logo
10

13. Особенности построения урочных форм занятий в адаптивном физическом воспитании.

Система АФВ в специальной школе включает уроки физической культуры, ритмики, а также, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультминутки на общеобразовательных уроках, корригирующая гимнастика (ЛФК), упражнения и игры на переменах, во внеурочное время), закаливание, рекреационно-оздоровительные занятия, спортивно-массовые мероприятия и др. [106].

К урочным формам работы по адаптивному физическому воспитанию относятся: 1. Урок адаптивной физкультуры – основная урочная форма обучения и развития двигательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы. Количество часов в учебном процессе, отводимое на урок физкультуры весьма незначительно, так, например, в первом классе специальной (коррекционной) школы VIII вида – 1 час в неделю, со второго по восьмой – 2 часа в неделю, в старших классах – 3 часа в неделю. В младших классах продолжительность занятия, составляет 30 минут, только в старших классах увеличивается до 40-45 минут (при обязательном учёте патологии, что может влиять на продолжительность занятия). 2. Помимо урока адаптивной физкультуры урочной формой организации занятий школьников является урок ритмики. Уроки ритмики проводятся в основном с учащимися младших классах, как правило, один раз в неделю. 3. Для детей с нарушениями интеллектуального развития вводится дополнительный урок «развития движений», на котором основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, манипулятивной деятельности с предметами(мяч, гимнастическая палка, кольцо и т.д.) и конструктивной деятельности.

Уроки по адаптивной физкультуре и ритмике проводятся по программам для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

К физкультурно-оздоровительным формам работы в режиме дня относятся: 1. Утренняя гигиеническая гимнастика, проводится перед уроками или в школах-интернатах после пробуждения, рекомендуется в сочетании с водными процедурами и оздоровительным бегом. Продолжительность – от 10 до 20 минут. Комплексы утренней гимнастики для школьников составляются обычно из 9-10 гимнастических упражнений, целесообразно также включать специальные корригирующие упражнения. 2. В режиме дня учеников специальной (коррекционной) школы используются и такие формы двигательной активности, как физкультминутки. Их проводят во время общеобразовательных уроков, на уроках трудового обучения, с целью снижения утомления и повышения работоспособности. 3. Неотъемлемой частью системы мероприятий по АФВ в режиме дня является лечебная физическая культура, которая осуществляется в форме индивидуальных, групповых и самостоятельных занятий, а также, консультаций в кабинете ЛФК, которые включаются в учебный план школы. Специальные группы создаются из учеников одного или разных классов с явно выраженными нарушениями моторики или различными формами двигательной недостаточности. Для них дополнительно педагогами физического воспитания проводятся занятия коррекционной направленности (по коррекции вторичных нарушений двигательной сферы - нарушения осанки, деформация стоп, нарушения телосложения и физического развития, нарушений моторики и др.), занимаются по отдельной программе, 2-3 раза в неделю по 30 минут [106]. 4. Организованные игры на переменах. 5. Закаливающие процедуры. Учителю АФВ в специальных коррекционных учреждениях можно рекомендовать следующие формы работы по закаливанию: регулирование температуры помещения, ежедневное пребывание учащихся на открытом воздухе. Для того чтобы температурный режим способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на терморегуляторные физиологические механизмы, необходимо сделать его «пульсирующим», с оптимальной амплитудой колебаний.

Для школьников колебание температуры достаточно в пределах 5-7 градусов Цельсия и достигается за счёт открывания окон и форточек.

Мощный оздоровительный фактор – пребывание детей на открытом воздухе. Общая длительность пребывания учащихся специальной школы на открытом воздухе должна быть не менее 3-3,5 часов. В результате – кровь обогащается кислородом, улучшается работа головного мозга.

К внеклассным и самостоятельным формам работы относятся: 1. Рекреационно-оздоровительные занятия в школе (в группах ОФП, группах подвижных и спортивных игр и др. формах, организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения). 2. Спортивные соревнования. 3. Физкультурные праздники, развлечения, соревнования типа «Весёлые старты), «Дни здоровья», прогулки. 4. Туристические походы.

Программы раннего детства Базируются на развитии зрительных и слуховых ориентировочных реакций (стимулирование длительного сосредоточения и слежения за игрушкой, закрепление умения прислушиваться к голосу и т.д.). Основаны на ранней стимуляции (рефлекторный уровень деятельности двигательного аппарата и реакции на тактильные ощущения – моторно-сенсорный акт). Направлены на развитие общих движений (умения лежать на животе, приподнимать и длительно удерживать голову и др.) и удовлетворение потребности в двигательной активности (свободное пеленание, частая смена позы во время бодрствования и проведения занятий) Осуществляются через индивидуальную работу. Носят преимущественно игровой характер, т.к. маленькому ребёнку не свойственно умение участвовать в строго организованном процессе. Дошкольные программы строятся в диапазоне от сенсорной стимуляции до развития различных форм двигательной активности. Здесь развивается сенсомоторная координация, базовая моторика и моторные модели. Основу составляет объединение рефлекторной и проприорецептивной регуляции.

Специальная школа – акцент делается на формирование более совершенных моторных моделей, приближающихся к модели возрастной нормы здоровых детей. Обучение направлено на формирование базовых двигательных навыков, расширение двигательного опыта.

Профессиональное училище - программы нацелены на формирование двигательной базы для освоения специальных профессиональных навыков. Индивидуализация программ в АФВ для лиц с нарушениями психического развития является непременным условием повышения эффективности образовательного процесса. 14. Особенности методики воспитания двигательных способностей в АФК (характеристика применяемых методов и средств). Основные закономерности развития двигательных способностей.

.1 Зависимость двигательных способностей от режима двигательной деятельности .2 Этапность развития физических способностей .3 Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей .4 Обратимость показателей развития способностей .5 Перенос физических способностей .6 Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей

Классификация двигательных способностей. Силовые способности .Силовые способности представляют собой некий комплекс двигательной деятельности, завязанный на понятии «сила». Любое движение или же сохранение какой-либо позы нашего тела - эта работа мышц, а усилие, развиваемое при этом, называется силой мышц. Скоростные способности. Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.К элементарным формам относятся 4 вида скоростных способностей: . Способность к быстрому реагированию на сигнал. . Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью. . Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют «резкостью»). . Способность к выполнению движений в максимальном темпе.Координационные способности. При управлении двигательным аппаратом сталкиваются с такими трудностями, как: . Распределение внимания между движениями в суставах и звеньях тела и необходимость согласования их между собой. . Преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу. . Упругая податливость мышц. Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи. Мышечная координация - это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею. Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею» Двигательная координация - это единое целое функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный, согласованный). Координированность - это результат гармоничного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности.

Основные закономерности развития физических способностей В формировании двигательных способностей большое значение имеют как врождённые, так и средовые факторы. Но при равных условиях решающую роль играют двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические и функциональные показатели различных органов и систем, двигательная подготовленность в целом выше у людей занимающихся физическими упражнениями. Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определённого режима её выполнения, стабильности занятий