logo
201863_11538_voprosy_i_otvety_po_specialnosti_s

Глава 1. Туроператор как субъект туристического рынка 21

оказывать клиентам услуги размещения и питания отелей по ценам значительно более привлекательным, чем это сделает сам отель для неорганизованных туристов, а также строить собственную агентскую сеть по реализации комнат на внутреннем рынке.

Профиль работы туристического оператора.

Профиль работы туроператора - есть доминирующие в его ассортименте виды или географические направления туров, то есть виды или направления туров,

¦ доля которых в объеме продаж туроператора максимальна;

¦ продажа которых обеспечивает основную долю прибыли туроператора;

¦ в реализации которых туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма;

¦ с которыми потребитель идентифицирует оператора на рынке.

Профиль присутствует в деятельности любого туроператора, вне зависимости от рода деятельности, которой он занимается. Каждый туроператор специалист в организации конкретного вида туров или в работе с тем или иным географическим направлением. Профиль деятельности оператора может быть как популяризован (то, есть широко известен на потребительском рынке), так и малоизвестен потребителям. К примеру, ростовчане знают, что профилем работы «Розового слона» являются организуемые авиатуры, в основном, в Азиатском и Ближневосточном направлениях (Таиланд, Турция, Египет и др.), а вот о том, что «Дони-ра» имеет самую сильную в городе позицию по Домбаю, наслышаны только профессионалы. Популяризация профиля деятельности туроператора может быть основой проводимых им рекламных кампаний, поскольку добиться идентификации на рынке собственного названия с перечнем географических направлений или видов туров мечта практически любого туроператора. С другой стороны, чересчур популяризованный профиль работы оператора может негативно сказаться на его дальнейшей деятельности, связанной с освоением новых направлений или видов туров, поскольку общественное мнение потребителей тяжело и дорого поменять.

Как уже было сказано, профиль работы оператора может базироваться на видах предлагаемых туров и на географических направлениях его работы. В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, оператор может специализироваться на продаже авиатуров, круизов, железнодорожных и автобусных туров (их сравнительная характеристика приведена в таблице ниже). В зависимости от целей туров, оператор может специализироваться на продаже познавательных (экскурсионных), паломнических, обучающих, инсентив-экологиче-ских, оздоровительных, тематических туров, туров, ориентированных на отдых, клубный отдых и таймшер, деревенский отдых, молодежный туризм и т.д.

Таким образом, в зависимости от того, какой вид туров в ассортименте оператора является доминирующим, они могут специализироваться, например, на круизах или автобусных турах.

Специализироваться туристические операторы могут также на продаже индивидуальных или групповых туров. Принципиально важным является вопрос о том, какие именно туры являются групповыми и в какой момент типично индивидуальный тур становится групповым. К примеру, продав 20 путевок в автобусный тур на Черное море, оператор организовывает уже групповой, а не индивидуальный тур. Но, очевидно, продажа тех же 20 путевок в Анталию (с авиаперелетом) групповым туром считаться не будет, поскольку вместимости автобуса и пассажирского авиалайнера абсолютно различные. Разумно считать групповым такой тур, когда туроператору экономически более выгодно не приобретать отдельные билеты на проезд (непосредственно в кассах перевозчиков или у другого туроператора), а самостоятельно арендовать транспортное средство целиком. К примеру, из Ростова-на-Дону в Варну ходит регулярный автобус. Стоимость билета в оба конца $100. Аренда автобуса целиком в оба конца обойдется оператору в $2500. Если оператор реализует 10 путевок на конкретный заезд, ему выгоднее приобрести билеты на проезд у транспортной компании (поскольку $1000 намного меньше, чем $2500). Однако, продав уже 30 мест на автобус, оператору экономически более выгодно становится арендовать автобус полностью (на аренде он сэкономит $500). Следовательно, групповыми считаются туры, организация которых путем аренды транспортного средства более выгодна, чем приобретение проездных билетов у перевозчиков.

Также профиль работы туроператора может различаться по направлениям. Направления могут при этом быть популярными и непопулярными. Популярными являются направления работы оператора, в которых им организуются регулярные групповые поездки в течение всего туристического сезона. К примеру, организация регулярных еженедельных рейсов в Анталию в течение всего лета свидетельствует о том, что Анаталия является популярным туристическим направлением в летний период. Непопулярные же направления отличаются тем, что туры в них организуются либо в индивидуальном порядке, либо нерегулярно в течении всего туристического сезона. К примеру, туры в Париж из Ростова формируются всего дважды в год (майские и новогодние праздники), что свидетельствует о непопулярности данного направления.

Кроме того, направления работы туроператора в зависимости от колебания туристической активности в течении года могут быть сезонными - испытывающими значительные колебания в туристической активности в течение года (например, туры на отдых в Анталию или горнолыжный week-end в Домбае типичные сезонные направления), или полисезонными, лишенными ярко выраженного сезонного колебания туристической активности (к примеру, туры в санатории, экскурсионные туры по Европе и т.д.).

Также в зависимости от направления работы, профиль туроператора может быть сильно концентрированным, когда оператор специализируется на работе с ограниченным количеством отелей на определенном курорте (такой профиль работы распространен среди операторов, имеющих оплаченные блоки мест в ряде гостиниц); концентрированным, когда туроператор специализируется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (данная специализация распространена среди туристических операторов, имеющих стабильные договорные отношения с зарубежными или российскими meet-компаниями, либо небольшие квоты мест во многих гостиничных предприятиях курортов); и рассеянным, когда туроператор в принципе предлагает большой перечень курортов в нескольких странах. Отличия данных профилей работы можно продемонстрировать в таблице:

Наконец, направление работы туроператора может быть дорогим и недорогим. Дороговизна того или иного направления работы оператора определяется географической удаленностью курорта, уровнем жизни населения курортной зоны. К примеру, США или Япония - дорогие направления для ростовского туроператора по причине не только их географической удаленности (что прямо воздействует на рост стоимости авиаперелета), но и из-за высокого (в сравнении с российским) уровня жизни населения (что приводит к удорожанию стоимости услуг поставщиков). С другой стороны, европейское направление, хоть и отличается высокой стоимостью услуг поставщиков, но за счет своей географической близости (в сравнении с США или Японией) к России, позволяет себе оставаться вполне доступным направлением для массового отдыха российских туристов. А Таиланд, хоть и не отличается дороговизной «наземного обслуживания», в силу низкого уровня жизни тайцев, проигрывает Турции или Арабским Эмиратам по причине дороговизны авиаперелета.

Любой туроператор, выбирая профиль своей дальнейшей работы, руководствуется следующими факторами:

¦ собственная рыночная стратегия (стратегия поведения туроператора на рынке);

¦ ценовая стратегия на рынке (в случае ориентированности оператора на сегмент недорого отдыха,

соответственно им организуются групповые туры в недорогих направлениях);

¦ возможности туроператора (рыночные и финансовые);

¦ конкурентная стратегия туроператора на рынке;

¦ факторы внешней среды туроперейтинга (в первую очередь законодательство, политическая и

экологическая ситуация на курортах).

В зависимости от профиля работы туроператоров можно условно разделить на монопрофильных (специалистов) и многопрофильных. Монопрофильные туроператоры практикуют деятельность в определенном географическом направлении и предлагают туры одного вида. К примеру, оператор А, являясь монопрофильным, занимается организацией авиа-туров в Анталию (в летний период времени) и в Египет (в зимний период времени), монопрофильный оператор В предлагает своим клиентам недорогие туры выходного дня на Черном море (в летний период) и в При-эльбрусье (зимой). Неоспоримыми достоинствами монопрофильных туроператоров являются:

¦ достижение высокого профессионализма в работе с определенным направлением или видом

туров;

¦ максимальная информированность работников туроператора и высокое качество их работы;

¦ возможность идентификации туроператора на рынке, как организатора именно этого вида туров

или как работающего именно в этом направлении;

¦ возможность получения аккредитации в посольствах стран, на работе с которыми

специализируется туроператор (что особо актуально при специализации туроператора на работе с

визовыми державами);

¦ возможность получения помощи властей курортов, с которыми сотрудничает оператор, и

проявления туроператорского лобби;

¦ более низкий в сравнении с многопрофильными операторами размер капиталовложений.

С другой стороны, к недостаткам монопрофильности можно отнести рост зависимости деятельности туроператора от поставщиков туристических услуг, невысокую гибкость предлагаемых туров, необходимость постоянно модифицировать предлагаемые туры (поскольку они могут морально устареть на рынке и перестать пользоваться спросом).

Монопрофильность туроперейтинга может быть как стартовой, так и эволюционной. В случае стартовой монопрофильности, менеджмент оператора еще до начала активной деятельности планировал заниматься ограниченным числом направлений и видов туров. Так называемое «открытие под кого-то» (например, под менеджеров, прекрасно знающих одно направление, или под личные связи с работниками чартерного отделения местной авиакомпании) или «открытие под что-то» (например, под наличие прекрасного эксклюзивного договора с зарубежной meet-компанией, отелями и т.д.). Кроме того, стартовая монопрофильность может появиться в случае, когда туристический оператор выходит на региональный рынок с принципиально но-.вым тур-продуктом, пытаясь занять определенную рыночную нишу.

Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туров. Позитивными чертами многопрофильности являются:

¦ большие возможности охвата рынка (нет столь узкой специализации на ограниченном

контингенте путешествующего населения);

¦ возможность комбинирования туров (например, оператор, занимающийся и Испанией и

Португалией, легко может разработать и продвигать на рынок комбинированный тур Испания

Португалия);

¦ гибкость в работе, определяемая возможностью оператора акцентировать максимальные усилия

то на одном, то на другом виде туров или направлении в зависимости от изменения рыночной

конъюнктуры;

¦ меньшая зависимость туроперейтинга от конкретного направления или поставщика

туристических услуг (например, при резком снижении спроса на один вид туров, оператор может

переключиться на другое направление или вид туров). Однако многопрофильность чревата

снижением качества продаваемых туров, требует большего по численности персонала, более

значительных капиталовложений и расходов.

Обязанности туроператора

Своевременно сообщать ТУРАГЕНТУ о характере и условиях совершения действий, являющихся предметом настоящего Договора, в частности, информировать ТУРАГЕНТА в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения Заявки ТУРАГЕНТА о возможности предоставления запрашиваемых услуг.

По требованию ТУРАГЕНТА представлять последнему необходимые для исполнения обязательств по настоящему Договору документы и информацию.

В случае невозможности подтверждения заявки, ТУРОПЕРАТОР направляет отказ от подтверждения либо письменно предлагает варианты туристских продуктов, которые могут быть подтверждены.

3.1.2. Предоставлять ТУРАГЕНТУ необходимые образцы, каталоги и другие материалы по предоставляемым услугам.

3.1.3. Предоставлять услуги в соответствии с принятой от ТУРАГЕНТА заявкой.

3.1.4. ТУРОПЕРАТОР вправе осуществлять выдачу сопроводительных документов в офисах ТУРОПЕРАТОРА и/или в месте отправления туристов в путешествие (аэропорту отправления), предварительно уведомив об этом ТУРАГЕНТА. ТУРОПЕРАТОР выдает сопроводительные документы ТУРАГЕНТУ только после полной оплаты туристского продукта не позднее окончания рабочего дня, предшествующего дню начала путешествия

3.1.5.ТУРОПЕРАТОР выплачивает ТУРАГЕНТУ вознаграждение в порядке и размере, предусмотренном настоящим Договором.

3.2. ТУРОПЕРАТОР имеет право производить замену услуг (в т.ч. компанию – перевозчика, отель проживания), предоставляемых туристу с сохранением класса услуг по ранее оп­лаченной категории или с предоставлением услуг более высокого класса без дополнительной оплаты.

3.3. Ответственность ТУРОПЕРАТОРА за реализацию (оказание) туристу и/или иному заказчику туристского продукта возникает с момента выдачи туристу и/или иному заказчику документов на выезд/въезд и подтверждающих переход права на получение (потребление) услуг, входящих в этот туристский продукт.