logo
Учебник подготовки разведчика

1. Общие принципы построения занятия

Одиночная подготовка разведчиков заключа­ется в индивидуальной подготовке солдат к выполне­нию разведывательных и боевых задач самостоятель­но и в составе подразделения (группы). Она требует конкретного обучения каждого разведчика с учетом его индивидуальных особенностей.

Цель одиночной подготовки — дать солдатам зна­ния, выработать умения и навыки, необходимые для выполнения обязанностей при действиях в разведке. В процессе одиночной подготовки необходимо приви­вать солдатам смелость, внимательность, любозна­тельность, смекалку, находчивость и высокий мораль­ный дух. Навыки, приобретенные солдатами в про­цессе одиночной подготовки, является основой для

боевого слаживания подразделений (разведыватель­ных органов). Одиночная подготовка должна предшествовать боевому слаживанию подразделений.

Освоение солдатами приемов и способов действий в разведке проводится на тактико-строевых занятиях в составе взвода, отделения, экипажа. Тактико-строе­вые занятия по одиночной подготовке организуются, как правило, продолжительностью 2—4 часа, в тече­ние которых рекомендуется отрабатывать не более че­тырех учебных вопросов. Каждое занятие должно быть хорошо обеспечено материально.

Подготовка занятия включает: уяснение руково­дителем темы и учебных вопросов занятия; изучение положений Боевого устава, наставлений, руководств, методических пособии и других руководящих документов; выбор участка местности и подготовку его к занятию; составление плана проведения занятий; подго­товку сержантов, солдат, вооружения, техники и учеб­ной материальной базы.

Важнейшим элементом, завершающим подготовку занятия, является инструктаж сержантов, привлекае­мых в качестве руководителей на учебных точках. Главная цель инструктажа — показать порядок пра­вильной отработки изучаемых приемов. При инструк­таже руководитель занятия объясняет сержантам, как отрабатываются учебные вопросы; указывает порядок подготовки учебных точек и материального обеспече­ния показывает последовательность изучения и отработки приемов; определяет порядок обозначения про­тивника и сигналы управления им, ставит задачи по подготовке личного состава, вооружения и снаряже­ния к занятию; дает рекомендации по разработке пла­нов-конспектов. Если позволяет обстановка, инструк­таж проводится на местности, где будут проводиться занятия.

Учебные вопросы отрабатываются в ходе занятия, как правило, по отделениям (группам). Командир взвода проводит занятие на одной из учебных точек потоком со всеми отделениями или с одной из групп на всех точках последовательно.

Для качественного освоения приема рекомендует­ся соблюдать такую последовательность: ознакомле­ние с приемом, разучивание его, тренировка в выпол­нении приема в различных условиях.

Ознакомление с приемом проводится в таком порядке:

назвать прием и образцово показать;

кратко объяснить для чего и в каких случаях этот прием применяется;

снова показать прием в медленном темпе или по частям с кратким объяснением техники его выполне­ния.

Показ должен быть четким и вызвать у обучаемых желание подражать действиям и движениям руково­дителя. Обучаемый должен видеть и понимать, что его учат делу; тогда один показ будет стоить ста объясне­ний.

Разучивание приема проводится сначала по ча­стям (по разделениям) или в целом в медленном тем­пе, затем темп убыстряется. Разучивается прием со всем личным составом отделения (группы) одновременно. При этом командир отделения обучает одного из солдат, указывая ему на ошибки и добиваясь их устранения. Так последовательно он обучает всех сол­дат отделения (группы).

Тренировка проводится путем многократного по­вторения приема на фоне конкретной тактической об­становки в такой последовательности:

выполнение приема на скорость и точность с изме­нением условий его выполнения;

выполнение приема вслед или перед выполнением других, ранее изученных приемов и действий;

комплексная тренировка в самостоятельном выполнении приема (проводится в конце основной части за­нятия)

Разучивание и тренировка должны проходить живо с хорошей нагрузкой. Руководитель занятия вводными и подачей команд усложняет обстановку, вынуждая разведчиков действовать по-боевому. В ходе трениров­ки следует возбуждать дух соревнования, стремление солдат лучше выполнить все приемы (уложиться в норматив). Солдату, освоившему прием (норматив) и выполнившему его несколько раз на «отлично», мож­но разрешить некоторое время наблюдать за действи­ями тренирующихся или привлечь его для обучения (тренировки) другого разведчика. При неправильных, нерасторопных и вялых действиях обучаемого необ­ходимо возвращать его в исходное положение и тре­бовать повторения приема.

В конце занятия со всем личным составом рекомен­дуется провести комплексную тренировку под руко­водством командира взвода. Во время комплексной тренировки солдаты на фоне тактической обстановки выполняют простые разведывательные задачи само­стоятельно, применяя освоенные на занятии приемы и способы действий. Тренировку можно проводить в форме соревнования между солдатами и отделениями. Оценочным критерием соревнования может быть вы­полнение нормативов, общий или средний балл за от­деление, количество обнаруженных (пораженных) це­лей и др.

Каждое занятие необходимо завершать разбором. При разборе руководитель указывает, как достигнута цель занятия, напоминает уставные положения, оце­нивает действия обучаемых по каждому вопросу отмечает недостатки и наиболее поучительные и стара-

тельные действия, указывает, на что обратить внима­ние в ходе последующих занятий и тренировок. Каж­дый разведчик в ходе занятия или при его разборе должен получить оценку. Следует помнить, что любой солдат неравнодушен к похвале и порицанию, особен­но если они касаются его личных качеств как развед­чика, поэтому разбор должен преследовать и воспи­тательные цели.

После общего разбора иногда следует провести разбор отдельно с сержантами, а сержантам со сво­ими отделениями (экипажами).