logo
10

7. Реализация положений общедидактических принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации в адаптивном физическом воспитании.

Основными в АФВ являются принципы: сознательности и активности, индивидуализации, доступности, наглядности, последовательности, дифференциально-интегральных оптимумов, систематичности, рассеянной мышечной нагрузки, прочности. В АФВ общие дидактические принципы имеют определенные особенности, связанные со спецификой контингента обучаемых. Остановимся на каждом принципе подробнее.

Принцип сознательности и активности направлен на развитие умения ориентироваться в окружающей действительности. Преподаватель строит занятие так, чтобы обучаемый мог осваивать учебный материал, правильно воспринимая действительность. Для этого цели учителя должны соответствовать потребностям и интересам ученика, быть ясными и понятными ему.

В постановке индивидуальных задач учителю в значительной мере может помочь опыт педагогики Монтессори, в основе которой лежит наблюдение за ребенком и выяснение вопросов:

• К какому виду двигательной активности проявляет интерес или непроизвольно обращается ребенок?

• Каким инвентарем и как долго интересуется?

• Какие действия, движения осуществляет он с этим предметом самостоятельно, без постороннего вмешательства?

• При возможности выбора, какому виду физической деятельности, какому спортивному инвентарю ребенок отдает предпочтение?

• Какие индивидуальные двигательные и личностные качества демонстрирует ребенок в своей физической деятельности?

• Существует ли в двигательной активности обучаемого периодичность в течение дня, недели, месяца и т.п.? Как можно охарактеризовать периоды повышенной двигательной активности? Как долго они длятся?

• Каким образом ребенок демонстрирует свое стремление к развитию?

• Какие упражнения он предпочитает и в какой последовательности?

• Насколько он способен сосредоточить внимание на своей деятельности? В том числе при помехах извне. Какие помехи для него наиболее значимы?

• Возвращается ли ребенок к своей деятельности после того, как его внимание было отвлечено?

Принцип индивидуализации. Учитель обращает внимание на возраст, пол, особенности состояния здоровья, физического развития, темперамент, личностные и характерологические качества обучаемого, его установки, ценности и интересы, наличие и качество предшествовавшей физической подготовки.

В соответствии с принципом сознательности новые упражнения необходимо начинать с обсуждения целей, задач и способов их выполнения: основных моментов действия и его составляющих, а также условий выполнения этих моментов действия; необходимо развивать осмысление построения действия, умение анализировать собственные действия и находить причины допущенных ошибок; активно практиковать задания для самостоятельного решения, стимулировать творческий подход к решению задач на основе имеющихся у ученика знаний. При этом обязательна положительная оценка успешного выполнения задания

Кроме того, учителю необходимо также знать общие закономерности имеющего место у ученика патологического процесса; ориентироваться в связанных с данным заболеванием изменениях в двигательной активности; хорошо разбираться не только в физическом, но и психологическом потенциале своего подопечного (в том числе знать его реакцию на само состояние инвалидности); учитывать противопоказания, которые связаны с риском ухудшения состояния здоровья, и конкретные индивидуальные меры безопасности.

В каждом случае преподавателю необходимо индивидуально решать задачи выбора:

исходного положения, рациональной оперативной позы - они должны обеспечивать устойчивость и равновесие тела в пространстве;

траектории движения (направления, формы, амплитуды), которая зависит от гибкости и точности дифференциации движений;

длительности физического действия (зависит от выносливости обучаемого);

частоты его повторения в единицу времени (зависит от скоростно-силовых способностей обучаемого);

последовательности "включения" различных мышечных групп в действие (диктуется закономерностями анатомии);

последовательности наращивания усилий;

оптимальной передачи количества движений с одного звена двигательного аппарата на другое;

последовательности движений, сочетания и согласованности движений во времени;

рационального соотношения длительности фаз напряжения и расслабления (последние 4 пункта зависят от целей занятия)

Принцип доступности заключается в том, что все средства, используемые в АФВ, должны быть адекватными уровням физической нагрузки, психомоторного развития, состоянию здоровья, функциональному состоянию двигательного аппарата, предшествующему двигательному опыту и физической подготовленности.

В значительной мере доступность обеспечивается на уровне формирования кинестетического образа за счет адекватного представления о действии и выборе соответствующих средств. В этом помогают образцовая демонстрация учителем или его помощником физических упражнений, использование наглядных пособий: рисунков, макетов, схем и др. с целью создания у занимающихся наиболее полных и точных представлений, обеспечения восприятия и ассоциаций, связанных с изучаемыми движениями. Для этого желательно воздействовать на наибольшее число сенсорных систем ученика, его эмоциональную сферу, которые могут быть нарушены в зависимости от нозологии, т.е. соблюдать принцип наглядности.

Обращение только к непораженным сенсорным системам сужает круг возможностей учителя в процессе формирования кинестетического образа и повышает требования к его профессиональному мастерству: возникает задача найти сходные, знакомые ученику признаки физических движений с учетом его индивидуального сенсорного и двигательного опыта. При этом, чем адекватнее личность ученика, ярче, эмоциональнее, интереснее его ассоциативные образы, тем эффективнее осваивается новый материал

В АФВ учителю самому необходимо постоянно расширять диапазон сравнений и предметных заданий. Принцип наглядности обеспечивается последовательным решением следующих задач:

• определение педагогических задач, решаемых средствами наглядности;

• выбор используемых наглядных пособий в зависимости от функциональных возможностей сенсорных систем;

• обеспечение средствами наглядности (с учетом предыдущего двигательного опыта и знаний ученика) процесса формирования кинестетического образа и последующего осмысления построения действий;

• использование непосредственной и опосредствованной демонстрации как средства исправления двигательных ошибок ученика.

Принцип последовательности изучения упражнений непосредственно связан с принципом доступности.

При определении последовательности рекомендуется руководствоваться закономерностями переноса двигательных навыков и "врожденных автоматизмов", которые сохранились у инвалидов

Это правило значительно повышает эффективность освоения новых физических упражнений. Желательно как можно активнее использовать положительный перенос двигательных навыков. Это происходит в тех случаях, когда в структуре и содержании упражнений (в их главной фазе) имеется большое сходство. Принцип находит свое отражение в широком применении подводящих и имитационных упражнений. Отмечается, что перенос навыков у инвалидов наиболее эффективен на начальных этапах обучения, когда движения выполняются в более примитивных вариантах и под усиленным контролем сознания.

Не следует забывать и об отрицательном переносе, когда ранее освоенное двигательное действие мешает правильному выполнению изучаемого физического упражнения.

Принцип систематичности вытекает из принципов последовательности и дифференциально-интегративных оптимумов и базируется на закономерностях условно-рефлекторной деятельности. В связи с тем, что подготовка представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам, последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки, подбор и повторность упражнений — отвечать закономерностям "переноса" двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха — неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающегося.

Систематичность обеспечивается соблюдением следующих правил:

• заблаговременным установлением последовательности упражнений;

• оптимизацией суммарной нагрузки применяемых педагогических факторов (методов, средств, форм физического воспитания);

• соблюдением последовательности обучения физическим упражнениям от главной, ведущей фазы упражнения, к второстепенной, производной фазе;

• периодическим возвращением к основной фазе двигательного действия.

К особенностям современного процесса воспитания аномальных детей также относятся: отказ от авторитарности, соответствие программ и технологий физиологическим и возрастным особенностям учеников, высокий уровень квалификации педагогов, использование обогащенной образовательной среды, образование разновозрастных групп