logo
Учебник подготовки разведчика

Линейные размеры отпечатков (следов) гусеничных движителей боевой техники

измерения размеров следа нужно иметь мерную ленту, а в записной книжке — размеры следов. Измерив ширину колеи и гусеницы, методом сравнения опре­деляют, кому принадлежит оставленный след.

Труднее определить по отпечатку следа вид ко­лесной техники, так как одинаковая техника может иметь различные отпечатки шин и наоборот. Однако опытный следопыт по ширине колеи, количеству и расположению колес сумеет справиться с задачей. Вид колесной техники легче определяется на поворо­тах, так как именно здесь следы всех колес хорошо видны.

Направление движения боевой техники и транспортных средств характерным признакам оставляемых следов. Верши­ны углов в следе протектора шины повышенной про­ходимости, как правило обращены в сторону, проти­воположную направлению движения. Грунт под высту­пом протектора или гусеницы уплотняется несколько больше в сторону, противоположную направлению движения. Капли жидкости (масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми и тонкими концами указывают в сторону движения. Частицы грунта отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, обратную направлению движения.

Трава, кустарник приминаются в сторону движения. Жидкая грязь и вода при переезде через лужи, канавы, болота и т. п. обычно разбрызгиваются в стороны и вперед, а в направлении движения остается влажный след.

Колесная техника на поворотах образует колеса­ми угол расхождения колеи и угол схождения, где автомашина или бронетранспортер после поворота выходит к прямому пути. Угол схождения всегда бу­дет направлен в сторону движения. Гусеничная тех­ника на повороте образует более широкий след, при этом уширение следа и выброс грунта идут в сторону, противоположную повороту. При повороте на ме­сте поперечные борозды, образованные зажатой (ос­тановленной) гусеницей, вогнутой стороной обращены в сторону движения.

Если на дне следа колеса образовались уступы, то их пологая часть обращена в сторону движения. След тормозного пути нарастает постепенно и резко обрывается на стороне, куда шла машина.

При выезде с грунтовой дороги на шоссе, особенно при влажном грунте, на асфальте остаются частицы почвы, указывающие направление движения.

Конец сломанной палки (в месте перелома), ле­жащей в колее, как правило, направлен в сторону противоположную движению. Острый угол между двумя частями переломанной палки также будет обращен назад.

Очень трудно, а иногда и невозможно установить вид и количество техники, если по дороге прошла смешанная колонна, так как следы одних видов транспорта затираются следами других. В этом случае следует для изучения следов найти место, где; колония останавливалась или совершала объезд за­стрявшей (остановившейся) машины.

Изучение следов пеших военнослужащих и лыжников

Ш агая, человек вначале делает упор на каб­лук выставленной вперед ноги, затем тяжесть тела переносит на всю ступню и потом носком делает толчок, двигая тело вперед. В каждом из этих моментов воздействие на поверхность почвы будет различно (рис. 7). Выставляя ногу вперед и ставя на грунт каблук, человек, естественно, продолжает поступа­тельное движение и тем самым до полной опоры на каблук делает на грунте черту, так называемую «по­волоку». При упоре на каблук образуется углубле­ние в почве. В момент опоры на ступню след отпе­чатывается полностью (если грунт мягкий).

При толчке носком грунт продавится сильнее и слегка сдвинется назад в виде небольшой, но замет­ной кучки. После толчка носок задевает за края сде­ланной им ямки и выбрасывает небольшие частицы грунта в сторону движения. Эти частицы при движении по мягкому грунту и следу образуют своеобраз­ный валик вокруг следа носка, называемый «выволокой». Среднюю длину шага принято считать равной 0,73 м. При беге длина шага увеличивается до 0,9 м и более. При переноске груза шаг укорачивается и ступни ног ставятся шире, параллельно одна другой. Длина ступни (при босой ноге) составляет приблизительно 2/13 ( = 0,17) роста человека.

Зная механизм образования следа, нетрудно установить направление движения. Наибольшая глубина следа бывает от толчка носком в той его части, которая обращена в сторону движения. Сдвиг грунта, как правило, происходит от передней части следа в сторону, противоположную направлению движения. Капли жидкой грязи падают с обуви по ходу движения вперед, при этом острые концы капель направле­ны в сторону движения. В вязком грунте на стенках , следа образуются вертикальные борозды или цара­пины. Они изогнуты верхними концами в сторону движения. Следы на подмороженной грязи, на твер­дом снежном насте окружены трещинами, острые концы которых направлены в сторону движения. От­дельные небольшие комочки грунта выбрасываются вперед в сторону движения. У следов на песке и на снегу, если нога погружается глубоко, образуется небольшой валик грунта на стороне, противоположной направлению движения.

О направлении движения можно судить и по другим характерным признакам: примятая трава накло­нена в сторону движения; камешки, комки грунта, другие предметы сдвигаются вперед в сторону движения; после перехода через лужи и заболоченные участки на почве остаются влажные следы и частицы грязи. Если человек перепрыгивал через канавы и другие препятствия, то хорошо видны следы толчка и приземления.

Во избежание возможной ошибки при определении направления движения техники или пешехода разведчику необходимо принимать во внимание несколько признаков, дополняющих друг друга, так как отдельные признаки могут быть случайными и вследствие этого могут ввести в заблуждение.

По следам можно определить не только направление движения, но и другие данные о пешеходе. Так, например, спортсмены, охотники, военнослужа­щие в большинстве своем ходят равномерным шагом, с энергичным задним толчком. Элементы походки у. этих людей устойчивы, препятствия на пути, как правило, ими преодолеваются с ходу, умело и реши­тельно.

Сильно уставший, больной или раненый человек волочит ноги. «Поволока» при этом обычно длиннее, чем «выволока». Линия движения раненого будет, как правило, извилистой, могут быть лишние шаги, шаги в сторону, топтание на месте, следы лежания, переползания или сидения, остановки с опорой на деревья или другие предметы. Если человек хромает, то длина шага больной (раненой) ноги будет замет­но короче длины шага здоровой. След больной ноги будет менее четким, частичным (только след носка). Уставший или раненый человек, а также пожилой не преодолевают встречающиеся на пути препятствия прыжком, а обходят их, часто останавливаясь для отдыха.

Отсутствие ярко выраженных признаков заднего толчка и короткий шаг говорят о неторопливости, ос­торожности походки, и наоборот, сильный толчок носком, оставляющий глубокий след, и широкий шаг показывают, что человек бежал.

Пеший строй при движении также оставляет ха­рактерные следы. Его движение осуществляется по обочинам шоссейных дорог, если на них интенсивное движение транспорта, или по грунтовым дорогам. Колонна пехоты, как правило, оставляет за собой тропы, количество которых соответствует числу рядов в колонне. При внимательном изучении следов мож­но установить примерное количество прошедших и национальный состав солдат, так как армии разных стран имеют различные одежду и обувь.

Зимой при наличии снежного покрова, изучая следы лыжников, разведчик по ним может установить направ­ление движения, примерное количество прошедших лыжников, их опытность (натренированность), а также давность следа. Направление движения лыжников определяется по следам на поворотах, спусках. Ямка от лыжной палки наклонена, а опорное кольцо ее сильнее вдавлено по направлению движения. От задней части лыж при толчке на лыжне остаются вдавленные отпечатки в виде буквы П, обращенной открытой частью в сторону движения (рис. 8).

О лыжнике можно судить по типу лыж, которы­ми он пользовался. Основные типы лыж: спортивно-беговые — ширина 66—72 мм, длина до 220 см; охот­ничьи — ширина 105—115 мм, длина 180—190 см; слаломные — отличаются большой шириной со сталь­ной обивкой (кантами); прыжковые — длина до 245 см с несколькими направляющими желобками вместо одного.

Способы ходьбы, поворотов, подъемов и спусков легко читаются на снегу. Опытный лыжник обычно идет «вперекидку» или двухшажным ходом. Одно­шажный ход (одновременная работа палками при каждом шаге) применяется чаще всего слаботренированным лыжником, при сильном утомлении, плохом скольжении или с тяжелым грузом. У хорошего лыжника длина шага значительно больше (опреде­ляется расстояние между следами палок), колея узкая, ровная и четкая. Неопытный лыжник волочит палки по снегу после толчка и шире их расставляет, оставляет неровную колею, неодинаковую по ширине. Тренированность лыжника очень хорошо видна при изучении следов на поворотах, при спусках и подъ­емах.

Количество прошедших лыжников определяется по числу следов палок, множественности следов лыж, глубине и твердости лыжни, а также по следам на подъемах.

Определение давности следов

Ветер, температура воздуха и его влажность, осадки, а также характер местности (состояние почвы, растительность, снег) очень сильно влияют на оставленные войсками и отдельными военнослужащими следы, подвергая их изменениям. Они быстро заносятся снегом, песком и пылью, изменяются и разрушаются. На изучении этих изменений характера следов в результате воздействия внешних условий и основывается механизм определения давности следа, позволяющий судить о времени пребывания в этом месте войск и техники.

Общие признаки. Следы, оставленные на песке, в пыли, на мягком грунте, хорошо сохраняются в сухую безветренную погоду, но при малейшем ветре быст­ро разрушаются и могут исчезнуть через 2—3 часа. При сильном ветре они становятся незаметными на такой почве через несколько минут. След на сухой почве быстро размывается, если пройдет дождь, пос­ле которого определить давность следа почти невоз­можно. На влажной почве поверхность следа изменя­ется медленно, так как вдавленная влажная земля прессуется, дольше сохраняет влагу, выглядит темнее окружающего грунта и сохраняется даже при дожде. Давность следа в этом случае можно определить по состоянию залившей след воды, которая в течение:

1 часа отстаивается и светлеет, а через 10—12 часов становится почти прозрачной, дно следа при этом покрывается ровной пленкой осевшей грязи. В лесу) под деревьями следы могут сохраняться в таком состоянии несколько суток, особенно осенью и весной.)

На невысокой мягкой траве следы пешехода, если они не вдавлены в грунт, почти незаметны через 1—2 часа, а через 3—4 часа трава полностью выпрямля­ется. Высокая трава с жесткими стеблями, если она не сломана, выпрямляется значительно медленнее. На росистой траве следы хорошо заметны и сохра­няются 3—4 часа, однако при высыхании росы заме­тить следы можно только по примятости травы. Сле­ды, танков и других гусеничных машин сохраняются на травянистой почве очень долго, особенно при на­рушении гусеницами корневой системы травы, на по­воротах и остановках при трогании с места. На вла­жной глинистой, болотистой и мягкой травянистой почве вдавленные следы танков и колесных машин сохраняются несколько месяцев.

Характерные признаки. Через 1,5 часа след на рыхлой почве сохраняет свежесть и некоторую влаж­ность в тени. Поверхность следа пешехода продавливается, если нажать пальцем руки. Осыпь земли у среза носка обуви или отпечатка гусеницы рыхлая. По следу видны слабо заметные трещины. Дождевая вода в следе из мутной становится светлее. На снегу сохраняется четкий отпечаток следа лыжника, про­давливающийся при нажатии пальцем.

Через 3 часа при сохранении четкого отпечатка на рыхлой почве поверхность следа твердеет и появ­ляются высохшие (более светлые, чем весь след) комочки земли, а местами и высохшие участки поверхности следа. Трещины увеличиваются и появляются новые. Появляется осыпь у кромки следа. На вязкой земле дно следа покрывается коркой. След на снегу продавливается при незначительном усилии руки.

Через 6 часов на рыхлой почве поверхность следа покрывается твердой коркой, на которой увеличива­ются количество и размеры трещин. Хорошо видны высохшие участки следа. Дождевая вода, попавшая в след, отстаивается, и его дно начинает покрываться мягкой пленкой осадков грязи. Снег в следе при легком нажатии не продавливается.

Через 12 часов вследствие разницы дневной и ночной температур поверхность следа слегка увлажняется. Резко обозначаются трещины. При рыхлой почве на отдельных участках след начинает разрушаться.

После дождя вода становится совсем прозрачной, дно следа полностью покрывается осевшей грязью. Снег в следе продавливается только при сильном нажатии. Мелкий снег почти полностью покрывает след.

Через сутки поверхность следа деформируется, корка отделяется от дна следа и как бы набухает.

Высохшая осыпь сдувается ветром, и становится явно виден срез следа. На снегу поверхность следа по­крывается сплошной ледяной коркой, нарушаются его контуры.