logo
Учебник подготовки разведчика

Проволочные заграждения

Проволочные заграждения применяются обыч­но в качестве противопехотных заграждений при инже­нерном оборудовании оборонительных рубежей, рай­онов, опорных пунктов и позиции Они являются так­же наиболее часто встречающимся видом ограждения объектов (складов, баз, пунктов снабжения, аэродро-мов, стационарных пунктов управления войсками и оружием и др.). Зачастую проволочные заграждения усиливаются минированием. Наиболее важные объек­ты и опасные направления могут быть ограждены электризованным проволочным заграждением, звуко­вой) и световой сигнализацией. Простейшей сигнализа­цией в годы войны служили привязанные к рядам про­волоки пустые жестяные банки.

Для устройства проволочных заграждений исполь­зуются деревянные колья диаметром 7,5—10 см, дли­ной 1,5—2 м и специальные завинчивающиеся в грунт металлические колья различной длины.

Наиболее типичными проволочными заграждения­ми являются трехрядная стандартная спираль, уси­ленный проволочный забор с расстоянием между кольями два, четыре или шесть шагов, ленточная спи­раль Важные стационарные объекты обычно огораживаются стандартным забором. Кроме того, могут применяться и переносные проволочные заграждения — рогатки, ежи, спирали, сети, гирлянды и др. (рис. 60).

Характерным признаком проволочного загражде­ния при визуальном наблюдении является расположе­ние кольев в относительно правильном порядке. На опушке леса проволочные заграждения могут пока­заться рядом кольев одинаковой высоты, а на сне­гу — темной полосой

При разведке проволочного заграждения необхо­димо определить подступы к нему, установить харак­тер самого заграждения способ установки, глубину и протяженность, усиление минированием, сигнализацией, электризацией.

Проход в проволочном заборе проделываете с помощью ножниц, штыка-ножа, рогаток или подрывом (рис. 61). При проделывании прохода вручную нужно надеть рукавицы или обмотать руки куском брезента или плащ-палатки.

Вдвоем проход проделывается в следующем поряд­ке. Один из разведчиков захватывает нижнюю нить рукой, а другой перерезает ее у кола. Чтобы сталистая проволока, спружинив, не поранила разведчиков и не производила шума при резком скручивании, пос­ле обрезки ее конец нужно укрепить втыканием в зем­лю за пределами прохода. При проделывании про­хода в одиночку проволока удерживается одной ру­кой, а другой рукой перерезают нити у кола. Верхние нити перерезаются лежа на спине, а придерживаются и убираются с помощью расщепленной на конце палки или рогатки.

Проделать проход можно перебиванием проволоки ребром лопаты или топором около кола, натягивая и удерживая при этом проволоку другой рукой, а иног­да и подрывом гранатой кольев. Однако этими спосо­бами можно воспользоваться лишь в том случае, когда производимый при этом шум не демаскирует развед­чиков и не помешает выполнить задачу.

Преодолевать проволочное заграждение можно и без резания проволоки. В этом случае надо поднять нижние нити проволоки деревянными рогатками или подрыть под ними землю. Проволочное заграждение можно преодолеть с помощью наброшенного на него мата из камыша или соломы, досок, жердей, лестниц, шинелей и т. п.

При действиях на боевых машинах проволочные заграждения преодолеваются по проходам, проделан­ным вручную, взрывным способом или же наездом на заграждения. При этом рекомендуется гусеницу маши­ны направлять на ряд кольев, а не между ними и слег-

гусеница сломала и придавила кол вместе с рядом проволоки, а потом произошел наезд второй гусени­цей, после чего машину довернуть поперек загражде­ния.

Минированные проволочные заграждения сначала разминируются, а затем в нужных местах проделываются проходы.

Электризованные проволочные заграждения обна­руживаются по внешним признакам: наличие на коль­ях изоляторов, пластика, резины; выгоревшая трава у заграждения; ночью заметны искры, проскакивающие с проволоки на соприкасающуюся с ней траву. Прове­рить заграждение можно набрасыванием издали кус-ка проволоки, чтобы один ее конец упал на проволо­ку, а другой — на землю. При влажной почве или травянистом покрове появляются искры и дымок.

С помощью телефонного аппарата (головных теле­фонов) электрический ток в заграждении можно об­наружить следующим образом. Под прямым углом к заграждению делают два заземления: одно — не ближе 5 м, другое — на расстоянии 50—200 м. При соединении их кабелем с телефонным аппаратом в телефоне (наушниках) слышится гудение.

Простейшие электризованные проволочные заграж­дения преодолеваются с помощью подкопа. При сухом и лишенном растительности грунте глубина подкопа от поверхности земли должна быть не менее 0,6 м, а ширина — не менее 0,75 м. Специальные электризо­ванные проволочные заграждения с высоким напря­жением преодолевать таким образом нельзя. При дей­ствиях на боевых машинах электризованные заграж­дения не преодолеваются, пока они не будут обесто­чены.

Малозаметные проволочные заграждения (МЗП), если они не усилены минированием, преодолеваются путем растаскивания их по частям или же наброской на них досок, матов, металлической арматуры, жер­дей и т. п. Для растаскивания МЗП нужно набросить на него кошку или прочную сучковатую палку с при­вязанной к ней веревкой. Тянуть за веревку нужно из-за укрытия или лежа на земле чтобы избежать поражения, если МЗП минировано.

При подходе к объекту нужно следить за тем, что-6ы неожиданно не попасть на МЗП. Если это случится, не следует суетиться, делать резких движений. Нужно осторожно, не задевая пуговицами, пряжками и деталями снаряжения и вооружения за проволоку, освободиться от зацепившейся петли и выйти назад, медленно и высоко поднимая ноги носком вниз.

При действиях на боевых машинах лучше обойти МЗП или преодолеть его по проделанному проходу. При наезде на препятствие гусеницами (колесами) машин оно, зацепившись одним или несколькими па­кетами, наматывается на оси, валы и другие крутя­щиеся детали машины и заклинивает их поэтому не следует пытаться преодолеть заграждение, надеясь на мощность двигателя.

При неожиданном наезде боевой машины на МЗП следует сразу же остановиться и освободить машину от проволоки руками, обрезая и отрубая проволоч­ные петли. После этого нужно выехать задним ходом, освободиться от зацепившейся части МЗП, затем обойти участок заграждения или проделать в нем проход.