доверяет компании, название которой «на слуху», чем малоизвестным туристическим агентствам. И это не удивительно – кроме денег за путёвки он доверят компании заграничный паспорт и конфиденциальную информацию, которая не предназначенная для широкого использования. Как результат, автономные фирмы даже при очень высоком качестве сервиса очень долго формируют собственные клиентские базы, являющиеся основой любого успешного бизнеса.
В этом ракурсе самым привлекательным вариантом является франшиза турагентства – работа в качестве автономного подразделения развитой франчайзинговой сети. Обычно в таких схемах сотрудничества франчайзер предоставляет своему новому партнёру право в полной мере использовать собственный бренд для развития регионального бизнеса. При этом коммерческий статус контрагента не играет роли – такое маркетинговое преимущество предоставляется как опытным бизнесменам, так и новичкам.
Позволяя использовать известную торговую марку, франшиза турагентства открывает перед новым участником блестящие перспективы динамичного развития нового проекта. Зачастую франчайзеры предоставляют в распоряжение новообразованных подразделений большое количество полиграфической рекламной продукции и офисных аксессуаров, которые становятся эффективным инструментом для рекламного продвижения. Одновременно под эгидой главного бренда новое турагентство рекламируется в СМИ и в Интернете, что позволяет контрагенту быстро сформировать собственный положительный имидж, способствующий развитию бизнеса.
Такие приоритеты в условиях высокой конкуренции очень важны, так как раскрутить новый бренд без серьёзных финансовых и временных затрат невозможно. Тем более, что разработка фирменного стиля «с нуля», включая придумывание названия для компании – это тоже довольно затратный процесс, требующий привлечения рекламных специалистов высшей квалификации. И, наконец, принципиально новый бренд в этом перенасыщенном сегменте рынка должен быть поддержан различными рекламными носителями, внедряемыми в больших количествах, таких как календарики, проспекты, ручки, значки, футболки и т.д., а это также требует значительных финансовых расходов. Только в случае использования массовой рекламной продукции, возможно, включится «сарафанное радио», которое, как известно, играет далеко не последнюю роль в коммерческом продвижении.
Туристическая франшиза сразу же решает все вышеперечисленные проблемы, предлагая контрагенту готовые решения в оформлении фирменного стиля, позитивно влияющего на целевую аудиторию. Как правило, бренды крупных франчайзеров уже не нуждаются в представлении – на рынке Украины, сегодня работает не более десятка франчайзинговых сетей, названия и торговые марки которых давно относятся к разряду хорошо узнаваемых торговых знаков.
И ещё один момент – работа под известным торговым брендом повышает лояльность к данному бизнесу не только клиентов, но и фискальных органов, финансовых институтов и государственных служб. Будучи контрагентом известной компании с безупречной репутацией легче получить кредит в банке, взять в аренду помещение, решать организационные задачи, зависящие от различных официальных структур.
Франчайзинг – особая организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) продает готовый бизнес предпринимателю или компании (франчайзи).
Франчайзер – физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.
Франчайзи – физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе приобретенной франшизы.
Франшиза – это готовый бизнес в виде франчайзингового пакета, который франчайзер продает франчайзи.
Франшиза – право на осуществление экономической деятельности с использованием принципа франчайзинга.
Франчайзинг, или, иначе говоря, коммерческая концессия, регулируется гл. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В соответствии с ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (к продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг) (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).
Согласно названной статье ГК РФ сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Можно выделить несколько вариантов осуществления сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей:
1) франшизная гостиница имеет самостоятельное управление, без вмешательства со стороны администрации;
2) франчайзинг, основанный на контракте на управление.[11]
Отношения, складывающиеся между франчайзером и франчайзи, можно разделить на два вида:
1) прямой франчайзинг (франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи));
2) косвенный франчайзинг (международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории другой страны одному франчайзи).
Выбирая вариант франчайзинга, необходимо учитывать финансовые возможности франчайзера, так как расширение деятельности в международных масштабах требует от него больших денежных инвестиций. Денежные средства расходуются прежде всего на проведение переговоров по заключению франчайзингового договора или открытие собственных представительств.
Для центральной фирмы всегда выгодно, если в стране имеется развитое предпринимательство, которое обладает финансовыми и кадровыми ресурсами и, как следствие, способно выполнять функции генерального франчайзи. Франчайзер, как правило, охотнее заключает прямые франчайзинговые договоры в стране, имеющей общие границы со страной франчайзера. Не менее важными факторами, оказывающими влияние на выбор франчайзером варианта франчайзинга, являются различия языка, законов, традиции, пристрастия потребителей и т. д.
По прогнозам экономистов система франчайзинга должна прижиться в российских условиях организации и управления гостиничным хозяйством, так как не требует изменения формы собственности.
Основным плюсом франчайзинга является то, что он содержит в себе современные отработанные технологии ведения бизнеса, которые дают возможность избежать ошибок организационно-технического характера. Но для нормального функционирования франчайзинга как организационно-экономического инструмента необходимо наличие в стране стабильной законодательной базы, которая пока еще не сложилась в нашей стране. Для вхождения во франчайзинговую сеть отечественные предприниматели должны уплатить относительно небольшой стартовый сбор.
Современное состояние туризма в Республике Беларусь.
Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:
1) близость к Западной Европе, Скандинавии — туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
2) соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;
3) древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
4) богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес — Беловежскую пущу и т.д.
В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
По состоянию на 1 января 2005 г. в республике насчитывается 279 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 23 тыс. мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 6,7 тыс. человек.
В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 258 гостиниц, или 92 процента от всех средств размещения. Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 71 единицу, или 25 процентов от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38 процентов всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45 процентов от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль. В тоже время государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.
Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса однозвездочной.
Туристская инфраструктура Республики Беларусь.
Проблемы инфраструктуры туризма.
Проблемы инфраструктуры туризма наиболее сложные, т.к. их решение требует солидного финансового обеспечения. А, как известно капитализации туристского рынка у нас (как собственно и в России) не происходит. По инвестиционной привлекательности мы находимся во второй сотне государств. И в этой сфере необходимо принимать принципиальные решения на государственном уровне. Беларусь является единственной республикой на постсоветском пространстве не имеющей пятизвездочного отеля. И это при наших претензиях на развитие конгрессного туризма! Количество гостиниц очень незначительно, но все же увеличивается при одновременном сокращении общего количества мест. На сегодняшний день количество — не проблема. Средняя их загрузка составляет лишь 40% (для сравнения в Европе — 65 , Лондоне — 83, Милане — 72). Основная проблема комфортность и соотношение цена — качество. В заключение следует отметить, что задачи, поставленные перед отраслью вполне реальны и выполнимы, но только при одном условии — их комплексного решения всеми участниками туристского процесса и в первую очередь самим государством.
Динамика и специфика развития туризма в Республике Беларусь.
Перспективы развития въездного туризма в стране и направления совершенствования приема и обслуживания иностранных туристов.
Как утверждают профессионалы, вовсе не нужно, чтобы турист приезжал к нам на неделю или две — пора честно признать, что столько времени нам, к сожалению, его нечем занять. Беларуси вполне достаточно использовать выгоды своего положения и получать доход от транзитного туризма. Только не так, как это делается сегодня — дорогими визами, принудительным страхованием на границе и т.п., а предлагая, маленький, но необходимый комплекс туруслуг — одну-две ночевки в комфортабельной гостинице, питание, несколько экскурсий, сувениры. И действительно, развитие транзитного туризма, обеспечивающего обслуживание пересекающих территорию Беларуси туристов, пассажиров и водителей транспортных средств, обусловлено прохождением через ее территорию мощных транспортных коридоров, связывающих страны Западной и Центральной Европы с Россией, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азией. Величина пассажиропотока, пересекающего Беларусь по магистрали Брест — Минск — Смоленск, составляет около 5,5 млн. человек в год на автомобильном транспорте и около 4,5 млн. человек на железнодорожном транспорте. Это значит, что суммарно около 10 млн. человек в год может посетить нашу страну и при этом оставить в ней приличную сумму денег.
Поэтому для развития данного вида туризма предлагается создать культурно-туристские зоны в больших и средних городах с ценным историко-культурным наследием, расположенных вдоль основных транспортных коридоров, а также в пределах одночасовой транспортной доступности вдоль этих коридоров; развить придорожную сеть объектов туристского обслуживания с размещением в местах с благоприятными природно-ландшафтными условиями гостиниц, позволяющих организовать отдых в течение нескольких дней; создать справочно-информационную и маркетинговую службы, направленные на вовлечение транзитных пассажиров в систему туризма Беларуси.
Другим направлением для развития въездного туризма может быть развитие приграничного туризма. Для европейских стран характерно, что приграничный въездной туризм в общем объеме составляет приблизительно 60%.Опыт этих стран показывает, то успех их развития очевиден, если широко использовать общую историю и традиционные культурные связи, принцип добрососедства, сходство природных условий. Развитие приграничного туризма обусловлено соседством Беларуси с государствами с относительно развитой системой туризма — Польшей, Литвой, Россией. Посещение приграничных районов, как жителями соседних государств, так и иностранными туристами, приехавшими в эти страны, является существенным резервом увеличения туристского потока в Беларусь. К примеру, Польша, ввиду географической и духовной близости, является естественным источником туристов в Брестскую и Гродненскую области нашей страны. У Беларуси и Польши есть две основные общие достопримечательности природы: Беловежская пуща и Августовский канал. Августовский канал соединяет реки Вислу и Неман, что дает возможность путешествовать водным путем из Западной Европы в Россию или вокруг северных стран Европы. Учитывая тот факт, что в Европе увлекаются водным туризмом более 5 млн. человек, можно говорить о большом количестве потенциальных туристов. Поэтому, если бы власти и соответствующие структуры города Гродно восстановили бы часть канала, то область смогла бы получать доходы в пределах 250-300 тыс. дол. США ежегодно, используя данный объект в туристских целях. Аналогичным образом можно использовать и другие объекты. Для этого нужно создать новые совместные маршруты с близлежащими странами; организовать совместные международные акции (фестивали, ярмарки и т.д.); согласовать и взаимоувязать размещение и развитие центров, трасс и инфраструктуры туризма по обе стороны границы; увеличить количество пограничных переходов; упростить процедуру получения визы, прохождения паспортного и таможенного контроля для туристов.
Развитие делового туризма, ориентированного на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих в страну с деловыми целями, является одним из активно развивающихся и наиболее выгодных видов туризма, так как, кроме доходов от туризма, деловой туризм способствует развитию экономических связей страны. Что касается Беларуси, то при всем отсутствии положительного туристского имиджа она имеет репутацию государства с высокой высокообразованностью населения, современной наукой, многосторонними деловыми связями во внешнеэкономической деятельности. Поэтому в республике возможно проведение конгресс-туров, бизнес-семинаров, международных конференций. Опыт проведения таких туров в республике имеется. “Белинтурист” совместно с торговой палатой, Министерством экономики, Национальной Академией наук, рядом министерств и ведомств проводили международные симпозиумы и конференции различных направлений с одновременным участием до 1 тыс. человек иностранных гостей. Разрабатывались доконгрессные и послеконгрессные туры, которые по своей прибыльности превосходили доходы от приема обычных туристских групп, поэтому необходимо активно развивать это направление.
Развитие экологического туризма, связанного с посещением туристами уголков нетронутой природы, имеет большие перспективы в Беларуси, где природные территории составляют около половины площади страны. И действительно, в распоряжении Беларуси находится 10 тыс. озер, около 3 тыс. рек длиной 5 км и более и около 20 тыс. малых рек, 8,7 млн. га (что составляет 42% территории страны) занято лесами, а на севере и в центре страны находятся наиболее разнообразные и ценные в эстетическом отношении природные ландшафты. Экологический туризм обеспечивает минимальное воздействие человека на природную среду и направлен на ознакомление туристов с природными ценностями, их экологическое воспитание и образование. Поэтому за опорные центры развития данного вида туризма в нашей стране можно взять типичные для Беларуси природные экосистемы, не измененные или слабо измененные деятельностью человека, а именно, национальные парки “Беловежская пуща”, “Припятский”, “Нарочанский” и т.д. Здесь перспективным является организация туристических походов в эти нетронутые уголки природы, организация туров по болотам (которых у нас в достаточном количестве), по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных суднах, туров по лесным экосистемам с попутным изучением флоры и фауны. Для иностранцев, привыкших к тому, что леса, реки и озера являются частной собственностью, и что их посещение ограничено, понравится данное предложение, а мы, в свою очередь, будем рады видеть их у себя. Единственной проблемой, которая может помешать развитию экологического туризма, является радиационная обстановка в стране. Но с этим мы, к сожалению, ничего поделать не сможем, а эта проблема, которой “наградил” нас Чернобыль, останется с нами еще на долгие годы.
Развитие агротуризма, связанного с посещением туристами сельской местности для отдыха и оздоровления в чистых сельских районах, также перспективно для Беларуси. Предпосылками для развития этого вида туризма служат, с одной стороны, растущая популярность отдыха в сельской обстановке для горожан, уставших от городского шума и суеты и желающих провести недельку-другую в тиши, а с другой — большое количество пустующих домов в сельской местности, правда требующих значительного переоборудования. Для иностранных туристов будет интересно это направление в туризме, так как оно позволяет одновременно отдохнуть и более подробно ознакомиться с историей и бытом белорусского народа.
Наличие минеральных вод, торфогрязей, сапропелей и иных природных лечебных ресурсов способствует развитию в нашей стране и оздоровительного туризма. В Беларуси более чем в 200 пунктов зафиксированы источники минеральных вод, которые отличаются большим разнообразием типов, и на базе которых открыты курорты “Нарочь”, “Ждановичи”, “Новоельня”, ”Ушачи” и д.р. Для развития на этих курортах иностранного туризма предлагается реконструкция части существующих спальных корпусов санаторных учреждений с организацией в них номеров “люкс”, соответствующих международным стандартам; создание службы дополнительного медицинского и бытового обслуживания.
В Беларуси превосходные условия для тех, кто желает испытать свою удачу на охоте или рыбалке. В охотоугодьях, которые занимают около 18 миллионов гектаров территории республики, обитает более 20 видов охотничьих животных и около 30 видов птиц. Наиболее эффективная система охраны животных существует в национальных парках и заповедниках. Именно здесь, благодаря различным биотехническим мероприятиям и научно обоснованным нормам отстрела, численность животных остается стабильной и понемногу увеличивается, а также сохраняются оптимальные пропорции в популяционной структуре млекопитающих. Кроме этого, в национальных парках организовано рациональное ведение охотничьего хозяйства, способствующее развитию охотничьего туризма, в частности иностранного, который обеспечивает значительную часть денежного дохода в бюджет этих организаций. Поэтому наличие обширных охотничьих угодий и разнообразие охотничьих животных в республике, с одной стороны, и экономическая целесообразность в развитии охотничьего туризма, особенно иностранного, с другой, позволяют сделать вывод о его перспективности.
Не стоит забывать и про познавательный туризм. Ведь у нас имеется большое количество памятников истории и культуры; мест, связанных с важными историческими событиями; мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся личностей; музеев и т.д. А для того, чтобы дать туристам более полное представление об истории и культуре белорусского народа, важно наряду с музейными экспозициями и продажей сувениров, включить в туристские маршруты посещение действующих народных промыслов и ремесел, познакомить их с национальной кухней, народным искусством и бытом, для иностранных туристов значительный интерес могут представлять и фольклорные коллективы, как профессиональные, так и самодеятельные.
Хотелось бы отметить, что динамичное развитие въездного туризма невозможно без сопутствующего развития банковской сферы. Приоритетами здесь являются развитие операций с еврочеками и кредитными карточками международных платежных систем, расширение сети пунктов и терминалов банковского обслуживания клиентов на основе карточек, расширение сети обменных пунктов коммерческих банков и спектра предоставляемых ими услуг.
Как мы видим, в Беларуси существует много перспективных направлений развития въездного туризма, главное, чтобы нашлись те, кто смогли бы воплотить эти идеи в жизнь, потому что у нас, к сожалению, не разработан механизм реализации мер по созданию центров и зон туризма, туристских трасс с развитой системой приема и обслуживания туристов; современных информационных систем, связанных с мировыми туристскими информационными системами; рекламной поддержки; законодательного и организационного обеспечения развития туристской отрасли. Поэтому, оптимистически оценивая перспективы развития въездного туризма в Беларуси, следует отметить, что от сегодняшнего состояния до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует пройти немалый путь.
Структура управления туризмом в Республике Беларусь.
Общественные организации, регулирующие туризмв Республике Беларусь.
Приоритетные направления развития туризма в Республике Беларусь.
- Мотивация туризма и путешествий.
- Мотивационные аспекты в туризме
- Классификация аспектов.
- Специфические интересы различных туристских групп позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста.
- Группу мотиваций при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
- Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
- Основные факторы туристской мотивации
- Дифференциация туристического рынка.
- Поступления (доходы), которые обеспечивает въездной туризм
- Расходы, относящиеся к внутреннему туризму
- Расходы, производимые при выездном туризме
- Франция
- Испания
- Великобритания
- Германия
- Австрия
- Перспективными направлениями развития въездного познавательного туризма в Беларуси являются:
- Перспективные направления развития внутреннего познавательного туризма:
- Экологический туризм.
- Агротуризм.
- Оздоровительный туризм.
- Спортивный туризм.
- Деловой туризм.
- Основные направления развития делового туризма:
- Религиозный туризм.
- Центрами религиозного туризма для православных в Беларуси приняты:
- Перспективные туристские центры и трассы международного и национального значения.