1. Общие принципы построения занятия
Одиночная подготовка разведчиков заключается в индивидуальной подготовке солдат к выполнению разведывательных и боевых задач самостоятельно и в составе подразделения (группы). Она требует конкретного обучения каждого разведчика с учетом его индивидуальных особенностей.
Цель одиночной подготовки — дать солдатам знания, выработать умения и навыки, необходимые для выполнения обязанностей при действиях в разведке. В процессе одиночной подготовки необходимо прививать солдатам смелость, внимательность, любознательность, смекалку, находчивость и высокий моральный дух. Навыки, приобретенные солдатами в процессе одиночной подготовки, является основой для
боевого слаживания подразделений (разведывательных органов). Одиночная подготовка должна предшествовать боевому слаживанию подразделений.
Освоение солдатами приемов и способов действий в разведке проводится на тактико-строевых занятиях в составе взвода, отделения, экипажа. Тактико-строевые занятия по одиночной подготовке организуются, как правило, продолжительностью 2—4 часа, в течение которых рекомендуется отрабатывать не более четырех учебных вопросов. Каждое занятие должно быть хорошо обеспечено материально.
Подготовка занятия включает: уяснение руководителем темы и учебных вопросов занятия; изучение положений Боевого устава, наставлений, руководств, методических пособии и других руководящих документов; выбор участка местности и подготовку его к занятию; составление плана проведения занятий; подготовку сержантов, солдат, вооружения, техники и учебной материальной базы.
Важнейшим элементом, завершающим подготовку занятия, является инструктаж сержантов, привлекаемых в качестве руководителей на учебных точках. Главная цель инструктажа — показать порядок правильной отработки изучаемых приемов. При инструктаже руководитель занятия объясняет сержантам, как отрабатываются учебные вопросы; указывает порядок подготовки учебных точек и материального обеспечения показывает последовательность изучения и отработки приемов; определяет порядок обозначения противника и сигналы управления им, ставит задачи по подготовке личного состава, вооружения и снаряжения к занятию; дает рекомендации по разработке планов-конспектов. Если позволяет обстановка, инструктаж проводится на местности, где будут проводиться занятия.
Учебные вопросы отрабатываются в ходе занятия, как правило, по отделениям (группам). Командир взвода проводит занятие на одной из учебных точек потоком со всеми отделениями или с одной из групп на всех точках последовательно.
Для качественного освоения приема рекомендуется соблюдать такую последовательность: ознакомление с приемом, разучивание его, тренировка в выполнении приема в различных условиях.
Ознакомление с приемом проводится в таком порядке:
назвать прием и образцово показать;
кратко объяснить для чего и в каких случаях этот прием применяется;
снова показать прием в медленном темпе или по частям с кратким объяснением техники его выполнения.
Показ должен быть четким и вызвать у обучаемых желание подражать действиям и движениям руководителя. Обучаемый должен видеть и понимать, что его учат делу; тогда один показ будет стоить ста объяснений.
Разучивание приема проводится сначала по частям (по разделениям) или в целом в медленном темпе, затем темп убыстряется. Разучивается прием со всем личным составом отделения (группы) одновременно. При этом командир отделения обучает одного из солдат, указывая ему на ошибки и добиваясь их устранения. Так последовательно он обучает всех солдат отделения (группы).
Тренировка проводится путем многократного повторения приема на фоне конкретной тактической обстановки в такой последовательности:
выполнение приема на скорость и точность с изменением условий его выполнения;
выполнение приема вслед или перед выполнением других, ранее изученных приемов и действий;
комплексная тренировка в самостоятельном выполнении приема (проводится в конце основной части занятия)
Разучивание и тренировка должны проходить живо с хорошей нагрузкой. Руководитель занятия вводными и подачей команд усложняет обстановку, вынуждая разведчиков действовать по-боевому. В ходе тренировки следует возбуждать дух соревнования, стремление солдат лучше выполнить все приемы (уложиться в норматив). Солдату, освоившему прием (норматив) и выполнившему его несколько раз на «отлично», можно разрешить некоторое время наблюдать за действиями тренирующихся или привлечь его для обучения (тренировки) другого разведчика. При неправильных, нерасторопных и вялых действиях обучаемого необходимо возвращать его в исходное положение и требовать повторения приема.
В конце занятия со всем личным составом рекомендуется провести комплексную тренировку под руководством командира взвода. Во время комплексной тренировки солдаты на фоне тактической обстановки выполняют простые разведывательные задачи самостоятельно, применяя освоенные на занятии приемы и способы действий. Тренировку можно проводить в форме соревнования между солдатами и отделениями. Оценочным критерием соревнования может быть выполнение нормативов, общий или средний балл за отделение, количество обнаруженных (пораженных) целей и др.
Каждое занятие необходимо завершать разбором. При разборе руководитель указывает, как достигнута цель занятия, напоминает уставные положения, оценивает действия обучаемых по каждому вопросу отмечает недостатки и наиболее поучительные и стара-
тельные действия, указывает, на что обратить внимание в ходе последующих занятий и тренировок. Каждый разведчик в ходе занятия или при его разборе должен получить оценку. Следует помнить, что любой солдат неравнодушен к похвале и порицанию, особенно если они касаются его личных качеств как разведчика, поэтому разбор должен преследовать и воспитательные цели.
После общего разбора иногда следует провести разбор отдельно с сержантами, а сержантам — со своими отделениями (экипажами).
- Глава 1. Задачи войсковой разведки и способы их решения
- 1. Требования, предъявляемые к разведке
- 2. Разведывательные органы и способы их действий
- 3. Наблюдение — основной способ войсковой разведки
- 4. Следопытство
- Линейные размеры отпечатков (следов) гусеничных движителей боевой техники
- 5. Разведывательные признаки различных объектов (целей) и деятельности войск
- Глава 2. Передвижение и маскировка разведчиков
- 1. Способы передвижения разведчиков
- 2. Преодоление препятствий
- 3. Особенности передвижения ночью
- 4. Преодоление болот
- 5. Особенности передвижения зимой и в северных районах
- 6. Особенности передвижения в пустынной местности
- 7. Передвижение в горах
- Грузоподъемность свежесрубленных бревен
- Глава 3. Разведка местности препятствий и заграждений
- 1. Общие правила осмотра местности и местных предметов
- Сигналы для связи с дозорными Вариант
- 2. Особенности разведки в горах
- 3. Разведка населенного пункта
- 4. Осмотр леса, рощи, кустарника
- 5. Разведка болот
- Определение проходимости торфяного болота
- 6. Разведка водных преград
- Предельная глубина брода, м, при переправе личного состава и техники
- Грузоподъемность и пропускная способность переправы по льду при температуре воздуха ниже нуля
- 7. Разведка инженерных заграждений Минно-взрывные заграждения
- Проволочные заграждения
- Глава 4. Ориентирование определение координат обнаруженных объектов. Целеуказание
- 1. Ориентирование на местности без карты
- 2. Движение по азимутам
- Данные, необходимые для движения по азимутам
- 3. Измерение углов и расстояний на местности Понятие тысячной
- Способы измерения углов
- Способы определения расстояния
- Линейные размеры некоторых объектов
- Видимость некоторых предметов
- 4. Работа с картой
- 5. Определение координат и целеуказание
- 6. Особенности ориентирования при движении на боевых машинах
- Глава 5. Обеспечение боеспособности и жизнедеятельности разведчиков
- 1. Маскировка Табельные средства маскировки и их применение
- Использование местности и местных предметов
- Маскировка следов
- 2. Питание Использование готовых продуктов
- 3. Обеспечение водой
- 4. Оборудование укрытий
- 5. Разведение костров
- 6. Оказание первой медицинской помощи
- Глава 6. Приемы рукопашного боя
- 1. Подготовительные упражнения, приемы самостраховки и боевой стойки
- 2. Приемы нападения
- 3. Приемы защиты
- 4. Захват вооруженного противника
- Глава 7. Методика одиночной подготовки разведчиков
- 1. Общие принципы построения занятия
- 2. Обучение действиям разведчика-наблюдателя
- Организация занятия
- 3. Обучение передвижению
- Организация занятия
- 4. Обучение следопытству
- 5. Обучение действиям в качестве дозорных
- Организация занятия
- 3 Занятия провожу по отделениям на кольцевом маршруте Соревнование организую по разведке и преодолению минно-взрывных и проволочных заграждений. Ход занятия
- 6. Обучение действиям в горах
- Ход занятия
- 7. Организация соревнований по тактической подготовке
- Приложения
- Народные приметы определения погоды Прогнозирование погоды на ближайшие часы, на текущий день (на сегодня) По поведению насекомых, птиц, рыб, лягушек
- По растениям
- По облакам, туману, радуге, солнцу и звездам
- Прогнозирование погоды на следующий день (на завтра) По поведению насекомых, птиц, рыб, лягушек
- По растениям
- По облакам, ветру, солнцу и звездам
- Приметы для долговременного прогноза погоды
- Прогноз погоды в горах
- Признаки улучшения погоды
- Определение скорости и силы ветра
- Способы вязки узлов
- Характеристика некоторых образцов мин
- Основные данные противотанковых мин
- Основные данные противопехотных мин
- Перевод делений угломера в градусную меру и обратно
- Большие деления
- Чтение иностранных топографических карт и условных обозначений
- Болевые точки и приемы поражения противника в рукопашной схватке
- Рекомендации по подбору личного состава для службы в разведывательных подразделениях
- С дано в набор 06 08.90. Подписано в печать 21.01.91. Формат 84х108/зг.
- 103006, Москва, к-6, проезд Скворцова-Степанова, дом 3.