Вопрос 11. Ценообразование в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Ценообразование видов деятельности социально-культурного сервиса и туризма.
Перед предприятиями социально-культурного сервиса и туризма постоянно встает задача определения цен на их товары и услуги в условиях рыночной экономики. От ценовой политики предприятия во многом зависят результаты финансовой деятельности, поскольку правильная или ошибочная политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы. Ценовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма заключается в установлении таких цен на товары и услуги, которые обеспечат запланированный рост прибыли и будут отвечать стратегическим и оперативным задачам по удержанию и расширению предприятия.
Цена – денежное выражение услуги, обеспечивающее покрытие затрат на ее производство и прибыль предприятия.
Для цен на туруслуги характерно:
Высокая эластичность
Разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи
Неспособность услуг к хранению
Высокая степень влияния конкурентов
Значительная степень государственного регулирования в сфере транспорта в части контроля за ценами
Сезонная дифференциация цен и т.д.
Для разработки ценовой стратегии важно установить цели ценообразования. Они устанавливаются, как правило, исходя из анализа деятельности предприятия и его положению на рынке. Цели могут быть:
Максимизация текущей прибыли
Лидерство в качестве услуг
Лидерство на рынке
Удержание позиций на рынке.
Существуют следующие методы установления цен:
На основе издержек
Определение цены на основе издержек самый простой способ определения цены продукции (услуг), заключающийся в начислении определенной надбавки на себестоимость товара. Этот подход в ценообразовании сейчас для многих предприятий социально-культурного сервиса и туризма является основным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризуется тем, что предприятия при определении цены на свою продукцию и услуги ориентируются на издержки, т. е. осуществляют калькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие планирует получить. Такой метод является достаточно простым и понятным. Предприятие располагает всей необходимой информацией об издержках для определения цены, и ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от изменения спроса.
С ориентацией на уровень конкуренции
С ориентацией на спрос
При определении цены методом установления на основе ориентации на спрос главным критерием становятся уже не издержки производителя продукции услуг, а то, как данный товар воспринимает покупатель, т.е. исходный точкой является ощущение ценности товаров для покупателей. В ходе проведения различных опросов изучается отношение покупателей к товару или услуге, их предпочтение при выборе того или иного товара (услуги), оценивается, сколько покупатель готов за него заплатить. Такая информация позволяет правильно позиционировать товар или услугу и определить, какой товар (услуга) имеет большую ценность для клиента, чем затраты на него. Полученные результаты используются при формировании цены.
Установление цены на основе закрытых торгов
Установление цены на основе закрытых торгов применяется в тех случаях, когда предприятие ведет конкурентную борьбу за выгодное предложение среди других конкурентов. В подобных ситуациях при назначении своей цены оно ориентируется на ожидаемые цены конкурентов, а не на собственные издержки. Поскольку предприятие хочет получить выгодный контракт, ему нужно запросить цену ниже, чем у конкурентов. Однако эта цена не должна быть ниже себестоимости, иначе предприятие понесет убытки.
Установление цены на основе уровня текущих цен
При установлении цены на основе уровня текущих цен предприятия в основном отталкиваются от цен конкурентов и меньше внимания обращают на показатели собственных издержек или спроса. В зависимости от того, какое положение предприятие занимает на рынке, оно может выбирать различную стратегию при определении цены на свою продукцию, например, назначить цену выше или ниже уровня цен своих конкурентов.
Стратегия престижных цен
Предприятия социально-культурного сервиса и туризма, которые выбирают стратегию престижных цен, ориентированы на клиентов, для которых цена не является главным критерием выбора. Таких клиентов больше интересуют уникальность предоставляемых услуг, их качество, занимаемый статус. Поскольку для поддержания соответствующего уровня обслуживания требуются большие капитальные и текущие затраты, цены на такие продукты и услуги очень высокие.
В соответствии с выбранной стратегией ценообразования каждое предприятие социально-культурного сервиса и туризма определяет базовую стоимость услуги. Для привлечения клиентов и партнеров предприятие обычно имеет специальные расценки, которые в зависимости от различных условий могут значительно отличаться от базовой цены. Например, существует такое понятие, как корпоративный клиент. Это такой клиент (фирма), который может в течение определенного периода (сезона, года) приобрести большое количество товаров и услуг. Для таких клиентов существуют специальные скидки, которые непосредственно зависят от количества приобретаемых товаров и услуг, их качественного состава и времени, на которые они резервируются, например количество ночевок. Существуют льготные цены для групповых клиентов: при размещении группы туристов одно место для проживания и питания предоставляется бесплатно (место для сопровождающего в групповых турах).
Одной из проблем повышения эффективности функционирования предприятий гостиничного комплекса является заполнение их в сезон низкой активности. Поэтому для увеличения загрузки в этот период предусматривается система различных сезонных скидок, например существенное снижение цены проживания. Это позволяет покрывать издержки, которые несет гостиница в сезон низкой активности, и поддерживать устойчивый спрос На услуги в течение года.
При установлении цен должны учитываться не только экономические, но и психологические факторы цены.
- 1,2. Организация обслуживания потребителей в сфере туризма: предприятия, услуги, региональные особенности. Сервисные технологии: понятие, содержание, новые виды услуг и формы общения.
- Вопрос 1. Организация обслуживания потребителей в сфере туризма: предприятия, услуги, региональные особенности
- Вопрос 2. Понятие и содержание сервисных технологий. Новые виды услуг
- Вопрос 3. Правовое регулирование отношений в сервисной деятельности
- 7. Профессиональная этика работников сферы скСиТ.
- 8. Проблемы и перспективы развития скСиТ в России и за рубежом.
- Внутренний туризм
- 9. Малое предпринимательство в России и его роль в развитии скСиТ в России.
- 1.Организационно-экономические основы предпринимательства.
- Вопрос 11. Ценообразование в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
- Вопрос 30. Ценообразование тура
- Вопрос 60. Ценообразование тура.
- 14. Роль пр-технологий в совершенствовании деятельности предприятий сферы сервиса и туризма.
- 15. Организационные структуры управлния маркетингом
- 16. Информационное обеспечение в организации работы предприятия туриндустрии
- 17. Использование современных технологий на предприятиях скСиТ
- 19. Разработка программ и инновационных проектов скСиТ
- 20. Проблемы и основные тенденции внедрения инноваций на предприятиях скСиТ
- Вопрос 25. Проблемы и тенденции внедрения инн-ий
- 21. Содержание инновационной политики в сфере скСиТ
- 22. Организация инновационной деятельности в скСиТ
- Вопрос 27. Организация инновационной деятельности в скс и т
- 24.Налогообложение в скСиТ.
- 24.Налогообложение в социально-культурном сервисе и туризме.
- 36,37. Туроператорская и турагенская деятельность
- Глава 1. Туроператор как субъект туристического рынка 19
- Глава 1. Туроператор как субъект туристического рынка 21
- 39.Система обеспечения безопасности потребителей в сфере туризма
- 41. Роль и место транспортных услуг в туризме
- Транспортное обеспечение туризма.
- Классификация путешествий
- Сухопутный транспорт
- 2. Водный транспорт:
- Основные туристские перевозчики
- Транзит
- 43.Особенности европейских железнодорожных перевозок регулярными поездами.
- 44.Особенности и недостатки водных путешествий
- Линейные перевозки
- 11.5. Организация теплоходных путешествий
- 45. Основные методические требования к эскурсионному процессу.
- 47,48. Проектирование тура.Планирование тура.
- Вопрос 19. Продвижение турпродукта
- 50. Виды туроперейтинга и схемы организации работы туроператора
- Вопрос 20. Виды туроперейтинга и схемы организации работы то
- 3 Варианта работы с иностранными компаниями (мид-компаниями):
- 2 Варианта работы то:
- 51. Сегментирование рынка. Определение фокус- группы.
- 52. Схемы сотрудничества туроператора с поставщиками услуг
- 53. Туристские формальности (таможенные, визовые)
- 2 Туристские формальности. . Туристские формальности.
- 54. Документооборот туристской фирмы при работе с потребителем
- 55. 23,58Классификация средств размещения. Содержание деятельности гостинично-туристского комплекса. Классификация предприятий общественного питания. Основные и дополнительные услуги гостиницы.
- 56.Технологичесская цепочка действий при оформлении и размещении гостя.
- 57. Классификация предприятий питания
- 59. Особенности использования франчайзинга в сфере сервиса и туризма.