logo
Учебное пособие по основам ГС

Новое время

Для этого периода развития европейской цивилизации характерно колоссальное расширение границ Ойкумены, связанное прежде всего эпохой Великих географических открытий, когда выли открыты новые материки и расширены границы Старого Света за счет исследования новых земель на Евразийском и Африканском материках.

Освоение новых земель сопровождалось великим переселением народов, которое породило небывалый спрос на средства размещения. Особенно бурно индустрия гостеприимства развивалась на американском континенте. Несмотря на то, что переселенцы из Европы строили средства размещения по образу и подобию тех, что существовали в странах, из которых они приезжали, в Америке обслуживание клиентов осуществлялось не по классовому принципу как в Европе, а по демократическому, а точнее коммерческому принципу. Качество и количество предоставляемых услуг зависело лишь от финансовых возможностей путника. И если перед клерком постоялого двора или гостиницы вставала дилемма кому отдать единственный свободный номер: оборванному золотоискателю с золотым самородком, завязанным в грязный носовой платок, или респектабельному, но разорившемуся дворянину, у которого кроме слова чести ничего не было в качестве оплаты за жилье, клерк без колебания отдавал предпочтение платежеспособному оборванцу.

Несмотря на то, что первые гостиницы возникли в Америке намного позже европейских, именно, американские отельеры создали самую мощную индустрию гостеприимства в мире и привнесли много новаторского как в искусство организации, так и менеджмента гостиничного бизнеса.

Одной из первых гостиниц в Европе был «Отель Генриха IV» открытая в 1788 г. в г.Нанте во Франции. Она имела 60 койко-мест и считалась лучшей в Европе. Однако законодательницей «гостиничной моды» в Европе считалась Англия. Английские средства размещения считались лучшими в Старом Свете.

По мнению Ю.Ф.Волкова XIX век стал переломным в развитии гостиничного хозяйства Европы. Вместе с перенесением названия «отель», определявшего ранее частную городскую резиденцию французского аристократа, на здание, служащее временным местом пребывания каждого путешествующего, имеющего достаточное количество денег, начался период строительства постоялых дворов-отелей дворцового характера и повышенной комфортности по всей Европе.

«Первой гостиницей, открытой в Соединенных Штатах, был 70-комнатный City Hotel на Бродвее в Нью-Йорке. Это знаменательное событие произошло в 1794 г. За первым последовали другие. Первым настоящим отелем – с коридорными, с регистратурой, с замками на дверях номеров и даже с бесплатным мылом для гостей был 170-комнатный Tremont House, открытый в Бостоне в 1829 г.

Возможно потому, что в Новом свете не было царственных персон, отели, хоть и казались дворцами, но не царскими, а народными. Большинство из них были архитектурными шедеврами – с просторным вестибюлем, с бальным залом, с чудесами сантехники, а в некоторых случаях и с такими неслыханными в Европе того времени и удобствами, как лифт, первый из которых был смонтирован в нью-йоркском отеле на Пятой Авеню в 1859 г. Первым отелем с электрическим освещением был Hotel Everett на Парк-роуд, тоже в Нью-Йорке» [ 18, с76 ].

Американцы переняли у французов не только термин «отель», но и моду на французскую кухню как символ престижности заведения. Как пишет Дж. Уокер: « К 1852 г. каждый первоклассный отель, достойный так называться, имел своего французского шеф-повара»

[ 8, с 26 ].

Неоспоримым достоинством американских отельеров является умение сразу реагировать на изменения потребностей своих клиентов, хорошо чувствовать конъюнктуру рынка и внедрять последние достижения науки и техники в гостиничный бизнес. Именно умение отслеживать новейшие тенденции в образе жизни американцев, изменение направлений моды, социальных и экономических изменений в обществе, позволили американским менеджерам создать эффективную, высокодоходную отрасль производства – индустрию гостеприимства, которая по уровню доходов занимает лидирующее положение в американской экономии.

Наиболее ярко умение реагировать на изменение запросов клиентов гостиниц американцы продемонстрировали на современном этапе развития мировой индустрии гостеприимства.