logo
Учебник подготовки разведчика

Грузоподъемность и пропускная способность переправы по льду при температуре воздуха ниже нуля

Вид техники

Масса

машины т

Необходимая толщина льда, см

Дистанция между машинами при переправе, м

Гусеничная

6

22

15

8

25

18

10

28

20

16

36

25

20

40

30

30

49

35

40

47

40

Колесная

2

16

15

4

22

15

6

27

20

8

31

32

Примечание При температуре воздуха, удерживающейся в течение нескольких дней выше 0 градусов грузоподъемность переправы по сравнению со значениями, приведенными в таблице, умень­шается на 25%.

При определении толщины льда не учиты­вается снег и снеговой лед, который часто образуется на поверхности ледового покрова (рис 56).

У берегов лед осматривается особенно тщательно, выясняется прочность соединения с берегом, нет ли во льду трещин и разломов, не зависает ли он над водой. Зависание льда определяется через лунки: ес­ли вода в них выступает на 0,8-0,9 толщины льда, то лед над водой не зависает. Отсутствие воды в лун­ках показывает, что лед зависает. Выход техники на него в этом месте не допускается. Пустота подо льдом образуется обычно возле обрывистых участков берега.

Одним из признаков прочности льда является его цвет. Во время дождей оттепели лед становится бе-лым (матовым), а иногда и желтоватым — такой лед непрочен и опасен даже для пеших разведчиков. Темные пятна льда со слабым снежным покровом указывают на наличие в этом месте промоины или полыньи. Наиболее прочным бывает лед с синева­тым или зеленоватым оттенком. Обычно лед бывает крепче на чистом и глубоком месте, менее креп­ким — около зарослей. Нужно избегать порожистых и устьевых участков притоков — здесь тонкий лед может быть в течение всей зимы.

Весной через 4—5 дней после появления на льду талой воды лед становится непрочным и непригодным для переправы техники.