logo
Учебное пособие по основам ГС

11. Современное состояние гостиничного хозяйства москвы

В Москве около 185 гостиниц и общежитий на 73,6 тыс. мест. Среди них преобладают трехзвездочные отели - 21,2% по числу и 41,7% по количеству мест. Доля четырех- и пятизвездочных отелей - 13,1% по количеству и 20,6% по вместимости. Есть и "неаттестованные" гостиницы, обычно это бывшие общежития. Их очень много - 46,7%, но мест там сравнительно мало - 19,3%.     По количеству номерного фонда гостиницы можно подразделить на "малые" - от 10 до 100 мест, "средние" - от 101 до 500, и "крупные" - свыше 500 мест. Крупные гостиницы составляют 65,6% общего количества, а малые - только 4,4%.

Согласно данному документу, до 2010 года в российской столице будет построено 224 новых гостиницы и гостиничных комплексов в общей сложности на 170-200 тысяч мест. Таким образом, число гостиничных мест увеличится в три раза. Эта цифра в два раза превышает объемы строительства гостиниц в Москве за последние 100 лет.

На центр города придется 22% от общего объема нового строительства - для этих целей уже подобрано 57 земельных участков. 45 гостиниц появятся в разных районов столицы у станций метрополитенов. 13 новых гостиничных объектов планируется построить в туристическо-рекреационных зонах "Сокольники", ВВЦ, "Коломенское" и других, 14 - в районах, где есть крупные оптовые и сельскохозяйственные рынки. Десяток мотелей и небольших кемпингов появится вблизи вокзалов, аэропортов и у МКАД. Специально для командировочных планируется построить две гостиницы в производственных зонах. Наряду с новым строительством продолжится реконструкция четверти существующего гостиничного фонда.

В настоящее время в Москве насчитывается 149 гостиниц на 64 тысячи мест. Ежегодные темпы прироста туристов составляют 20-30 процентов. По прогнозам, к 2010 году Москву будет посещать 10-12 млн. туристов в год.

На московском рынке гостиничных услуг все более востребованы различные маркетинговые акции, направленные на привлечение новых и удержание постоянных клиентов. Наиболее активно в этом направлении действуют отели высокого класса. Целенаправленная работа с информацией и анализ клиентской базы помогают гостиницам определять и устранять недостатки в обслуживании, правильно позиционироваться на высоконкурентом столичном рынке.

В начале 2001 г. наметилось выравнивание ситуации в верхнем сегменте гостиничного рынка столицы, куда входят отели, предлагающие международный стандарт обслуживания по классу “4-5 звезд”. Стабилизация ситуации подтверждается, в частности, ростом средней загрузки по гостиничным предприятиям такого типа, по сравнению с 2000 г., на 18,7%. Несмотря на то, что средняя цена продажи номера практически осталась неизменной (+0,16%), доходность отелей высокого уровня повысилась за тоже время на 16,9%.

Москва имеет практически все возможности для того, чтобы стать центром мирового культурного и познавательного туризма.

1995-1998 гг. были отмечены новым этапом роста деловой активности как иностранных, так и российских инвесторов, в результате в Москве были введены в эксплуатацию новые гостиницы: "Тверская", "Палас Отель", "Гранд Отель", "Отель Виноградово", "Аврора-Люкс", "Екатерина", "Протон", введена в эксплуатацию после реконструкции гостиница "Золотое Кольцо". За эти годы практически была закрыта ниша так недостающих городу гостиниц уровня 4-5 звезд. Причиной вложения инвестиций именно в высококлассные гостиницы является их высокая рентабельность и быстрая окупаемость вложенных средств.

На сегодняшний день Москве не хватает гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста и дешевых гостиниц, в том числе для развития молодежного туризма.

Гостиничный комплекс Москвы насчитывает 172 гостиничных предприятия различной формы собственности и ведомственной принадлежности, загрузка гостиниц в 1999 г. возросла до 56%. Объем доходов от гостиничного хозяйства в 1999 г. составил 7 млрд. рублей.

Правильная оценка своего места на рынке помогла многим отелям занять свои ниши на рыке. Пример удачного бизнес-подхода можно отнести к гостиничной сети Marriot. Для того чтобы оптимизировать систему продаж и избавиться от прямой конкуренции, отели этой сети объединили свои коммерческие отделы, и теперь услуги каждой гостиницы адресуются тому сегменту, который она может обслужить наилучшим образом. Располагающий 6 конференц-залами отель “Ирис” стал активнее использовать свои возможности для “конгрессного” туризма, и свой очевидный “минус” – удаленность от центра – превратил в “плюс”. Прилегающая территория используется летом для проведения развлекательных мероприятий для гостей. Расположение ART Hotel в непосредственной близости позволяет гостинице проводить корпоративные спортивные мероприятия.

Для поддержания должного уровня сервиса и соответствия новым требованиям отели инвестируют часть прибыли в развитие инфраструктуры.

Гостиницы класса “2-3 звезды”, традиционно относимые к среднему сегменту, в последнее время неоднократно привлекали внимание специалистов и потребителей гостиничных услуг. В отличие от верхнего сегмента, близкого к насыщению, гостиниц среднего класса в Москве явно не хватает.

Столичные отели среднего сегмента в целом представляют собой динамично развивающийся комплекс предприятий. Заполняемость отелей этой группы даже после кризиса 1998 г. не опускалась ниже 60%. А в таких гостиницах, как “Останкино”, “Пекин”, “Космос”, 80% заполняемости – это норма. Высокий уровень спроса на услуги гостиниц среднего класса подтверждает, что предпочтения клиентов, потребляющих услуги столичных средств размещения, ориентированны на среднее качество по доступным ценам.

Средства размещения, подпадающие под определение средних по классу обслуживания, находятся в стадии эволюции. Этот сегмент гостиниц за последние годы расширился за счет изменения классности таких объектов, как “Космос” и “Интурист”. Многие гостиницы, построенные в так называемом сталинском стиле, чьей отличительной чертой являются высокие потолки, просторные номера и холлы, натуральные отделочные материалы, применяемые при строительстве, оригинальные проекты и удачное месторасположение, “обречены” в конечном итоге повысить свою классность. Соображение экономичности и рациональности при использовании пространства диктуют снижение площадей, отводимых для общественного пользования, - холлов, лестниц, ресторанов. Особенно четко эта тенденция проявляется в объектах размещения, переоборудованных под гостиницы в последние годы.

Жесткая конкуренция вынуждает московские отели прибегать к неординарным маркетинговым идеям. Постоянная клиентура – заветная мечта любой гостиницы. Во всех сетевых гостиницах действуют централизованные программы поощрения постоянных клиентов. Свои предложения, направленные на удержание постояльцев, разрабатывают и отели, не входящие в цепочки. Так, в прошлом году дисконтные карточки были введены в гостинице “Украина”. При наборе определенного количества очков клиент получает скидки в размере 10-20% на проживание, питание, пользование сауной, парикмахерской. Скидки в объеме 10-40% (в зависимости от срока проживания и объема приобретенных услуг) введены для привлечения “частых гостей” в отеле “Космос”.

В настоящее время гостиницы оценили преимущество конгрессного бизнеса, как источника весьма стабильного дохода, поскольку инвестируется разница в загрузке в “высокие” и “низкие” сезоны. Поэтому гостиницы, особенно те, чьими основными клиентами являются деловые люди, инвестируют крупные суммы в создание и модернизацию собственных конгресс-центров.

Именно поэтому в Москве наблюдается устойчивая тенденция к расширению сферы деловых услуг, идет поиск новых форм и направлений работы. И уже трудно найти гостиницу, где бы в той или иной форме не заботились о нуждах бизнес-туристов.

Управляющее звено гостиниц верхнего сегмента осознало выгоды от заключения франчайзинговых соглашений с ведущими международными гостиничными компаниями. Подобная практика дает не только возможность привлечь на рынок Москвы торговые марки, известные иностранным потребителям гостиничных услуг, но и повысить стандарт обслуживания в этих отелях за счет использования передового международного опыта. В то же время в среднем сегменте обслуживания гостиничного рынка Москвы нет ни одной гостиницы, которая бы заключила франчайзинговое соглашение с международными компаниями, имеющими бренды, соответствующие среднему сегменту.

Опыт развития индустрии гостеприимства ряда зарубежных стран, показывает, что эта сфера деятельности имеет достаточно большую инвестиционную привлекательность, высокий уровень доходности и окупаемости капитальных вложений, приносит весомый вклад в бюджетные поступления, снижает уровень безработицы за счет привлечения высвобождаемой из сферы производства рабочей силы в бизнес услуг. Эти успехи индустрии гостеприимства формируются, во-первых, при комплексном и паритетном развитии предприятий, обеспечивающих предоставление всей гаммы услуг (туристические – проживание – питание – отдых – развлечение - интеллектуальное и т.д.), во – вторых, при государственной поддержке развития этой сферы деятельности, особенно на этапе ее становления, путем выделения средств на обустройство предприятий, льготного кредитования и налогообложения и т.д.

В последнее время маркетинг из инструмента исключительно “продвинутых” гостиниц переходит в плоскость общепринятой практики. К нему все чаще обращаются отели категории 2-4 звезды, повышая тем самым привлекательность московских средств размещения в целом. Эволюция московских средств размещения на сегодняшний день идет в двух направлениях. Ряд гостиниц среднего сегмента, имеющих соответствующий потенциал (здание оригинальной архитектуры, уникальное месторасположение или уникальную рыночную позицию), могут в ближайшем будущем переместиться в более высокий сегмент обслуживания. В то же время, некоторые отели, включенные в международные гостиничные цепи, имеют реальный шанс расстаться с привычным положением на гостиничном рынке Москвы.

В российской столице не хватает отелей европейского класса. Московские власти решили срочно браться за обновление гостиничного хозяйства. Большинство московских гостиниц, которые с трудом могут претендовать даже на одну звезду, только отпугивают иностранных туристов. А по подсчетам столичных властей, каждый из них приносит в московский бюджет по 500 долларов.

Количество новых мест в гостиницах планируют увеличить почти в 2 раза - с 60 до 110 тысяч. Планируют построить около ста недорогих 3-звездочных отелей, как в центре, так и на окраинах. Также в планах - строительство гостиниц у спортивных объектов, торговых комплексов и даже рынков.

Старые отели уже начали реконструировать. На месте "Интуриста" уже началось возведение 5-звездочного отеля "Париж". Это будет одиннадцатиэтажное здание, которое с архитектурной точки зрения безупречно вписывается в историческую застройку Тверской. Участь "Интуриста" разделит и гостиница "Москва". Несмотря на многочисленные протесты общественности, памятник сталинского монументализма начнут сносить 15 сентября. Новый отель, напоминающий прежнюю "Москву" лишь внешним обликом, будет иметь стеклянный купол и подземный паркинг на несколько сотен машин. Московские власти убеждены, что отели, особенно в центре, по определению не могут быть убыточными. Один из руководителей проекта реконструкции гостиницы "Москва" Михаил Пасохин сравнивает недвижимость напротив Кремля с нефтяной вышкой в Персидском заливе, которую предстоит разрабатывать.

Разработка основных "доходных мест" в центре Москвы уже началась, а вот на строительство небольших 3-звездочных отелей и кемпингов еще предстоит найти инвесторов.