7. Реализация положений общедидактических принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации в адаптивном физическом воспитании.
Основными в АФВ являются принципы: сознательности и активности, индивидуализации, доступности, наглядности, последовательности, дифференциально-интегральных оптимумов, систематичности, рассеянной мышечной нагрузки, прочности. В АФВ общие дидактические принципы имеют определенные особенности, связанные со спецификой контингента обучаемых. Остановимся на каждом принципе подробнее.
Принцип сознательности и активности направлен на развитие умения ориентироваться в окружающей действительности. Преподаватель строит занятие так, чтобы обучаемый мог осваивать учебный материал, правильно воспринимая действительность. Для этого цели учителя должны соответствовать потребностям и интересам ученика, быть ясными и понятными ему.
В постановке индивидуальных задач учителю в значительной мере может помочь опыт педагогики Монтессори, в основе которой лежит наблюдение за ребенком и выяснение вопросов:
• К какому виду двигательной активности проявляет интерес или непроизвольно обращается ребенок?
• Каким инвентарем и как долго интересуется?
• Какие действия, движения осуществляет он с этим предметом самостоятельно, без постороннего вмешательства?
• При возможности выбора, какому виду физической деятельности, какому спортивному инвентарю ребенок отдает предпочтение?
• Какие индивидуальные двигательные и личностные качества демонстрирует ребенок в своей физической деятельности?
• Существует ли в двигательной активности обучаемого периодичность в течение дня, недели, месяца и т.п.? Как можно охарактеризовать периоды повышенной двигательной активности? Как долго они длятся?
• Каким образом ребенок демонстрирует свое стремление к развитию?
• Какие упражнения он предпочитает и в какой последовательности?
• Насколько он способен сосредоточить внимание на своей деятельности? В том числе при помехах извне. Какие помехи для него наиболее значимы?
• Возвращается ли ребенок к своей деятельности после того, как его внимание было отвлечено?
Принцип индивидуализации. Учитель обращает внимание на возраст, пол, особенности состояния здоровья, физического развития, темперамент, личностные и характерологические качества обучаемого, его установки, ценности и интересы, наличие и качество предшествовавшей физической подготовки.
В соответствии с принципом сознательности новые упражнения необходимо начинать с обсуждения целей, задач и способов их выполнения: основных моментов действия и его составляющих, а также условий выполнения этих моментов действия; необходимо развивать осмысление построения действия, умение анализировать собственные действия и находить причины допущенных ошибок; активно практиковать задания для самостоятельного решения, стимулировать творческий подход к решению задач на основе имеющихся у ученика знаний. При этом обязательна положительная оценка успешного выполнения задания
Кроме того, учителю необходимо также знать общие закономерности имеющего место у ученика патологического процесса; ориентироваться в связанных с данным заболеванием изменениях в двигательной активности; хорошо разбираться не только в физическом, но и психологическом потенциале своего подопечного (в том числе знать его реакцию на само состояние инвалидности); учитывать противопоказания, которые связаны с риском ухудшения состояния здоровья, и конкретные индивидуальные меры безопасности.
В каждом случае преподавателю необходимо индивидуально решать задачи выбора:
• исходного положения, рациональной оперативной позы - они должны обеспечивать устойчивость и равновесие тела в пространстве;
• траектории движения (направления, формы, амплитуды), которая зависит от гибкости и точности дифференциации движений;
• длительности физического действия (зависит от выносливости обучаемого);
• частоты его повторения в единицу времени (зависит от скоростно-силовых способностей обучаемого);
• последовательности "включения" различных мышечных групп в действие (диктуется закономерностями анатомии);
• последовательности наращивания усилий;
• оптимальной передачи количества движений с одного звена двигательного аппарата на другое;
• последовательности движений, сочетания и согласованности движений во времени;
• рационального соотношения длительности фаз напряжения и расслабления (последние 4 пункта зависят от целей занятия)
Принцип доступности заключается в том, что все средства, используемые в АФВ, должны быть адекватными уровням физической нагрузки, психомоторного развития, состоянию здоровья, функциональному состоянию двигательного аппарата, предшествующему двигательному опыту и физической подготовленности.
В значительной мере доступность обеспечивается на уровне формирования кинестетического образа за счет адекватного представления о действии и выборе соответствующих средств. В этом помогают образцовая демонстрация учителем или его помощником физических упражнений, использование наглядных пособий: рисунков, макетов, схем и др. с целью создания у занимающихся наиболее полных и точных представлений, обеспечения восприятия и ассоциаций, связанных с изучаемыми движениями. Для этого желательно воздействовать на наибольшее число сенсорных систем ученика, его эмоциональную сферу, которые могут быть нарушены в зависимости от нозологии, т.е. соблюдать принцип наглядности.
Обращение только к непораженным сенсорным системам сужает круг возможностей учителя в процессе формирования кинестетического образа и повышает требования к его профессиональному мастерству: возникает задача найти сходные, знакомые ученику признаки физических движений с учетом его индивидуального сенсорного и двигательного опыта. При этом, чем адекватнее личность ученика, ярче, эмоциональнее, интереснее его ассоциативные образы, тем эффективнее осваивается новый материал
В АФВ учителю самому необходимо постоянно расширять диапазон сравнений и предметных заданий. Принцип наглядности обеспечивается последовательным решением следующих задач:
• определение педагогических задач, решаемых средствами наглядности;
• выбор используемых наглядных пособий в зависимости от функциональных возможностей сенсорных систем;
• обеспечение средствами наглядности (с учетом предыдущего двигательного опыта и знаний ученика) процесса формирования кинестетического образа и последующего осмысления построения действий;
• использование непосредственной и опосредствованной демонстрации как средства исправления двигательных ошибок ученика.
Принцип последовательности изучения упражнений непосредственно связан с принципом доступности.
При определении последовательности рекомендуется руководствоваться закономерностями переноса двигательных навыков и "врожденных автоматизмов", которые сохранились у инвалидов
Это правило значительно повышает эффективность освоения новых физических упражнений. Желательно как можно активнее использовать положительный перенос двигательных навыков. Это происходит в тех случаях, когда в структуре и содержании упражнений (в их главной фазе) имеется большое сходство. Принцип находит свое отражение в широком применении подводящих и имитационных упражнений. Отмечается, что перенос навыков у инвалидов наиболее эффективен на начальных этапах обучения, когда движения выполняются в более примитивных вариантах и под усиленным контролем сознания.
Не следует забывать и об отрицательном переносе, когда ранее освоенное двигательное действие мешает правильному выполнению изучаемого физического упражнения.
Принцип систематичности вытекает из принципов последовательности и дифференциально-интегративных оптимумов и базируется на закономерностях условно-рефлекторной деятельности. В связи с тем, что подготовка представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам, последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки, подбор и повторность упражнений — отвечать закономерностям "переноса" двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха — неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающегося.
Систематичность обеспечивается соблюдением следующих правил:
• заблаговременным установлением последовательности упражнений;
• оптимизацией суммарной нагрузки применяемых педагогических факторов (методов, средств, форм физического воспитания);
• соблюдением последовательности обучения физическим упражнениям от главной, ведущей фазы упражнения, к второстепенной, производной фазе;
• периодическим возвращением к основной фазе двигательного действия.
К особенностям современного процесса воспитания аномальных детей также относятся: отказ от авторитарности, соответствие программ и технологий физиологическим и возрастным особенностям учеников, высокий уровень квалификации педагогов, использование обогащенной образовательной среды, образование разновозрастных групп
- 2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 3. Афк в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- 4. Педагогические функции афк (краткая характеристика).
- 6. Социальные функции афк (краткая характеристика).
- 6. Характеристика социальных принципов афк (гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума).
- 7. Реализация положений общедидактических принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации в адаптивном физическом воспитании.
- 8. Специально-методические принципы афк и особенности их реализации в процессе занятий.
- 10. Характеристика основных средств афв. Общность со средствами физического воспитания и относительная самостоятельность.
- 11. Классификация тренажерных и технических средств в адаптивном физическом воспитании.
- 12. Особенности использования игрового и соревновательного метода в афк.
- 13. Особенности построения урочных форм занятий в адаптивном физическом воспитании.
- 15 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
- 16. Адаптивное физическое воспитание как вид афк. Цели и задачи афв.
- 17. Организация адаптивного физического воспитания в Российской Федерации.
- 19. Адаптивная двигательная рекреация (адр) как вид афк, ее цель, задачи и отличительные черты. Характеристика основных средств адр.
- 22. Адаптивный спорт, цель, задачи и основное содержание.