logo
10

3. Афк в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы. В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой - в процессе социализации он активно приобщается к куль туре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей. Выделяют три крупных группы факторов (институтов) социализации. Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофакторы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья - микрофакторы - семья, школа (система образования), общество сверстников и другие. Социализирующая роль физической культуры, и особенно адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущностные качества человека, развивая его физически и духовно. Облегчение условий вхождения человека в общественные процессы - основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе. Семья как первичная инстанция социализации может самым различным образом повлиять на отношение ребенка к физической активности и установку на двигательную деятельность - и способствовать или препятствовать физической социализации. Отсюда вытекают два важных вывода для специалиста по адаптивной физической культуре: 1) необходимо самым серьезным образом работать с семьей (прежде всего, с родителями) детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, посвящая их в веру огромной целительной силы движения;

2) необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жизни, начинать реабилитационные мероприятия с такими детьми с тем, что бы добиться максимально возможного эффекта от занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения отрицательного социализирующего влияния семьи на их психосоматическое развитие. Для адаптивной физической культуры важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения на выков социальных. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы. Помимо двух важнейших инстанций социализации личности - се мьи и школы - специалист по адаптивной физической культуре должен учитывать и такие существенные факторы, как культура