8. Специально-методические принципы афк и особенности их реализации в процессе занятий.
Специально-методические принципы АФК Принципы использования АФК, предполагающие учет взаимосвязи биологических и психологических особенностей объекта педагогического воздействия (людей с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата и др.) с двигательной сферой.
Специально-методические принципы: диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учета возрастных особенности, профилактической направленности, адекватности, оптимальности и вариативности - основные принципы в работе с лицами имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.
9. Теория и организация АФК, как интегративная наука и важная область социальной практики До 2000 года в номенклатуре специальностей научных работников была одна специальность, в которой рассматривались проблемы использования средств и методов ФК в работе с людьми, имеющими отклонения. Это спортивная медицина и ЛФК. Теперь АФК является одной из составляющих частей специальности 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и АФК. Существует целое поле научных проблем АФК в использовании движений для развития и совершенствования инвалида с учетом его возраста и особенностей заболевания. Для заполнения этого пространства необходимо проведение фундаментальных комплексных научных исследований, с преодолением устоявшихся стереотипов лечения больных и инвалидов преимущественно фармакологическими средствами. Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ АФК, фундаментализация образования в этой области. Основная проблема состоит в создании по существу нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения дисциплин по ФК, медицине, коррекционной педагогике и других областей, что позволит целостно рассмотреть человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья. Теория АФК как наука исследует содержание, структуру, функции, ее цель, принципы, задачи, средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области, разрабатывает понятийный аппарат, изучает содержание различных видов (компонентов) АФК, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы. Главной проблемой теории АФК является изучение потребностей, мотивов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, личностных особенностей, умственного, трудового, нравственного, эстетического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями. Теория АФК должна раскрыть ее сложные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества, разработать технологии готовности общества к принятию инвалидов как равноправных членов общества. Теория и организация АФК, как учебная дисциплина Теория АФК является главной профилирующей дисциплиной в Госстандарте высшего профессионального образования, базируется на общей теории и методике ФК, в отличие от которой, основным объектом познания и воздействия являются не здоровые, а больные люди, включая инвалидов. АФК своей ориентацией на хронических больных и инвалидов отличается от одного из разделов общей ФК, который называется оздоровительно- реабилитационная или ЛФК, или двигательная реабилитация. Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности ФК и спорт (ФК и С) последних десятилетий, можно убедиться, что, практически, все дисциплины содержат сведения о здоровом человеке, исключая ЛФК и спортмедицину, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности. В Перечне медицинских противопоказаний для абитуриентов ФК определены значительно более высокие требования к состоянию здоровья по сравнению с другими образовательными учреждениями. В РФ высшее профессиональное образование в сфере ФК получали в основном бывшие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одаренными детьми и взрослыми. В силу целого ряда объективных и субъективных условий, фактов инвалиды оказались в сфере деятельности самостоятельного направления медицины – реабилитации. В отличие от АФК медицинская реабилитация направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует большей активности и самостоятельности. К тому же, здесь используются средства традиционной медицины, а не естественные факторы. В науке - валеологии, науке о здоровье здоровых людей используются компоненты здорового образа жизни: Сознание (воспитанное с детства разумное отношение к своему здоровью); Движение (ФК и закаливание организма); Рациональное питание; Профилактически применяемые лекарственные препараты
- 2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 3. Афк в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- 4. Педагогические функции афк (краткая характеристика).
- 6. Социальные функции афк (краткая характеристика).
- 6. Характеристика социальных принципов афк (гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума).
- 7. Реализация положений общедидактических принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации в адаптивном физическом воспитании.
- 8. Специально-методические принципы афк и особенности их реализации в процессе занятий.
- 10. Характеристика основных средств афв. Общность со средствами физического воспитания и относительная самостоятельность.
- 11. Классификация тренажерных и технических средств в адаптивном физическом воспитании.
- 12. Особенности использования игрового и соревновательного метода в афк.
- 13. Особенности построения урочных форм занятий в адаптивном физическом воспитании.
- 15 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
- 16. Адаптивное физическое воспитание как вид афк. Цели и задачи афв.
- 17. Организация адаптивного физического воспитания в Российской Федерации.
- 19. Адаптивная двигательная рекреация (адр) как вид афк, ее цель, задачи и отличительные черты. Характеристика основных средств адр.
- 22. Адаптивный спорт, цель, задачи и основное содержание.