6. Характеристика социальных принципов афк (гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума).
Социальные принципы адаптивной физической культуры. Принцип гуманистической направленности. Гуманизм – признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Неосторожные оскорбительные определения (дефектный, слепой, колясочник) унижают достоинство инвалида и его близких. Отталкиваясь от условий нормы, лучше говорить: человек с ограниченными возможностями, дети с отклонениями в развитии. При этом конечно, нужно указывать о каких отклонениях идёт речь: ребёнок с умственной отсталостью, ребёнок с нарушением слуха, речи, зрения и т.д. такие определения не совсем точны с точки зрения медицины, но они заключают в себе уважение к человеку. Истинный гуманизм проявляется не в словах, а в действиях. Он выражается через чувства: человеколюбие, сострадание, терпение, благородство. Гуманизм предполагает прежде всего создание условий равной личности в обществе. Наиболее сложной эта проблема является во взрослой жизни, при трудоустройстве. Поэтому социально значимой проблемой становиться сам процесс стимуляции позитивно направленных жизненных установок инвалида путём создания таких условий, в которых он может обрести себя как личность, реализовать себя. Одной из эффективных сфер деятельности является адаптивная физическая культура. ^ Принцип непрерывности физкультурного образования. Целью непрерывного физкультурного образования является формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентаций, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в жизнедеятельности человека. Биологической основой непрерывного физкультурного образования являются механизмы адаптации. Это свойство – главное в обеспечении жизнеспособности организма, его выживания и развития при непрерывно меняющихся условиях. Помимо биологической есть психическая и социальная адаптация. Под психической понимается способность личности к постоянному развитию. Социальная адаптация заключается в самореализации, приспособлению к условиям социальной среды. Возможный вариант непрерывной двигательной активности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – индивидуальные бытовые формы физических упражнений и закаливание, а также рекреативные занятия в условиях семьи и быта, учебной и трудовой деятельности, досуга и активного отдыха. У людей с сенсорными нарушениями иной подход к физическому образованию. Они обучаются специальной системе знаков и символов, приспособленных для компенсации дефекта. Для людей слабовидящих или с отсутствием зрения противопоказаны силовые виды спорта, прыжки, висы вниз головой. При нарушении слуха практически нет противопоказаний к любым видам спорта. В процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта основное внимание педагога должно быть сосредоточено на раскрытие своеобразия ребёнка, на создание для него специальной коррекционной программы. ^ Принцип социализации. Применительно к инвалидам социализация означает процесс освоения социально-культурного опыта, подготовку к самостоятельной жизни в обществе. Социализация также включает определённую систему ценностей, знаний, умений и навыков, норм личностного поведения. Решение проблем социализации предполагает выявление общих закономерностей, видов приспособления к окружающей среде, социальных регуляторов и критериев социальной адаптации. Адаптивная физическая культура предполагает использование всех её компонентов: адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации. Принцип социализации находится в тесной взаимосвязи с принципом непрерывности физкультурного образования и имеет общую аргументацию: социализация личности начинается с рождения ребёнка и продолжается всю жизнь. ^ Принцип интеграции. Необходимо различать два понятия: социальная интеграция и интегрированное обучение. Первое означает активное включение инвалидов в жизнь общества. Это понятие близко к социализации. Интегрированное обучение означает обучение инвалидов в учреждениях общей системы образования вместе со здоровыми детьми. Цель интегрированного обучения - социальная интеграция. Поиск путей интегрированного обучения связан с негативными сторонами специального образования, связанными с изоляцией детей, узким кругом общения с подобными себе, где всё приспособлено к дефекту ребёнка. Из-за этого многие подростки специальных школ проявляют признаки дезадаптации, втягиваясь в криминальную среду. Одним из важных факторов социальной интеграции является подготовка общества к принятию детей-инвалидов. Она включает формирование правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирования положительного отношения здоровых детей и всех членов общества к детям с отклонениями в развитии. Программы интегрированного обучения, к сожалению, не включают физкультурного образования инвалидов. Принципиальная концепция адаптивной физической культуры заключается в том, что ни одному инвалиду не противопоказаны занятия физическими упражнениями, важно только их индивидуально подобрать. ^ Принцип приоритетной роли микросоциума. Дефект по своей сути явление биологическое, но его результат всегда социален, так как влияет не только на судьбу ребёнка, но и его близких. При рождении ребёнка-инвалида формируется микросоциум, от которого всецело зависит жизнь и здоровье ребёнка. Угнетённость, подверженность стрессам, раздражительность, замкнутость, чувство вины становятся постоянными во многих семьях. Более 70% таких семей нуждаются в психологической помощи. Активным направлением и центром внимания специалистов разного профиля и родителей инвалидов является проблема создания нормальных условий для воспитания и развития детей независимо от дефекта и « стартового » состояния ребёнка.
- 2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 3. Афк в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- 4. Педагогические функции афк (краткая характеристика).
- 6. Социальные функции афк (краткая характеристика).
- 6. Характеристика социальных принципов афк (гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума).
- 7. Реализация положений общедидактических принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации в адаптивном физическом воспитании.
- 8. Специально-методические принципы афк и особенности их реализации в процессе занятий.
- 10. Характеристика основных средств афв. Общность со средствами физического воспитания и относительная самостоятельность.
- 11. Классификация тренажерных и технических средств в адаптивном физическом воспитании.
- 12. Особенности использования игрового и соревновательного метода в афк.
- 13. Особенности построения урочных форм занятий в адаптивном физическом воспитании.
- 15 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
- 16. Адаптивное физическое воспитание как вид афк. Цели и задачи афв.
- 17. Организация адаптивного физического воспитания в Российской Федерации.
- 19. Адаптивная двигательная рекреация (адр) как вид афк, ее цель, задачи и отличительные черты. Характеристика основных средств адр.
- 22. Адаптивный спорт, цель, задачи и основное содержание.