logo
введение в туризм зачёт

Основные факторы туристской мотивации

В общем представлении туризм — это удовольствие, активный или пассивный отдых, досуг и развлечение. Однако каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально -в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта, семейного положения, дохода и других факторов. С достаточной степенью приближенности можно выделить группы населения, которые имеют некоторую общность в понимании принципов желаемого отдыха и принимают аналогичные решения при выборе путешествия.

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания. Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.

1.Возраст. Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор:

- дети до двух лет. Решений самостоятельно не принимают, но опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха;

- дети дошкольного возраста (до семи лет). Путешествуют с родителями (за редким исключением — в организованных группах), решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей или лиц, их сопровождающих. Концепция отдыха ориентирована на потребности ребенка;

- школьники (до 18 лет). В основном финансово зависимы, обладают ограниченной самостоятельностью, чаще всего следуют на отдых в составе групп, отличаются высокой любознательностью. Ориентация на познавательный и активный отдых;

- молодежь, студенты (до 25 лет). Как правило, имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных исходов, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму, коммуникабельны, с ярко выраженными приключенческими мотивами. Согласно преобладающей на Западе концепции, до создания семьи предпочитают посмотреть мир, что учитывается турфирмами при разработке турпродукта: для этой категории туристов существует много предложений и наибольшее количество скидок;

- туристы 25-35 лет. Обычно семейные, с малолетними детьми, связаны необходимостью закрепления своего положения в обществе, служебной карьерой. На отдых выделяют мало времени и средств, направляя их в основном на укрепление финансового положения семьи. Исключение составляют туристы из категории "новых русских", мотивации которых непредсказуемы и могут свестись к интенсивному разбрасыванию денежных средств, требованию из ряда вон выходящих развлечений даже не столько в целях получения острых ощущений, сколько для привлечения к себе внимания окружающих;

- туристы 35-50 лет. Предпочитают активный, менее познавательный, более спокойный отдых, чаще без детей и без партнера. Как правило, обеспечены, знают цену деньгам и развлечениям. Основной мотив — за свои деньги получить отличный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту;

- туристы от 50 лет и старше. За редким исключением, обладают относительно слабыми физическими возможностями, склонны к недомоганиям. Им показаны существенные климатические ограничения. Предпочитают познавательный отдых, как правило, вне сезона, а также опосредованно связанный с лечением. Основная мотивация — возможность спокойного отдыха, исключительная мотивация — "успеть увидеть". Высокие требования по внешним воздействиям.

2. Образование. Этот фактор инициирует позывы увидеть непосредственно явления, достопримечательности культур, но зрелищные события. Выделяют такие уровни образования: начальное, среднее, среднее специальное, высшее и др. Не исключение туристы, у которых нет образования, а есть только жизненный опыт.

При комплектовании групп сотрудникам турфирм желательно учитывать уровень образования туристов, что позволит выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, упростит обслуживание и сопровождение групп.

3. Социальная принадлежность. Оказывает существенное влияние на мотивацию выбора отдыха. Выделяют следующие социальные группы:

- рабочие и служащие. Занятые монотонной работой, они подвержены стремлению к активному отдыху и составляют значительный контингент туристов. В развитых странах имеют четко оговариваемый трудовым договором отпуск и могут планировать туристскую поездку. Доход, как правило, достаточен, чтобы выделить часть средств на туризм;

- учащиеся и студенты. В силу своих возрастных и социальных особенностей и характерных в связи с этим стремлений к расширению и подтверждению знаний составляют подавляющую часть групп познавательного туризма. Испытывают большое влияние познавательных исходов;

- пенсионеры. В большинстве стран имеют льготы и дотации, использование которых в условиях ограничений климатического характера позволяет им совершать туристские поездки в "средний" и "низкий" сезоны;

- фермеры и работники подсобных хозяйств. Из-за отсутствия четко регулируемого отпуска или возможности выделения времени на отдых являются исключительно неблагоприятной для туризма группой. В западных странах фермеры составляют туристский контингент в "средний" и "низкий" сезоны, а также в зимнее время. Активно участвуют в рождественских и новогодних тypax.

4. Менталитет. Определяется в основном воздействием общества, в котором человек проводит большую часть своего времени, что, в свою очередь, зависит от уровня образования и занимаемого в обществе положения. При выборе вида отдыха этот фактор имеет большое значение, особенно для туристов старше 18 лет, в период становления личности (с возрастом растут компромиссность и приспособляемость). Тезис "бытие определяет сознание" очень актуален при изучении принципов мотивации. Обычно во время отдыха имеет место стремление к восполнению недостающих эмоций и ощущений.

5. Конфессия. Влияние этого фактора проявляется в том, что верующие, как правило, отторгают развлекательные программы, например варьете, стриптиз-шоу, казино. Представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям и удовлетворяют их познавательные и духовные интересы соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов и молитв.

6. Доход. Играет в туризме существенную роль. Турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия исходя из их стоимости и своих материальных возможностей. Люди обеспеченные путешествуют избирательно. Люди с низким доходом совершают наименьшее число туристских поездок. Повышение жизненного уровня меняет приоритеты. Доходность различных категорий населения, составляющих потенциальный контингент туристов, влияет на формирование планируемого отдыха.

1. Семейное положение. Существенным образом влияет на мотивацию выбора путешествия. Выделяют следующие группы семейной принадлежности:

- дети и школьники. Способны оказывать влияние на родителей в выборе тех стран, где были их школьные товарищи;

- молодежь. Свободна от семьи и поэтому имеет все предпосылки для активных путешествий;

- супруги с детьми или лица, сопровождающие детей. Стремятся обеспечить отдых ребенка. Относительно ограничены в возможности выбора вида отдыха и развлечений;

- семейные пары. Как правило, располагают достаточными средствами для предпочтительного им вида отдыха, обладают преимуществом не подыскивать себе партнера на период путешествия. Реже выбирают познавательные туры, чаще — пляжный отдых.

7. Работа. Ее вид, характер, напряженность опосредованно оказывают влияние на формирование мотивов выбора путешествия, так как именно на работе человек проводит большую часть времени, подвержен сильному влиянию вида трудовой деятельности (умственной или физической) и трудового коллектива.

8. Отпуск. Его наличие, продолжительность, а также дотации к отпуску влияют на мотивацию путешествия и выбор туристского продукта. Отсутствие отпуска лишает человека возможности совершать длительные туры, оставляя ему лишь маршруты выходного дня.

Исследования известной консультационной фирмы "Horwath UK" подтвердили тенденцию к сокращению, причем быстрыми темпами, отпускного времени, что в будущем может отразиться на развитии международного туризма. Судя по результатам исследований, продолжительность отпуска в будущем может составлять три-четыре дня, включая выходные, но они будут предоставляться с большей частотой. Люди будут отдавать предпочтение проводить такие отпуска в регионе, где они проживают, в одном часовом поясе.

Исследования "Horwath UK" выявили нового потребителя туристских услуг — с более высоким уровнем дохода, но с лимитированным временем. Это значит, что туристским организациям предстоит разрабатывать новую маркетинговую стратегию и создавать новый турпродукт для потребителя, который вправе требовать от туристской индустрии предоставления ему высокоэффективных методов выбора и приобретения турпродукта без отсрочки и ожидания.

9. Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек, никогда не стоявший на лыжах, не выберет отдых по программе "Ski-extreme", как и человек, страдающий морской болезнью, — морской круиз или яхтинг. Боязнь высоты не позволит совершить восхождение на горную вершину. Человек, страдающий каким-либо недугом, постарается выбрать путешествие, дающее возможность лечения, оздоровления, принятия процедур. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может влиять на принятие решения о путешествии и покупке турпродукта.

Инвалиды и люди с физическими недостатками могут составить специфический сегмент потребительского рынка, если средства и условия их приема будут соответствовать специфике данного сегмента. Исследования подтверждают, что все большее число людей с физическими недостатками предпочитают проводить свободное время в путешествии.

Исследования показывают разницу в количестве ночевок вне дома семей, в которых есть люди с физическими недостатками, и семей, где таковых нет (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Количество ночевок вне дома (в процентном отношении от общего числа туристов) Количество ночевок

Семьи имеющие в своем составе людей с физическими недостатками

Не имеющие в своем составе людей с физическими недостатками

1-3

1-6

7-9

10-12

13-15

16 и более

37

24

15

5

7

12

42

31

15

5

3

4

Семьи, в которых есть люди с физическими недостатками, скрупулезно подходят к планированию и выбору туристской поездки, учитывают возможные трудности и специфику отдыха. В мире существуют курорты, рассчитанные на прием данной категории туристов. Например, в Колорадо создан горнолыжный курорт со специальными программами для слепых, калек и т. д. Туристская индустрия предлагает специальные услуги для данного сегмента потребительского рынка, в частности: некоторые авиакомпании — программы обслуживания, гостиницы — помещения, сконструированные с учетом специфики данной категории туристов.

Существует ряд не явно выраженных физических недостатков, которые ограничивают туристскую активность, но, как правило, редко учитываются работниками сферы туризма (например, диабет, фобии). Следует помнить, что высокий процент людей с физическими недостатками может создать предпосылки для возникновения экстренных ситуаций во время путешествия.

10. Численность туристской группы. Принято выделять следующие группы туристов:

- индивидуальный тур или малая группа (до 10 человек). Для туриста этой группы предполагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность и приспосабливаемость к интересам группы. Туроператор при составлении тура учитывает все возможные пожелания туриста;

- группа более 30 человек. Слабоуправляема, с существенными отличиями в требованиях к организации отдыха. Для группы численностью более 30 человек требуются более разнообразные возможности выбора туристских услуг по их содержанию и уровню цен.

Участие в групповом туре характеризуется следующими мотивационными исходами:

- подавление индивидуальных требований в целях приспособления к общим интересам;

- подавление негативных моментов (незнание языка, географии, культуры и обычаев посещаемой страны, страх потеряться, подвергнуться нападению, остаться без поддержки и др.) при посещении незнакомого места;

- возможность обрести новых знакомых и друзей;

- наличие компаньона во время путешествия.

11. Географическое направление. Мотив выбора географического направления может быть неопределенным и во многом зависит от удаленности и доступности места туристского назначения. На выбор географического направления в значительной степени влияет подготовленность туриста, в том числе сведения, полученные им из учебной, популярной и другой литературы, средств массовой информации, образующие фундамент его географических, краеведческих и страноведческих знаний. Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Выбор определяется оценкой возможных способов развлечения, удовлетворения туристских потребностей. Географическое направление может привлекать: месторасположением (природные или искусственные факторы, культурные элементы и пр.), событием (фестиваль, спортивные игры и др.), возможностями для определенной деятельности (например, для занятий спортом), а также состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры и т. п.

12. Сезонность. Туристские ресурсы в силу их географического положения и климатических особенностей обладают сезонной привлекательностью. Никто не поедет в Индию в период муссонных дожей. В туристской практике годовой цикл принято делить на сезоны, способствующие или, наоборот, препятствующие отдыху в конкретной местности в определенный период времени. Выделяют сезоны:

- "высокий" — период, наиболее благоприятный для отдыха в конкретной местности в определенное время;

- "средний" — период, когда отдых возможен, но при менее комфортных условиях, чем в "высокий" сезон;

- "низкий" — относительно неблагоприятный период для отдыха в конкретном месте в определенное время.

Турист предпочитает посещать курорт именно в "высокий" сезон, и в мире всегда можно найти место с наиболее благоприятными условиями для отдыха в определенное время.

13. Активность. Туризм предполагает пассивный и активный отдых. Мотивация выбора привлекательного для туриста вида отдыха зависит от его возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья. Активность на работе генерирует желание спокойного отдыха и, наоборот, умственный труд — необходимость физической нагрузки, эмоциональной встряски и т. д., На склонность туриста к пассивному отдыху также может влиять сезонность.

При выборе сегмента потребительского рынка следует четко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения. Для участия в туре высокой категории сложности следует вводить ограничения по возрасту и медицинским показаниям, согласовывая их предварительно с врачом и требуя от туриста рекомендацию или разрешение на участие в туре.

Таким образом, туристские мотивы как существенный элемент спроса являются объектом целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на формы спроса и выбора туристского продукта и услуг. Одни из этих влияний могут быть доминирующими, другие — побочными, однако все они обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта.

  1. Индустрия туризма и гостеприимства: сущность, основные составляющие.

Туристская индустриясовокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально- технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

- организаторов туризма — туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

- предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

- предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

- транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);

- экскурсионное бюро;

- производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

- предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);

- предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

- учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);

- органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);

- учебные, научные, проектные учреждения.

Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.

Исходя из этих предпосылок. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Несколько иное по содержанию, но близкое по смыслу определение дано в Законе Республики Беларусь "О туризме", где под туристской индустрией понимается "совокупность гостиниц и иных объектов, сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность".

Таким образом, законодательные акты подчеркивают необходимость комплексного подхода ко всем элементам туристской индустрии при осуществлении государственного планирования ее развития и обеспечения взаимоотношений между предприятиями, организациями и учреждениями, ее составляющими.

Для туристской индустрии характерны процессы специализации, кооперирования и концентрации производства.

Специализация находит выражение в развитии средств размещения (гостиниц, мотелей, ботелей, флотелей), различных форм обслуживания, изменении характера деятельности предприятий питания и развлечения, возрастании числа новых туристских услуг, разнообразии видов туров и т.д. Предоставление туристских услуг осуществляет все большее количество отраслей, фирм и организаций, каждая из которых, специализируется на выполнении отельных функций туристского обслуживания. Процессы специализации обуславливают усложнение хозяйственных связей между предприятиями туристской индустрии. Это вызывает необходимость на их кооперировании с целью максимально полного удовлетворения потребностей туристов и повышения качества их обслуживания.

Кооперирование представляет собой форму организации постоянных экономических связей между специализированными, но самостоятельными предприятиями по производству и организации туристских услуг и товаров. В туристской практике оно проявляется в форме долгосрочного договорного сотрудничества на предметной, функциональной, межотраслевой, региональной, национальной и международной основе.

Процессы кооперирования инициируются туристскими предприятиями (туроператорами), занимающимися формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. При этом кооперирование выступает не в качестве самоцели, а как средство повышения качества туристского обслуживания, экономии времени, сил и средств.

Кооперирование в туризме может быть производственным — по созданию туристского продукта (например, между туристскими предприятием и туристской организацией), и сбытовым — по его реализации (например, между туроператорами и турагентами).

Массовое развитие туризма обусловило развитие процессов концентрации производства. В их основе лежат те же причины, что и в других отраслях экономики (прежде всего эффект масштаба производства).

Концентрация производства в туристской индустрии происходит путем как укрепления отдельных производственных единиц (так, во Франции пять ведущих туроператоров контролируют около 50% продаж пэкидж-туров), так и сосредоточения в рамках объединения широкого круга предприятий ("гостиничные цепи"). Для туризма характерно также образование туристских корпораций- крупных предприятий туристского бизнеса, возникающих в результате слияния, поглощения или объединения нескольких туроператорских фирм. Так, путем поглощения ряда фирм образовался туристский гигант ТУИ (TUI- Touristic Union International), Являющийся крупнейшим туроператором Германии. В Голландии в результате слияния восьми туристских фирм появилась крупнейшая туристская корпорация "Холланд интернэшнл Трэвал", сосредоточившая в своих руках значительную часть туристского рынка страны. Туристские корпорации обычно имеют широкую зарубежную турагенскую сеть, через которую осуществляют реализацию туров и отдельных видов туристских услуг.

Функции туристской индустрии:

• является источником валютных поступлений в страну

• является средством обеспечения занятости населения

• способствует развитию экономики, оказывает стимулирующее воздействие на отрасли, обслуживающие сферы туризма

• выполняет важную социальную функцию, обеспечивая возможность восполнения, восстановления физических, духовных, эмоциональных сил человека, приобретению знаний и повышению культурного уровня населения

• повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства, так и делового сотрудничества

• стимулирует приток в национальную экономику иностранного капитала

• обеспечивает сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия.

Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике называемый «туристским продуктом».

  1. Роль и место агентско-операторского бизнеса на туристском рынке.

Туристская деятельность — деятельность, связанная с организацией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания. Особая роль в осуществлении такой деятельности принадлежит туристским предприятиям (за рубежом их часто называют турорганизациями). По сути своей они являются своего рода посредниками между производителями туристских услуг (гостиницами, ресторанами, транспортными предприятиями и т.д.) и потребителями (туристами). В свою очередь, их деятельность — также услуга.

Туристские предприятия относятся к основным производственным единицам туризма. Потребность в них возникает там, где участник туризма желает обеспечить себя определенными условиями, которые он не может полностью приобрести самостоятельно или получает их с большими затратами времени и средств.

С точки зрения развития туризма роль туристских предприятий проявляется прежде всего в следующих возможностях:

- активного воздействия на средства размещения, предприятия питания, транспортные организации и другие составляющие туристской индустрии в плане повышения качества предоставляемых услуг и приспособления их деятельности к отдельным видам туризма;

- влияния на потоки посетителей в отдельные регионы и туристские центры, обеспечения более равномерного распределения посещаемости по всем территориям, пригодным для туризма, а также распределения посещаемости по времени с целью уменьшения воздействия фактора сезонности и оптимального использования туристской инфраструктуры;

- пропаганда туризма, привлечения к участию в путешествиях широких слоев населения.

С точки зрения туриста значение деятельности туристских предприятий состоит в следующих преимуществах:

- экономия времени путешествующих. Постоянная связь и кооперация с производителями туристских услуг, значение различных факторов, влияющих на туризм (паспортно-визовые и таможенные формальности, связь, транспорт и т.д.), создает предпосылки для того, чтобы туристские предприятия с большей экономией времени могли обеспечивать туристам условия, необходимые для путешествия;

- возможности значительного сокращения материальных затрат туриста благодаря действию более низких цен на транспорт и размещение, предоставляемых туристским предприятиям соответствующими производителями услуг;

- получение консультационных услуг. Возможность самостоятельной покупки туристских услуг через Интернет не исключает, а даже усиливает роль туристских предприятий в организации туристских поездок. Дело в том, что Интернет способен предоставлять большой объем информации, но не дает рекомендации при выборе гостиницы, ресторана, туристского центра, наилучшим образом соответствующих потребностям туриста. В отличии от Интернета, сотрудник туристского предприятия может передать свои знания и опыт клиенту, оказать ему квалифицированную помощь при принятии решения, куда ехать и что делать во время путешествия.

По функциональному признаку предприятия, занимающиеся туристской деятельностью, делятся на туроператоров и турагентов.

Туроператор — субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий на основе лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта как напрямую, так и при посредничестве турагентов.

Турагент — субъект предпринимательской деятельности ( юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий на основе лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта потребителю.

Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме. В процессе организации туров они устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, а также, в зависимости от характера тура, с культурно-просветительскими, развлекательными учреждениями, экскурсионными бюро. Туроператор может также продавать услуги раздельно. Достаточно часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных соглашений гостиницы и другие средства размещения, самолеты, суда, автобусы, обеспечивая тем самым их максимальную загрузку и получая от производителей туристских услуг значительные скидки.

Турагенты выступают посредниками между туроператором, с одной стороны, и туристами — с другой. Турагент теоретически отличается от туроператора тем, что осуществляет посреднические услуги по розничной продаже разработанных туроператором туров либо занимается реализацией туристам отдельных видов услуг, устанавливая непосредственные связи с предприятиями туристской индустрии. Следовательно, кроме собственно продажи туров деятельность турагента включает и другие посреднические операции: организацию продажи билетов на транспорт, бронирование мест в средствах размещения туристов, заказ экскурсий, оформление выездных документов, страхование туристов и т.д

  1. Классификация гостиниц и аналогичных средств размещения.

4.1 Средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные.

4.1.1 К коллективным средствам размещения относят приведенные в 4.1.1.1 - 4.1.1.2.

4.1.1.1 Гостиницы и аналогичные средства размещения:

- гостиницы (в том числе квартирного типа);

- мотели;

- клубы с проживанием;

- пансионаты;

- меблированные комнаты;

- общежития.

4.1.1.2 Специализированные средства размещения:

- санатории;

- профилактории;

- лагеря труда и отдыха;

- дома отдыха;

- туристские приюты, стоянки и другие;

- туристские, спортивные базы, базы отдыха;

- дома охотника (рыбака);

- конгресс-центры;

- общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты);

- наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега;

- кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов).

4.1.2 Индивидуальные средства размещения:

- квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.

Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. Наиболее употребляемые среди них являются следующие критерии:

- уровень комфорта;

- вместимость;

- функциональное назначение;

- место расположения;

- обеспечение питанием;

- продолжительность пребывания клиентов, и некоторые другие.

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играют огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг.

Уровень комфорта — это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:

- состояние и структура номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров — апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;

- состояние мебели, инвентаря и т.п.;

- наличие, состояния и режим работы предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.д.;

- состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;

- информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов, и т.д.;

- обеспечение возможности предоставление ряда дополнительных услуг.

Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиницы. Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке, образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.

Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие:

- европейская, или, как ее часто называют, система «звезд», в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Египте, России и ряде других стран;

- система букв (А, В, С, Д), используемая в Греции;

- система «корон», применяемая в Великобритании;

- система категорий (Италия, Израиль).

Под вместимостью гостиничного предприятия понимается число койко-мест, или номеров, которые может быть предложены клиентам одновременно.

Средства размещения должны иметь:

* освещение в жилых и общественных помещениях - естественное и искусственное, в коридорах - круглосуточно естественное или искусственное;

* холодное и горячее водоснабжение, канализацию, согласно СНиП. В районах с перебоями в водоснабжении необходимо обеспечить минимальный запас воды не менее чем на сутки и ее подогрев;

* отопление, поддерживающее температуру воздуха в жилых помещениях не ниже 18,5°С;

* вентиляцию (естественную или принудительную, обеспечивающую циркуляцию воздуха и исключающую проникновение посторонних запахов в жилые помещения, согласно СНиП);

* телефонную связь;

* пассажирский лифт (при необходимости) по СНиП. Минимальная площадь жилой комнаты на одного проживающего в зданиях составляет:

* при круглогодичном функционировании - не менее 6,0 м2;

* при сезонном - летнего функционирования - не менее 4,5 м2. В жилой комнате должны быть:

* мебель - кровать, тумбочка, стол, стул, шкаф; инвентарь - прикроватный коврик, зеркало и т.д. и постельные принадлежности по количеству проживающих;

* плотные занавеси или жалюзи, обеспечивающие затемнение помещения;

* сеть радиовещания (подводка во все жилые комнаты);

* потолочные (настенные) и прикроватные светильники, электророзетки с указанием напряжения;

* замки в дверях с внутренним предохранителем.

  1. Основные типы гостиниц, функциональные требования к ним.

Все гостиничные предприятия разделяются на следующие типы: Отель-люкс Обычно размещается в центре города, относится к малым или средним предприятиям. Особенностью является то, что в высокую цену за номер влючают все виды услуг. Гостиница (среднего класса) Обычно больше отеля - люкс, располагается в центре города или городской черте. Предлагается достаточно широкий набор услуг. Гостиница-апартамент (апарт-отель) Это предприятие малых и средних размеров. Обычно мебелированное жилье со всеми удобствами, которое сдается внаем. Плата берется за все помещение в целом, а не за койко-место, как в обычных отелях. Апарт-отель обходится значительно дешевле номера в отеле. Но в плату не входит питание. Гостиница экономического класса Такая гостиница располагается рядом с магистралями. Обычно набор услуг не широк, обсуживание быстрое и простое. Предприятие малой или средней вместимости. Отель-клуб Гостиница, располагающаяся в за городом. Обычно закрытого типа, высокого класса. Отель-курорт Бывает различной вместимости. Размещается в курортной зоне и располагает полным набором услуг, включая медобслуживание, специальное питание. Мотель Представляет собой небольшой дом, который строится обычно за городом, у автодорог. Количество работающего персонала невелико, уровень сервиса средний. Кемпинг Небольшие летние домики или палатки с минимальным набором удобств. Обычно кемпингами активно пользуются любители активного образа жизни, экстремалы, спортсмены. Частная гостиница типа "ночлег и завтрак" Такие гостиницы пользуются большим спросом в Америке. Они часто располагаются за городом. Отелъ-гарни Этот тип гостиниц предлагает своим посетителям только место для ночлега. Завтрак здесь предлагается крайне редко, только если поблизости есть ресторан. Пансион Это отель, предоставляющий клиентам полный пансион на все услуги. Гостиный двор Так называемый "Упрощенный отель". Здесь нет некоторых помещений, таких, как холл, гостиная, а также упрощенная система обслуживания. Ротель Гостиница на колесах, в которой есть только необходимые вещи: кровати, места для личной гигиены, кухня. Флотель Представляет собой крупный отель на воде с хорошим обслуживанием, довольно удобными номерами. Акватель Устраивается на старых кораблях, которые уже не используются по назначению, но еще могут держаться на воде. Обслуживание здесь скромное и недорогое. Ботель Отличается от аквателя только тем, что используемое судно не плавает. Флайтель Встречается довольно редко, представляет собой "лечающий отель". Номера и обслуживание здесь обходятся очень дорого. В силу своих особенностей имеет площадку для приземления и связь с метеослужбами. Алькасар (alkazar) Средневековые замки в Испании, куда приглашаются только исключительные гости. Хостел (Hostel) Общежитие, недорогой отель для студентов. Бунгало Апарт-отель, но не квартира, а домик. Есть необходимые бытовые приспособления, техника, телевизор, телефон. Вилла (дача) Очень популярный вид небольших домов в Испании, Италии, Франции, Финляндии. Полностью оборудованы и подходят для длительного пребывания. В стоимость не входит питание и личные принадлежности, такие как полотенца, постельное белье.

  1. Специализированные виды гостиниц и аналогичных средств размещения.

Среди специализированных гостиниц особое место занимают:1. Средства размещения для автотуристов: в мотель - сравнительно новый тип отеля, родиной которого является США. Сначала это были довольно примитивные сооружения (на начала XX вв.), а В И935 г. появился первый мотель,уже как комфортабельный отель для автотуристов со стоянкой для автомобиля, автосервисом, заправкой и другими услугами.Отели, как правило, небольшие - рассчитаны на 20-30 номеров. Они обеспечивают всестороннее обслуживание гостей, а также стоянку, профилактику и ремонт автомобилей. Отели предоставляют широкий комплекс услуг: от размещения туриста в ухода за его детьми. Типы мотелей разнообразны. Чаще всего это - небольшие одно-или двухэтажные здания: нередко автомобили размещают на нижнем этаже, а жилые комнаты - на верхнем. Строятся также отели, которые состоят из групп небольших домиков легкой конструкции, где турист чувствует себя как дома.Расстояние между мотелями может быть различной, в зависимости от местности. Так, на ровной спокойной трассе, где автотурист может передвигаться достаточно быстро, интервалы между мотелями можуть4 составлять до 400 км, что обеспечивает своевременный отдых, а в горной местности этот интервал может быть сокращен до 150-200 км.Расположение мотелей должно связываться с населенными пунктами и с пересечением дорог, вдоль которых проходят маршруты автотуризма. При этом отели целесообразно размещать в радиусе не более 1-часовой доступности от города. Для обеспечение благоприятных условий для отдыха автотуристов зона отдыха мотеля должна быть несколько удаленной от автотрассы (от 50 до 250 метров). К тому же желательно, чтобы участок находился справа относительно направления основного потока автотуристов на пути туристического объекта;кемпинг - гостиничное предприятие облегченного типа для сезонной эксплуатации, предназначено для отдыха автотуристов и парковки их транспортных средств. Во все виды обслуживания в кемпингах упрощенные: спальные места размещают в зданиях летнего типа, часто деревянных без отопления или в палатках; санитарные узлы основном общие. Развитые формы самообслуживания. Иногда при кемпингах есть автозаправочные станции и мастерские мелкого ремонта автомобилей. Появляются смешанные типы мотель-кемпингов, где предусмотрена возможность летнего расширение емкости мотеля за счет расположенного на его территории кемпинге. Кемпинги, как правило, доступны для широких слоев населения, так обеспечивают хороший и дешевый отдых;отель - разновидность кемпинга, предназначен для тех, кто путешествует автомашинами с трейлером. Трейлер - портативный фургон с одно-и двухместными отсеками, где расположены спальные кресла. Каждый отсек снабжен вентиляцией, индивидуальным освещением. Кроме того, имеется отсек для переодевания, умывальник и туалет. В задней части вагона находится кухня и холодильник. Трейлер (Собственный или взятый напрокат) перевозят как прицеп к легковому автомобилю. Трейлер устанавливают в специально отведенном месте, подключают к санитарно-технических коммуникаций.Ротели бывают двух типов для массового туризма и класса «люкс». К последним подсоединяются дополнительные вагоны, где есть бары, рестораны, дискотеки, спортзалы. Ротели располагают вблизи крупных городов или в живописных местах.2. Гостиничные комплексы для водного туризма. Различные учреждения на водных маршрутах за рубежом могут быть сведены к нескольким основным типам. В основу типологии положена комплексность обслуживания, а также разделение видов обслуживание на основные и второстепенные. В результате выявлено 4 вида обслуживание:- Техническое обслуживание плавательных средств (причалы, вспу-ско-подъемные устройства, хранение и ремонт)- Обслуживание туристов: предоставление спальных мест в плавучем или прибрежном гостиницы, в летних домиках или палатках на берегу, обеспечение питанием, культурно-массовое и бытовое обслуживание;- Обеспечение персонала ночевкой и питанием;- Инженерное оборудование зданий.Разделение учреждений водного туризма на сезонные и круглогодичные за рубежом условный. Большинство комплексов в районах с благоприятными климатическими условиями используются круглогодично. Все учреждения водного туризм можно отнести к основных типов:- Комплексы водного туризма;- Отдельные сооружения и заведения для обслуживания плавсредств и туристов (марины, флотели, плавучие гостиницы и т.д.)- Отдельные спуско-подъемные и причальные устройства для обслуживания плавсредств на берегу водоемов, возле стоянок и палаточных городков отдыха.Размещение заведений водного туризма обусловлено зонированием туристической трассы на начальное, транзитную и конечную зону. Комплексы заведений водного туризма - это сложные рекреационные образования вместимостью до 1750 мест, которым свойственно сочетание функций, обеспечивающих условия для ночлега, отдыха туристов, а также для стоянки, технического обслуживания и хранения плавсредств:о ботели (от англ. boat - лодка, hotel - отель) - это сезонные или круглогодичные учреждения, расположенные на берегу реки или другого водоема в начальных или конечных зонах маршрута через 150-200 км. Характеризуются высоким уровнем комфорта и предназначены прежде всего для занятий летним водным туризмом, байдарочным или парусным спортом, а зимой - буерным спортом. Состоят они из жилых корпусов гостиничного типа с системой культурно-бытового обслуживания, стационарных сооружений и устройств технического обслуживания плавсредств. Участок ботель должна иметь оборудованную гавань;о ботокемпингы - это заведения сезонного использования вроде кемпинга с невысоким уровнем комфорта, предназначенные для обслуживания водных туристов в походе. Они имеют стационарные учреждения и сооружения технического обслуживания плавсредств и расположены через 70-100 км в промежуточных пунктах линейных водных маршрутов. На станции есть участки для палаток, площадки отдыха, административные здания, а также пляжи, причалы, эллинги и ремонтные мастерские с сокращенной программой обслуживания.Площади земельных участков ботели и ботокемпингив должны определяться учетом функционирования гостиничного корпуса и участки техобслуживания плавсредств, поэтому размер участка ботель исчисляется из расчета 175 м2/мисце, а ботокемпингив - 100 м2/мисце (с несколько сокращенным набором сооружений и средств Обслуживание плавсредств) в флотель (плавготель, «курорт на воде», плавающий мотель) - рекреационный заведение сезонного типа, функционирует полностью на плаву, с расположением спальных и общественных помещений на дебаркадерах или устаревших теплоходах. Вместимость - 200-300 мест. Дебаркадеры могут блокироваться, образуя гавань для прогулочных судов. Флотель предназначен для передвижения по маршруту с остановкой на 1-3-дневный отдых в живописных местах. Флотели могут швартоваться на берегу озера или водохранилища на период навигации и быть опорным пунктом радиальных водных маршрутов. В отличие от ботели, в флотель туристам предоставляется широкий ассортимент услуг для отдыха на воде: водные лыжи, снаряжение для рыбалки и т.д.. Распространены в США, Испании, Швейцарии; в флотокемпингы - отели с наплавных сооружений, размещаемых на маршруте через 20-25 км.Маршруты водного туризма должны прокладываться в местах туристической привлекательности и экзотических ландшафтов протяженностью 200-300 км. Ботели целесообразно размещать в начальной и конечной зонах маршрутов с учетом самых возможностей технического обслуживания. При выборе территории для ботели, ботокемпингив и флотокемпингив целесообразно выбрать место на берегу гавани, имеет естественные укрытия для судов (бухты, устья рек и проч.). Нужно предусмотреть следующие зоны: гостиничного корпуса, рекреации и спортивных площадок, техобслуживания и ремонта плавсредств.Все зоны комплекса должны содержать минимальный набор помещений с наименьшими показателям площадей. Для флотели и ботели норма. Жилой площади по сравнению ниже по нормами в гостиницах и составляет: одноместный номер - 7 м2, двухместный - 9 м2, трехместный - 14 м2. На флоте-и ботокемпингах норма жилой площади принимается3,75-4,5 м2/мисце. Центральный элемент генерального плана заведений водного туризма - гавань, которая может быть как естественной, так и искусственным водоемом;о особым типом сооружения водного туризма является общественная стоянка «марина» (Особенно распространены в США, Канаде, Западной Европе). Вместимость «марин» различна и зависит от величины существующего рекреационного флота, прогнозируемого проката и от перспектив развития водного туризма и от площади акватории. Для функционирование «марины» минимальной считается площадь водной поверхности 100 га. «Марины» могут быть городскими и загородными. Первые - предназначены для постоянного парковки рекреационного флота жителей города, а также для временных стоянок судов и обслуживания транзитных водных туристов. Такие стоянки имеют высокий уровень комфорта и технического обслуживания плавсредств. Загородные «марины» могут входить в состав аквапарков - крупных общественных заведений, предназначенных для разнообразного отдыха на воде. Таьк, в Миссион Бей-Парке (США), кроме гавани со стоянками и эллингами для хранения лодок, предусмотрены кафе, бары, клубные помещения, игровые площадки, автостоянки и спальные корпуса. На водных трассах Великих Озер (Канада) основным учреждением обслуживания является «марина». В Великобритании такие общественные стоянки называются «Лодочными дворами». К этому типу заведений можно отнести и «базы выходного дня »в Польше.3. Флайтели - гостиницы для владельцев личных самолетов («летающие отели» или Аэрогостиница), как правило, расположены далеко от цивилизованных мест, куда можно попасть только воздушным путем. При флайтели размещают аэродромы, ангары, эллинги, мастерские. Разумеется, есть рестораны, бары, концертные залы, дансинг подобное. В некоторых флайтелях реклама обещает отдых на воздушных шарах разного калибра (Объема) и прогулки на разных дирижаблях. Есть при флайтелях и аэростаты для воздушных и солнечных ванн и т.д..Первый флайтель возник вблизи города Таласа в штате Оклахома (США). Его оборудованы площадкой для посадки вертолетов, небольшим аэродромом для самолетов, радиостанцией для пилотов и непосредственной связью с метеостанцией. Пилоты могут во время полета разговаривать с руководством флайтелю, бронируя для себя номер и место для стоянки самолета или вертолета. Таких гостиниц немного, потому что это чрезвычайно дорогой вид отдыха.4. Отели для молодежного туризма (хостелы) ориентированы преимущественно на эксплуатацию одной возрастной группой - от 16 до 35 лет. В связи с тем, что молодежный контингент туристов отличается высокой мобильностью, стремлением к активным видам отдыха и достаточно низкой потребностью в комфорте, планировочная структура этих отелей имеет свою специфику. В гостиницах для молодежи преобладают трех- четырехместные номера и, как правило, хорошо развитый блок помещений культурно-массового обслуживания.В странах Скандинавии и Северной Карелии, где много лесных озер, распространен отдых в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Здания оборудованы всем необходимым оборудованием в соответствии с их стоимости. Большинство коттеджей имеют камины и сауны. К услугам туристов лодки, рыбацкие принадлежности, • уцижне снаряжения.В мировой практике гостиничной индустрии следует также выделить шале и бунгало. Шале (от французского слава «шалет») - это деревенский домик в горах. Шале как тип гостиниц впервые возник в Швейцарии. Бунгало - сельский дом в виде легкой здания с верандами. Чаще встречается в тропических странах.

  1. Виды транспортного обслуживания в туризме.

Услуги перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Это связано с тем, что все туристские маршруты (кроме пешеходных) предполагают, наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой.

Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристкой инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта.

Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется на три вида: сухопутный, водный, воздушный.

Среди сухопутных средств передвижения наибольший интерес для целей туризма представляет применение автомобильного и железнодорожного транспорта.

Автомобильный транспорт наиболее широко используется в туризме, поскольку обеспечивает доставку туристов «от дверей до дверей».

Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высокую скорость перевозки туристов на среднее расстояние в комфортных условиях при умеренных ценах.

Среди водных транспортных средств различают: подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты) средства.

Воздушные транспортные средства включают в себя самые разнообразные транспортные средства: от самолетов гражданской авиации до таких экзотических, как воздушные шары, дельтапланы.

В системе транспортного обеспечения в туризме различают:

- туристские перевозки, входящие в основной комплекс туристских услуг, включаемых в тур: доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения и обратно;

- трансферт — предоставление транспортных средств для обеспечения встреч — проводов туристов;

- транспортное обслуживание программных мероприятий по турам: экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещение по маршрутам.

  1. Организация авиаперевозок и железнодорожных перевозок.

Железнодорожные перевозки

Железнодорожные перевозки представляют собой эффективный инструмент транспортного обеспечения в туризме. Достаточно высокий комфорт путешествия, высокая скорость и возможность компактного размещения группы туристов при умеренных ценах делает этот вид транспорта конкурентоспособным при передвижении на малые и средние расстояния. Наибольшее применение железнодорожный транспорт находит при организации внутреннего и приграничного туризма, а также познавательных, экскурсионных туров и туризма выходного дня.

В современном мире туристские поезда в обиходе называют " отелями на колесах". При этом очень часто поездки по железной дороге используются в качестве основной цели путешествия. Для такого путешествия имеются все условия. В каждом купе, общее число которых в спальном вагоне обычно не превышают восьми, проживает не более двух человек. В зависимости от категории поезда купе оборудуются двумя односпальными кроватями или одной двуспальной, кондиционерами, письменным столом, телефоном, телевизором. Туалетная и душевая комнаты могут быть на весь вагон или же персонально на одно — два купе. В состав туристского поезда входят также несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон, конференц-вагон, а также "детский вагон", или "зал подвижных игр".

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на внерейсовые (чартерные), комплектуемые по мере необходимости, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, строго соблюдаемым промежуткам и графику движения.

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на внерейсовые (чартерные), комплектуемые по мере необходимости, и рейсовые, следующие строго установленному маршруту, строго соблюдаемым промежуткам и графику движения.

Внерейсовые (чартерные) поезда — специально заказанные поезда, назначаемые вне регулярного расписания. К специальным часто относятся туристско-экскурсионные поезда, следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, составленным с учетом " окон " в регулярном расписании, а также туристско-экскурсионных целей.

Рейсовые поезда подразделяются на пригородные, местные и дальние.

Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пределах области или края. Состав обычно вмещает до 1500 пассажиров, причем сидячих мест до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях. Места в вагоне не нумерованы.

Местные поезда следуют между станциями одной железной дороги (в Европе может быть в пределах одного государства). Обычно они курсируют на расстоянии в пределах до 700 км. В ряде случаев различие между пригородными и местными поездами достаточно условное и существенно зависит от географических характеристик местности и страны в целом. За исключением скоростных маршрутов, поезда местного сообщения совершают остановки практически на всех станциях.

Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Разделяются на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории.

Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной.

Категории вагонов: сидячий, плацкартный, купейный, спальный, вагон-ресторан.

При наличии устойчивого пассажиропотока назначается рейсовый маршрут в определенном направлении насчитывающий в среднем до 17 вагонов; при большом потоке количество вагонов может быть увеличено до 25.

Стандартные железнодорожные туры условно можно разделить на три самостоятельные категории:

- однодневные;

- непродолжительные (2-3 суток);

- многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов довозят специально до конкретной станции, где для них подготовлена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе.

Непродолжительные туры, как правило, предлагают проживание туристов в отдельных купе. Поездки традиционно составляют с таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем же туристы заняты на всевозможных экскурсионных мероприятиях.

Многодневные туры отличаются большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы туристы часто находятся в пути и в дневное время.

Организация железнодорожных перевозок осуществляется учреждениями железнодорожного транспорта. Туристская фирма на основании заявки приобретает железнодорожные билеты для перевозки туристов. Эти билеты могут быть индивидуальными или групповыми. Помимо этого железные дороги предоставляют широкий спектр скидок и льгот для различных категорий пассажиров. Организация туристских поездов осуществляется на основании договора по согласованному графику и маршруту движения.

Как отмечалось выше, осуществление туристских перевозок железнодорожным транспортом в основном производится скорыми и пассажирскими поездами регулярного следования и специальными туристскими поездами. В последнее время для перевозок туристов в Японии, Бразилии, Южной Корее, России, странах Европы используются скоростные железные дороги.

Согласно долгосрочному прогнозу, к 2010г. доля высокоскоростного железнодорожного транспорта в путешествиях по Европе составит 23%, в то время как авиационного- 20%. Подтверждением тому может служить тот факт, что уже сейчас на линиях Париж-Леон число пассажиров, пользующихся скоростными поездами, в 9 раз выше, чем тех, кто летает самолетами.

Авиационные путешествия

Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе.

При организации туристских путешествий на большие расстояния (например, в Северную Америку, государства Юго-Восточной Азии или другие удаленные мировые макрорегионы) использование авиационных перевозок практически не имеет альтернатив. Применение авиационного транспорта также распространено и на средние (в масштабах земного шара) расстояния (например, в страны Европы и Ближнего Востока). Не менее привлекательными являются авиационные перевозки туристов и на внутренних линиях, особенно для таких крупных государств, как Россия, Китай, США.

В мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд. человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвуют свыше 1 тыс. аэропортов мира, около 650 из которых обеспечивают международные регулярные авиаперевозки. Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает все географические регионы и более 150 государств мира.

Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считются американские Delta Airline, Pan Amerikan,United, французкая Air France, немецкая Lufthansa, британская British Airways, российский Аэрофлот.

Воздушный транспорт регулируется на трех уровнях:

* национальном — лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах;

* межправительственном — регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

* международном — тарифы на регулярные рейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.

Авиация подразделяется на два вида: транспортную и общего назначения.

Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров (рейсовые перевозки), грузов и почты.

Авиация общего назначения обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть подразделена на шесть категорий:

1) воздушные такси, оперирующие как чартерные;

2) самолеты, принадлежащие предприятиям и фирмам, для перевозки производственного персонала, а также вертолеты;

3) специальные самолеты (для аэросъемки, пожарные, медицинские и т. д.);

4) самолеты для тренировки профессиональных пилотов;

5) частные самолеты для бизнеса и путешествия;

6) спортивные самолеты.

Авиакомпании рассматриваются как один из составных элементов, формирующих систему туризма в целом. Специализируясь на обслуживании пассажиров, они с большой готовностью идут на широкое сотрудничество с туристскими предприятиями. Такое сотрудничество представляет взаимовыгодный интерес, так как, с одной стороны, обеспечивает туристские фирмы надежным, быстрым и комфортным средством перевозки туристов, с другой — гарантированную коммерческую загрузку авиарейсов.

На практике (в зависимости от скидок и других показателей ) существует большое количество разновидностей классов обслуживания. Национальные перевозки или отдельные авиакомпании обычно устанавливают различные льготы для туристов: сезонные, корпоративные, групповые, для пассажиров с детьми, молодоженов, молодежи, в зависимости от срока приобретения билета, времени пребывания в месте назначения и др. В последние время в практику вошли совместные программы авиакомпаний и гостиничных цепей, предоставляющие скидки на пакет услуг, состоящих из перелета и размещения в гостинице.

Отдельные авиакомпании с целью привлечения туристов разрабатывают специальные мотивационные программы. В их основе лежит предоставление скидок, льгот и привелигий для постоянных клиентов.

Авиакомпания предусматривает следующие льготы и премии участникам программы: бесплатный полет в любую точку, куда летают самолеты этой компании и ее партнеров; повышение в классе; дополнительные услуги при проживании в отелях или аренде автомобиля; супер-премия, дающая возможность посещения учебного центра компании, прогулки на воздушном шаре и другие услуги.

Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг прежде всего зависит от класса обслуживания. Во всех авиакомпаниям мира существует обычно три класса обслуживания:

Первый класс (буква обозначает код класса):

• R-сверхзвуковой самолет, первый класс (Supersonic);

• P-первый класс премиум (First Class premium);

• F-первый класс (First Class);

• A-первый класс со скидкой (First Class discounted);

Бизнес-класс (Business Class):

• J-бизнес-класс премиум;

• C-бизнес-класс;

• D,Z-бизнесс класс со скидкой (в зависимости от величины варианта скидки).

Экономический класс (Economy Class):

• W-экономический класс премиум;

• S,Y-экономический класс;

• B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X-экономический класс со скидкой (в зависимости от срока бронирования, действия билета, дня отправления и возврата, а также от различных ограничений по возрасту, аннулированию и пр.).

Главное отличие классов — в комфортабельности кресла, качестве питания и размере бесплатно провозимого багажа. Первый класс самый дорогой. Пассажирам, летящим первым или бизнес-классом, предоставляется отдельный зал для регистрации на вылет. В некоторых аэропортах для этих пассажиров оборудованы специальные залы ожидания с предоставлением дополнительных услуг (иногда бесплатных); на борту самолета им предоставляются более комфортные места с набором услуг для пассажиров только этих классов. Так, личное пространство на борту самолета у пассажиров первого и бизнес-класса больше на 50% . Кресла более модернизированы.

В рамках организации туристских путешествий существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

• бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании или системы бронирования;

• договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах;

• агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

• организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки.

Чтобы правильно выбрать наиболее удобную и выгодную форму взаимодействия, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки туристов, необходимо знать особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия с авиакомпанией.

При бронировании авиабилетов следует выполнять требования профессиональной этики: снабжать авиакомпанию телефонными номерами пассажиров (на случай экстренного контакта); немедленно отменять в авиакомпании броню в случае изменения маршрута, выписывать билеты с гарантированным местом только при его подтверждении авиакомпанией; оформлять все необходимые документы надлежащим образом др. Системы электронного бронирования предназначены для размещения заказов на туристские услуги, в том числе и транспортные.

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах предполагает, что квота мест (блок мест) может быть жесткой или мягкой. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест блока, независимо от причины, ложится на туристскую фирму. Финансовые потери несет туристское предприятие. При мягкой квоте устанавливаются сроки возможного отказа туристского предприятия от квоты или ее части по причине нереализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей продажи этих мест самой авиакомпанией или ее агентами.

Еще одной формой взаимодействия туристского предприятия является агентское соглашение с авиакомпанией. Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские предприятия, имеющие с ним договор на квоту мест. Однако это не совсем верно. Если туристское предприятие работает с авиакомпанией на основании агентского соглашения, то оно само выступает в качестве "кассы по продаже билетов" авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании. Авиакомпания же в лице данного туристского предприятия имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является преимущественная продажа под туры билетов именно этой авиакомпании).

Особой разновидностью авиационных туристских перевозок являются чартерные авиарейсы (аренда самолета). Большинство авиакомпаний мира организуют чартеры по туристским направлениям, пользующимся повышенным спросом. Как правило, такие авиаперевозки организовываются в туристские центры. Статистика чартерных авиаперевозок показывают, что они имеют достаточно определенную географию и ярко выраженную сезонность. Важным направлением их использования является также организация чартеров по направлениям, куда существует туристский спрос, но отсутствуют регулярные авиарейсы.

При организации чартерных авиаперевозок заказчик совместно с авиакомпанией определяет маршрут, оговаривает обязанности сторон, выясняет соответствие арендного договора международным правилам, стоимость рейса. Затем заключается специальный чартерный договор, в котором определяется: вид самолета, число мест к продаже, стоимость аренды самолета, маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия, срок действия договора (сезон, год или др.), регулярность совершения авиарейсов, возможность и предельные сроки отмены авиарейса и соответствующие санкции.

Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних туристов, но не привозит новых, так как он за ними уже не вернется (т.е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов).

На рынке туристских авиаперевозок различают "промежуточных" предпринимателей — предприятий-оптовиков, концентрирующих в своих руках крупные чартеры и распределяющих их в дальнейшем среди более мелких предприятий в виде блок-чартеров (по 10-30мест). Продажу мест на свой чартер предприятие-оптовик проводит, как правило, по следующим вариантам: мягкий, жесткий и комбинированный блоки мест.

Мягкий блок, при котором заказчик не несет никакой финансовой ответственности и имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест, более удобен для турагента. Однако если отказ произойдет позже установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются достаточно редко, поскольку они не всегда выгодно держателю чартера.

Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Тарифы по реализации жесткого блока при этом бывают примерно на 5-10% ниже, чем при реализации мягкого. Поскольку в договоре цене на весь период действия чартера фиксированная, это дает хорошую возможность реализаторам варьировать цены в "высокий" период сезона и в конце его.

Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы комбинированным способом, сочетающим в себе элементы двух вышеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по "жесткой" системе, другая — по "мягкой".

На национальном рынке в качестве компаний, предоставляющих воздушные суда в аренду, выступает большинство национальных авиаперевозчиков, имеющих право выполнения внутренних и международных полетов. В ряде государств созданы специализированные авиакомпании, осуществляющие исключительно чартерные авиаперевозки. География европейских чартерных перевозок распространяется на крупные центры отдыха (особенно в летний период). Основными направлениями являются Испания, Греция, Кипр, Болгария, Италия, Турция и др.

  1. Организация водных перевозок туристов.

Морские и речные путешествия

Морские и речные перевозки туристов осуществляются, как правило, в виде пассажирских перевозок, экскурсионных путешествий, путешествий на паромах и круизов.

Основным видом морских и речных перевозок являются круизы. Круизинг — это международный бизнес представляющий собой комплекс рыночных структур и соединяющий несколько определенных международных рыночных сегментов.

На всех маршрутах круизов предлагаются гибкие цены, чтобы привлечь туристов с разным уровнем дохода, а также различные скидки: например, в несезонный период или в случае предварительного бронирования поездки.

По технической оснащенности и комфортабельности флота, уровню сервиса на борту, размерам базовых тарифов, и ряду других показателей круизные компании подразделяются на четыре основные категории:

- стандартные (их обычно обозначают ***);

- первоклассные (****);

- престижные (*****);

- суперлюкс (******).

Круизы классифицируются:

- экономичные круизы;

- классические круизы преобладают на международном уровне. Полностью отвечают современным требованиям по дизайну, комфорту и сервису;

- премиум — круизы ориентированы на взыскательных клиентов, предъявляющих повышенные требования к сервису и комфорту. Туристам предлагается персональное обслуживание;

- круизы — люкс и эксклюзивные предназначены для очень богатых туристов, занимающих высокое положение в обществе. Это своеобразные закрытые клубы. География круизов этой категории тяготеет к экзотическим направлениям.

В отличие от морских речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор.

Для речных круизов используются как однозвездочные суда, так и комфортабельные теплоходы класса люкс.

  1. Особенности автоперевозок туристов: требования, договорные отношения, правила перевозки грузов.

Автомобильные перевозки являются одним из основных видов туристских перевозок. К несомненным достоинствам автомобильных перевозок относятся мобильность, относительно высокая скорость, невысокая стоимость, отсутствие необходимости совершать пересадки, а также гибкость в установлении графиков движения.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

• организация автобусных путешествий

• организация путешествий на личном автотранспорте туристов

• прокат автомобилей

Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов, автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взятые. В большинстве стран междугородние и международные автобусные перевозки обслуживаются автобусами, принадлежащими как государственным учреждениям, так и независимым компаниям.

Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. ХХв. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

Относительно низкие затраты на приобретение туристских автобусов (в сравнении с другими транспортными средствами), а также высокая эффективность их использования делают этот вид перевозок привлекательным для большого количества туристских предприятий. Использование собственных автобусов позволяет уменьшить издержки туристского путешествия и, как следствие, снизить его стоимость. Наибольшее применение туристские перевозки собственными автобусами нашли в организации туров, ориентированных на массового потребителя. Особенно эффективным становится использование собственных автобусов при организации туристских потоков в виде "цепочек", т.е. автобус или несколько туристских автобусов осуществляют челночные рейсы от места сбора группы к месту назначения с постоянной загрузкой. Следует, однако, отметить, что использование собственных туристских автобусов сопряжено с рядом дополнительных затрат туристского предприятия: на стоянку автобуса, технический осмотр и ремонт, замену частей, обслуживающий персонал и квалифицированных водителей, страхование транспортного средства и гражданской ответственности владельцев автотранспорта. поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от приобретения собственного автобуса, туристское предприятие должно прежде всего учитывать эффективность вложения средств в создание собственной транспортной структуры с учетом всей совокупности затрат.

Использование арендованного транспорта лишено недостатков. связанных с приобретением и обслуживанием собственных туристских автобусов. Аренда наиболее эффективна для начинающих туристских предприятий и компаний, не достигших значительного оборота средств. Аренда туристских автобусов осуществляется на основании договоров аренды, заключаемых между туристским и транспортным предприятиями. Применение аренды туристских автобусов позволяет туристскому предприятию выбрать наиболее подходящего партнера, отвечающего требованиям к перевозке туристов. При этом туристская фирма не будет нести прямых затрат на ремонт, обслуживание и поддержание технического состояния транспортного средства.

Несмотря на целый ряд преимущества автобусов, их применение имеет и ограничения, одним из которых является ограничение количества перевозимых туристов (до 45 чел.). Применение автобусов наиболее эффективно для перевозок туристов на небольшие расстояния и обеспечение различного рода программных мероприятий. Организация туристских путешествий на средние и большие расстояния требует дополнительной тщательной организации маршрута, мест стоянок, ночлегов, питания. Длительное пребывание в транспортном средстве (особенно на обратном пути) может отрицательно сказаться на общем восприятии качества отдыха.

Использование личного автомобильного транспорта туриста представляет собой особый вид туристских путешествий, называемых автотурами. Их организация требует тщательной подготовки и планирования.

Автотуризм достаточно широко развит во всем мире. Это связано с его относительной дешевизной и свободой в выборе маршрута, отеля, программы и т.д.

Достаточно часто туристы обращаются в туристские организации с просьбой разработать для них индивидуальный маршрут путешествия. Они указывают, какие города хотели бы посетить, что увидеть, возможно, заказать экскурсовода, забронировать номера в гостинице и т.д. Такой вид туризма также относится к автотуризму, так как клиент следует по определенному маршруту, но на своем автомобиле.

Во многих случаях туристы не хотят передвигаться по конкретному маршруту. Они считают спонтанным путь более привлекательным: переезжать из мотеля в мотель или из кемпинга в кемпинг, заезжать в различные города, осматривать достопримечательности и т.д.

Самые распространенные путешествия с использованием личного транспорта туристов — поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В разных странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных прежде всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.

Специфическим видом услуг, используемых в туристском обслуживании, является прокат автомобилей, индустрия которого развивается практически с тех времен, когда был создан автомобиль.

Индустрия проката автомобилей все чаще в большей степени ориентируется на бизнесс-туристов. Однако рынок отдыха тоже стремительно разрастается. Вместе с тем растет популярность пакетов "перелет/автомобиль", которые являются программами для отпуска и включают в себя стоимость авиаперелета и аренды автомобиля. Стимулировало же популярность этих пакетов снижения платы за авиаперелет и прокат автомобилей.

Крупные фирмы по прокату автомобилей имеют представительства и в городах, и в пригородах, но большая их часть до сих пор сконцентрирована в аэропортах, где имеет свои стойки. Этим фирмам приходится учитывать при расчете стоимости аренды автомобиля достаточно высокую плату за аренду места в аэропорту. В результате стоимость проката у таких компаний обычно выше, чем у тех, которые не имеют представительства в аэропорту. Несмотря на это, потребители ценят удобства от того, что могут сразу при выходе из самолета подойти к стойке проката автомобилей.

Туристу, отправляющемуся в путешествие с деловыми, оздоровительными, познавательными и другими целями, прежде чем арендовать автомобиль, необходимо поинтересоваться условиями парковки и ценами на такси. Возможно, поездка на такси окажется более выгодной как в финансовом, так и в моральном плане.

  1. Классификация средств общественного питания в туризме.

Наряду с размещением системообразующими в туризме выступают услуги питания, с помощью которых удовлетворяется физиологическая потребность туристов в пище.

Для туристкой индустрии характерны такие типы предприятий питания, как ресторан, кафе, бар.

При организации питания туристов используется различные методы обслуживания: «а ля карт», «а парт», «табльдот», шведский стол.

При использовании метода «а ля карт» гости из карты — меню блюд и напитков выбирают то, что им больше всего нравится. Заказ передается на кухню и сразу же начинается приготовление.

«А парт». При данном методе обслуживания гости, предварительно сделав заказ, обслуживаются в установленный промежуток времени. Очень часто встречается в домах отдыха и курортных гостиницах.

«Табльдот». Гости обслуживаются в одно и то же время и по одному и тому же меню.

Шведский стол представляет широкий выбор блюд со свободным доступом: можно взять все что угодно в желаемом количестве из того, что предложено и выставлено.

Предприятия питания предлагают туристам разнообразные дополнительные услуги: организацию торжеств, питание в номере, сервис на этаже, мини — бары в номере и др.

Туристы обеспечиваются питанием не только в местах пребывания, но и во время переезда на воздушном, водном, железнодорожном транспорте.

  1. Характеристика международного туристического рынка.

Главные принципы рыночной экономики.