logo
Учебное пособие по основам ГС

Гостиничные цепи

Гостиничные цепь на сегодня один из самых эффективных механизмов существования и развития субъектов экономической деятельности в гостиничном бизнесе. Об этом говорит статистика. Например, в США, где в 30-е годы прошлого века зародились первые гостиничные цепи, не менее 70% отелей входят в ту или иную сеть. При этом по сравнению с другими странами, в Америке наибольшее количество гостиниц, объединенных по тому или иному принципу. В США насчитывается не менее 65 гостиничных цепочки, работающих под единым управлением и общим брендом. Аналогичным образом развивается гостиничный бизнес и в Старом свете. Статистика распределения доходов между гостиничными цепями и независимыми отелями указывает на то, что объединенное ведение дел в гостиничном бизнесе намного эффективнее. Это позволяет цепям проникать и на международные рынки, расширяя сферу своего влияния. Такие гостиничные марки, как Marriott, Holiday Inn или Sheraton прекрасно знают даже те, кто ни разу не выезжал за рубеж. Все эти сети, как и некоторые другие уже давно пытаются работать на нашем рынке. Объединение отелей под единым управлением в итоге дает колоссальную выгоду, как владельцам объектов, так и их операторам. Главное преимущество, которое получает отель, входящий в цепь – снижение общих издержек. На этот результат работает множество факторов, начиная от объединенной системы бронирования и заканчивая централизованными поставками расходных материалов. Помимо этого существуют и другие, не менее важные, составляющие коммерческого успеха отелей, объединенных в цепочку.

Тем не менее, в отечественном гостиничном бизнесе сетевые механизмы пока не использует практически никто. Причин для подобного положения дел достаточно много. Наверное, одна из главных заключена в отсутствии практического опыта в этой области у российских отельеров. Бумажные расчеты редко убеждают бизнесменов (особенно это касается российских предпринимателей), в выгодности того или иного нововведения, которое, как обещает теория, принесет коммерческую выгоду. Гораздо легче принимать решения, опираясь на данные, полученные опытным путем. Эта позиция вполне закономерна и понятна.

Еще в 1994 г. было создано государственное акционерное общество «Москва», нынче преобразованное в открытое акционерное общество, которое сделало попытку создать на своей базе гостиничную сеть «Норд-Отель», объединяющую гостиницы в северо-восточном округе столицы, в районе ВДНХ. Этот проект не имел успеха.

Другая государственная управляющая компания в гостиничном бизнесе - ГУП «Сеть Президент-отелей и здравниц Руси» - была создана в 2000 г. В ее ведении находятся объекты размещения Управления делами Президента РФ: московские отели Golden Ring, «Президент-отель» и «Арбат», а также более 20 пансионатов в Подмосковье, Сочи, Новгородской, Самарской, Курской, Тверской областях и в Ставропольском крае. Сейчас Управление делами президента строит новый отель в С.-Петербурге в составе комплекса зданий Константиновского дворца. Ведомство создавалось для повышения доходности государственных средств размещения и было призвано заниматься коммерческой работой, в том числе представлять отели и санатории на международных туристических выставках, осуществлять рекламную деятельность, вести работу с корпоративными клиентами. В ведение сети была передана и кадровая политика - директора гостиниц могут назначаться и сниматься по ее представлению. Со стороны складывается впечатление, что наиболее активно ГУП проявляет себя именно в кадровой политике.

Серьезную заявку на создание сети сделала компания Heliopark Hotel Management. Открылся ее второй объект в Подмосковье Heliopark Thalasso Club Hotel, и компания намерена открыть по меньшей мере еще два загородных отеля на месте реконструированных баз размещения. Выкупает ли компания объекты, арендует или берет в управление, в Heliopark Hotel Management не разглашают.

Компания UMACO с самого начала своей деятельности поставила перед собой цель создания в России гостиничной цепочки, объединенной единым брендом и высоким уровнем качества. На протяжении 5-ти лет компания отрабатывала на практике принципы существования отелей в цепи, учитывая специфику существования в российских условиях. Деятельность компании начиналась в 1997 году со строительства собственного отеля бизнес класса “Катерина”. Затем была создана управляющая компания, с целью оперативного управления отелем.

Одной из главных задач, стоящих перед UMACO стала аккумуляция практических знаний и опыта управления в стандарты, подробно описывающие деятельность той или иной службы отеля, каждой единицы персонала. В дальнейшем это позволило замкнуть на компанию управление еще одним отелем. По договору с собственником был взят в оперативное управление “Катерина Ирис Конгресс Отель”. Сейчас он называется “Ирис Конгресс Отель” Этот проект во многом стал прецедентным для российского гостиничного опыта. За семь месяцев, во время которых все оперативное управление перешло под контроль UMACO, деятельность этого удаленного от центра города отеля значительно улучшилась. Об этом свидетельствуют статистические данные, иллюстрирующие повышение коммерческой эффективность бизнеса этой гостиницей. Во многом, это стало результатом использования методов и механизмов управления, свойственных гостиничным цепям. Создание цепи отелей сопряжено с определенными проблемами. Некоторые из них свойственны исключительно России, другие имеют общий характер. Компания, которая решится на создание гостиничной сети в России, будет испытывать определенные риски, связанные, как с бюрократическими процедурами, так и с возможной потерей собственного персонала. Скорее всего, некоторые из них со временем исчезнут, другие появятся вновь. Тем не менее, безусловно, создание национальных цепей отелей в России, перспективное и, в конечном итоге, коммерчески выгодное предприятие.