Теоретические основы дисциплины
Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг - это производство таких экономических благ, которые преимущественно не приобретают вещественной формы. Вследствие этого рынки услуг совершенно не похожи на другие рынки.
Существуют две причины такого различия.
Во-первых, услуга не существует до ее предоставления, продукт создается в процессе предоставления услуги.
Во-вторых, предоставление услуг часто требует специальных знаний и мастерства, которые клиент не может в полной мере оценить.
Роль и значение персонала в качестве обслуживания заложена в самом определении «услуга». Принятый в Международных стандартах ИСО 8402 1994 термин «услуга» означает итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика, необходимой для обеспечения услуги [ ].
При всем разнообразии услуг все они имеют четыре общие характерные черты:
1. Нематериальность.
2. Неотделимость (неразрывность производства и потребления).
3. Нестабильность параметров (изменчивость качества).
4. Несохраняемость.
Услуга вообще и гостиничная услуга в частности принципиально отличаются от товара. Понимание сути этого отличия крайне важно при выявлении объективных показателей качества услуг, а также необходимо для формирования эффективных систем продвижения услуг.
Специфика гостиничной услуги определяется особенностями и технологиями обслуживания гостей. Технологический процесс оказания гостиничной услуги включает в себя:
1. Встречу гостя при входе в гостиницу.
2. Регистрацию, оформление документов и размещение гостя.
3. Обслуживание в номере.
4. Обслуживание при предоставлении услуг питания;
5. Удовлетворение культурных запросов, спортивное, оздоровительное и фитнес-обслуживание.
6.Оформление выезда, проводы при отъезде.
Все перечисленные элементы не оставляют гостю ничего материального или реально осязаемого, однако именно они формируют либо чувство удовлетворенности, либо чувство досады от бесполезно потерянного времени и денег.
Услуга не может иметь готовой, законченной формы, она формируется в ходе обслуживания при тесном взаимодействии исполнителя и потребителя. Процессы производства и потребления гостиничной услуги протекают одновременно с момента въезда в гостиницу и до момента выезда, в течение всего гостиничного цикла гость воспринимает услугу как результат деятельности персонала гостиницы.
Гостиничная услуга производится и потребляется в одном месте - месте обслуживания, а потребитель сам становится частью системы распределения. Гость вступает в контакт с обслуживающим персоналом в ресторане, у стойки портье, в номере, следовательно, гостиничное предприятие должно обеспечивать успешное контактирование персонала с клиентом. Вместе с тем гость обязан соблюдать правила проживания и следовать принятым нормам поведения в общественных местах.
Важной особенностью гостиничной услуги является невозможность ее хранения и накопления. Также невозможно превышать естественную вместимость номерного фонда при приеме заявок и заселении, в то время как незаселенные номера и места объективно приводят к потере койко-мест. Таким образом, гостиничная услуга - это организованное взаимодействие гостя и персонала гостиницы, непрерывно воздействующее на гостя в течение всей своей длительности. Этот продукт существует только в течение пребывания гостя, и в это время постоянно идет диалог между гостем и гостиницей. Следовательно, гостиничная услуга в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер. Но существуют этапы, которые неотделимы от процесса, следовательно, их можно строго регламентировать как во времени, так и по качеству.
Неосязаемость гостиничной услуги характеризуется тем, что ее практически невозможно изучить и оценить до получения. В ряде случаев это вызывает большие сложности в продвижении гостиничной услуги, в частности средств размещения, однако, используя современные компьютерные технологии, потребитель может «посетить» виртуальный отель и выбрать необходимый ему номер, вид из окна, необходимую обстановку. Но такие технологии используют только крупные гостиницы или туристские агентства, в большинстве случаев заранее крайне сложно продемонстрировать гостиничный продукт [ ].
Неразрывная взаимосвязь производства и потребления определяет, что многие виды гостиничных услуг неотделимы от тех, кто их предоставляет. Так, услуги по личному обслуживанию в гостинице неотделимы от квалифицированной работы службы портье, а обслуживание в ресторане зависит от мастерства поваров и качества работы официантов. Фактически человек, производящий услугу, становится ее частью и неотделим от нее, поэтому необходим грамотный менеджмент персонала. Гостиница может быть наполнена самыми современными техническими средствами, иметь престижную обстановку и располагать самой современной материальной базой, но этого все равно будет недостаточно, так как основным мыслящим и чувствующим «элементом» обслуживания являются люди.
Неизбежным следствием неразрывности производства и потребления является изменчивость исполнения услуги. Качество услуги зависит от того, где, кто и когда ее предоставляет. Очень часто бывает, что в одинаковых по категории обслуживания гостиницах сервис разный: в одной гостинице номера убирают строго по стандарту, регулярно меняют белье и пополняют туалетные принадлежности, в другой это делают только после напоминаний и жалоб клиентов. На изменчивость гостиничных услуг влияют группы факторов:
- организация работы с кадровым составом гостиницы;
- индивидуальные особенности потребителей услуг, требующих персонального подхода и всестороннего систематического изучения клиента.
С целью повышения качества услуг предприятий индустрии гостеприимства и для уменьшения изменчивости услуг разрабатываются профессиональные стандарты отрасли и стандарты обслуживания.
- И. Ю. Корсакова
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Теоретические основы дисциплины
- Индустрия гостеприимства как область сервиса
- Эволюция развития мирового гостиничного сервиса
- Древний период
- Средние века
- Новое время
- Современный период
- 4. Нормативно-правовая база гостиничного сервиса
- 5. Гостиница – основное звено гостиничного сервиса
- 5.1. Классификация средств размещения
- 5.2 Типы гостиничных предприятий
- 5.3. Классификация гостиничных номеров
- Основные и вспомогательные службы гостиницы
- 6.1. Характеристика основных служб гостиницы
- 6.1.1. Служба приема и размещения
- 6.1.2. Отдел бронирования
- 6.1.3. Служба управления номерным фондом
- 6.2. Характеристика службы питания
- 6.4. Характеристика вспомогательных служб гостиницы
- 7. Дополнительные услуги гостиниц
- 7.1. Организация бытового обслуживания
- 7.2. Организация транспортного обслуживания
- 7.3. Бизнес- и конгресс-обслуживание
- 7.4. Анимационное обслуживание
- 7.5. Спортивно-оздоровительное и лечебно-оздоровительное обслуживание
- 8. Персонал гостиницы
- 9. Автоматизированные системы управления в гостиницах
- Гостиничные цепи
- 11. Современное состояние гостиничного хозяйства москвы
- 12. Современное состояние гостиничного хозяйства россии
- 14. Гостиничное хозяйство западной сибири
- Заключение
- Библиографический список
- Корсакова Ирина Юрьевна