5.2 Типы гостиничных предприятий
В гостиничном предприятии услуги размещения, питания и прочие услуги дополняют друг друга, являются взаимосвязанными и воспринимаются гостями как единое целое. С учетом того, как они оформлены и скомбинированы в единый комплекс, складывается определенный тип предприятия. В связи с постоянным появлением на гостиничном рынке новых услуг и форм обслуживания принятая в мировой практике типология носит условный характер. В каждом государстве формируются свои типы предприятий, учитывающие особенности географического положения, климатических условий, ряда других факторов и, самое главное, особенности сложившегося спроса.
Тип гостиницы определяют: вместимость номерного фонда, месторасположение, уровень сервиса, уровень профессиональной подготовки персонала, ассортимент дополнительных услуг и т.д.
Представляется целесообразным на основании мирового опыта выделить некоторые типы гостиниц: высокого класса, среднего класса, апарт-отели, гостиницы экономического класса и т.д.
Городская гостиница высокого класса (отель-люкс) характеризуется большой численностью персонала и очень высоким уровнем сервиса. Типовые характеристики гостиницы включают: размер (от небольшого до среднего числа номеров), расположение в центре города, высококвалифицированный персонал, дорогую отделку помещений, высококачественную технику и оборудование. Управляет гостиницей управленческая компания. Потребители гостиничных услуг— крупные бизнесмены, участники конференций и симпозиумов, индивидуальные туристы.
Другой тип гостиницы—гостиницы среднего класса. По вместимости больше отеля-люкс (400-200 мест). Располагается в центре города или городской черте. С достаточно широким набором услуг и тарифом на уровне средних цен в регионе.
Апарт-отели—это гостиницы с номерами квартирного типа, оборудованными кухнями, набором посуды, бытовой техникой. Подобные гостиницы нашли широкое применение в системе владения отдыхом (таймшер). По вместимости это предприятия малых и средних размеров (до 400 мест). Цена варьирует в зависимости от сроков проживания.
Гостиница экономического класса - это гостиница с ограниченным набором услуг, расположенная, как правило, на окраине города, на транспортных магистралях, позволяющих достаточно легко достичь центра города. Цена на 25—50% ниже средней по региону при хорошо оборудованном номере; питание—только завтрак; этот тип гостиниц предназначен для туристов со средним достатком и не нуждающиеся в полном пансионе. Предприятие малой или средней вместимости. Характерно простое и быстрое обслуживание, ограниченный набор услуг.
Отель. Отель - гостиница высокого разряда с современным оборудованием, обстановкой и отделкой, имеющая все необходимые условия для создания уюта и комфорта посетителей. В большинстве стран мира отели оцениваются по французской "звездной" системе классификации. Несмотря на то, что система носит название пятизвездной, на самом деле во Франции гостиницы подразделяют на 6 категорий. Самая высшая категория - четыре звезды люкс. Первая - без звезд. Гостиницы с минимумом услуг, обычно только постель и завтрак. Вторая категория - одна звезда, присуждается гостинице с минимальным комфортом. Две звезды у комфортабельной гостиницы. Три - очень комфортабельная. Четыре звездочки обозначают гостиницу высокого класса. Четыре Люкс или "гранд де люкс" - означают дворец, отель-палас очень высокого класса.
Есть несколько международных критериев, по которым оцениваются отели и номера в них. В первую очередь, это степень комфорта и разнообразие услуг, предоставляемых туристам. Затем, оборудование, размеры помещений и сервисные возможности. Вот стандартный перечень услуг европейского отеля: наличие ресторана и бара, сауны и бассейна, охраняемой автостоянки и службы заказа такси, международного телефона и камеры хранения. В Европе, даже в двухзвездных гостиницах в номере должен быть санузел и телевизор, иначе это не отель. Трехзвездные отели в США обычно превосходят по своему комфорту четырехзвездные гостиницы в Европе. А вот в Азии, в малоразвитых странах, наличие цветных телевизоров, минибаров и холодильников не обязательно даже в отелях категории 3 звезды. Существуют и определенные международные требования к персоналу, работающему в гостиницах. Так, в отелях с одной или двумя звездами персоналу на ресепшине необходимо знать один иностранный язык, в четырех-пяти звездной гостинице потребуется знание минимум четырех языков. Правда, этих критериев придерживаются не во всех странах.
Однозвездный отель.Туристические фирмы почти не предлагают такие гостиницы для размещения, в основном, останавливаются в "одной звезде" самостоятельные путешественники. Расположены такие гостиницы обычно на окраине, или рядом с центром, но в неприглядном месте. Как правило, это очень маленький отель, на 6-10 номеров, который обслуживает одна семья. Питание здесь не предполагается, вход после часа ночи запрещен. (В некоторых отелях возможен завтрак за дополнительную плату). В маленьком номере - две кровати, тумбочка и стул. Единственное достоинство такого размещения - его дешевизна, максимум $25.
Двузвездный отель. У гостиниц так называемого туристического класса, или двузвездочных - удобств чуть больше. Турфирмы предлагают размещение в таких отелях чаще всего на экскурсионных маршрутах, когда туристу нужны только постель и завтрак. Обстановка в номере - близкая к спартанской: небольшой метраж, кровать, столик, стулик, возможно, раковина. В Европе и Америке уровень двух звезд все-таки подразумевает наличие удобств в виде душа и телевизор, за пульт от которого возможно придется заплатить. Ограничений на вход в ночное время нет. Завтрак обычно континентальный.
Трехзвездный отель. Отели, близкие по стандартам к трехзвездной категории - оптимальный выбор для большинства постоянно путешествующих. Это самая распространенная во всем мире разновидность отелей. В номере такой гостиницы должны быть все удобства: телефон, телевизор, возможно, мини-бар. Номера бывают одноместные и двухместные как с одной большой кроватью (extra bed), так и с раздельными (twin). Есть трехместые номера для родителей с ребенком: обычно это двухместный номер с дополнительной кроватью или с раскладывающимся диваном. Сервис гостиниц различных стран мира может значительно отличаться друг от друга. Так, в дорогой Европе в отеле три звезды - не слишком балуют туристов по сравнению с американскими тремя звездами. А уж о малоразвитых азиатских странах и говорить нечего: там, в номере запросто может не быть телевизоров или холодильников. У трех звезд существуют определенные закономерности: обычно, чем выше комфорт и чем больше предоставляемых дополнительных услуг, тем дальше от центра располагается гостиница.
Четырехзвездный отель. Следующая категория отелей - гостиницы с четырьмя звездами на вывеске или близкие к ним по своим стандартам. Это отели с высоким уровнем сервиса, рассчитанные на людей, чьи заработки по европейским меркам средние и выше среднего. Гостиницу четыре звезды отличает повышенный уровень комфортности и удачное месторасположение, она может располагаться в центре города или на первой линии пляжа. Обязательно должна быть охраняемая автостоянка. У больших отелей есть свои такси и микроавтобусы. Четыре звезды предполагают множество дополнительных бесплатных услуг, начиная с возможности пользоваться тренажерными залами, кортами и бассейнами и заканчивая различными отельными шоу, например, дискотеками. В четырехзвездном отеле номер меблирован как обычная жилая комната, со стандартной бытовой техникой. Цветной телевизор с дистанционным управлением, холодильник, мини-бар, кондиционер, охранная система, мини-сейф, обязательно телефон с выходом на межгород. В некоторых отелях предоставляют термопресс для глажения и есть система дистанционного управления светом. В таких отелях можно заказать как стандартный одноместный или двухместный номер так и номера с улучшенной планировкой, которая предполагает не только спальню, но и гостиную или кухню. Подобный номер называется - suite. В некоторых отелях есть номера из двух смежных спален - Family studio. Есть отели, которые несмотря на свои четыре звезды, ничем не отличаются от гостиниц самой высокой категории. Ведь иногда, звезду "снимают" только за то, что до ближайшего метро - 10 минут пешком, а не две как от пятизвездного.
Пятизвездный отель. Говоря о флагмане туристического мира - пятизвездном отеле, нужно отметить, что, в первую очередь, - это городок со всей необходимой для жизни инфраструктурой. В пяти звездах есть несколько ресторанов (с европейской и национальной кухней) и баров, ночной клуб и магазины. А также парикмахерские и прачечные, фитнес- и бизнес-центры, бассейны и косметические кабинеты. Номера в них бывают самые разные от одноместных с одной кроватью до многокомнатных апартаментов. Самый скромный номер в пятизвездной гостинице - одноместный с одной кроватью - Single. Далее следуют "даблы" - двухместные, они бывают двух разновидностей: с с двумя кроватями или с одной большой. Выше по рангу стоит двухместный номер Suite, который может быть и двухэтажный, обычно со спальней или спальнями наверху. Есть двухъярусные номера, включающие в себя 2-3 спальни, пару гостиных и кабинетов и комнаты для прислуги или охраны. Это уже королевские Suite. Для деловых людей в некоторых пятизвездных отелях есть business номера - с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом и комнатой для переговоров. В любом номере пятизвездного отеля должен быть полный набор необходимых косметических средств в ванной, тапочки перед кроватью, мини-бар, телефон, цветной телевизор, кондиционер и другие предметы роскоши, облегчающие быт. Говорят, что для жизни в пятизвездном отеле достаточно иметь две вещи: маленький чемоданчик с личными вещами и большое портмоне. И в целом, это недалеко от истины.
Гарни-отель. Это гостиница, в которой предоставляется только размещение в номерах, а ресторан отсутствует. (Очень редко бывает континентальный завтрак, который приносят из соседнего ресторана.)
Отель-клуб. Это небольшая закрытая гостиница высокого разряда. Наиболее часто располагаются в загородной зоне.
Отель-курорт. Размещается в курортной местности. Вместимость варьирует в широких пределах. Предлагает полный набор услуг. Включает комплекс специального медицинского обслуживания и диетического питания.
Бунгало. Бунгало - бунгало отличается от апартаментов только тем, что это уже не квартира, а маленький домик со своим двориком или садом. Обычно в бунгало, в зависимости от цены: от одной до трех жилых комнат, веранда, кухня, санузел. Есть необходимая бытовая техника, различная кухонная утварь и приспособления, вплоть до комбайна и посудомойки. Обязательно телевизор и телефон, может быть кондиционер. Иногда бунгало предлагают в качестве номера в крупных курортных отелях, но чаще всего, его сдают в туристических центрах как коттедж.
Вилла. Вилла - самый распространенный вид домиков - виллы или дачи, кому как нравится. Обычно они предлагаются в курортных зонах на берегу моря во Франции, Италии, Испании и на озерах в Финляндии. Дачи - это небольшие коттеджи с европейским комфортом, оснащенные всей необходимой бытовой техникой. Средний дом обычно состоит из двух спален, гостиной, полностью оборудованной кухни. Есть все удобства, в финских домиках - еще и сауна. Кроме того, иногда в аренду входит лодка. Это размещение уже для индивидуалов, заказывается такая дача на любой срок, начиная от одного дня и заканчивая сезоном. Обычно, при аренде более чем на неделю дается скидка. В стоимость не входит питание. Можно нанять приходящего повара, а можно готовить самим. Это достаточно удобный вид жилья для людей, любящих природу и уединенность. Постельное белье и полотенца не предоставляются. Средний домик в Финляндии на неделю можно снять за 2-3 тысячи финских марок. Большой, комфортный коттедж с тремя или четырьмя спальнями и джакузи будет стоить уже около 10 тысяч марок.
Замки. Замки в качестве жилья для путешественников охотно используют в Ирландии, Португалии, Италии и, естественно, во Франции. Чаще всего - это бывшие имения, реконструированные под гостиницы. Обычно в замках останавливаются на ночлег самостоятельно путешествующие на машине туристы. Стандартный номер в замке стоит около $160, а suite - около $400 за ночь. Обед в замке стоит дороже, чем в обычном ресторане.
Кемпинг. Кемпинг - лагерь для автотуристов, обычно расположенный за городом. Чаще всего, это или летние домики, или палатки. В кемпингах есть элементарные удобства и оборудованные кухни для индивидуального приготовления пищи. Разбивать лагерь самостоятельно можно только с разрешения хозяина земли, чаще всего, главы местной администрации.
Коттедж.В эту категорию входят любые дома, начиная от простых шале и заканчивая бунгало люкс. Все это - легкие жилые постройки в загородных зонах, обычно в развитых курортах. В Финляндии, в туристическом центре, спальное место и завтрак будет стоить около 130 марок в день с человека. В туристическом центре самый незатейливый дом без сауны обойдется в 175 марок за все, а коттедж на 6 персон - до 1000 марок.
Пансион. Пансион - обычно предлагаются для размещения в курортных местах. Они хорошо описаны во французских романах XIX века - это небольшие гостиницы на 10-20 номеров, в котором царит домашняя атмосфера, ведь хозяева обычно одна семья. В стоимость проживания в пансионах может входить только завтрак. Размещение здесь довольно дешево. Не во всех пансионах есть номера со удобствами. Сервис в пансионе варьирует в широких пределах и может быть на достаточно высоком уровне. Анонимный пансион. В Европе практикуется проживание инвидуальных туристов на квартирах, что в России называется "частным сектором", а за рубежом - анонимным пансионом. Возможна аренда дома целиком или части. Питание в стоимость аренды не входит.
Hostells (хостел). Для не притязательной и небрезгливой молодежи за границей существует сеть Hostells. Так называются недорогие гостиницы, порой являющиеся студенческими общежитиями. Условия проживания самые разные. Худший вариант - удобства на этаже и комната на шестнадцать коек. Хорошие хостелы соответствуют двух-трехзвездным отелям. Стандартный хостел расположен не в центре города, обслуживающий персонал малочисленный, цены низкие. Средняя стоимость - $5-10 в сутки. В хостелах обязательны столовые, кухни, помещения для стирки со стиральными машинами и общие гостиные. На ночь хостел закрывается.
Шале - небольшой домик с минимумом удобств, скромно обставленный, со всем необходимым для приготовления пищи оборудованием и холодильником. В горной Франции и Швейцарии так называется любой небольшой загородный дом.
- И. Ю. Корсакова
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Теоретические основы дисциплины
- Индустрия гостеприимства как область сервиса
- Эволюция развития мирового гостиничного сервиса
- Древний период
- Средние века
- Новое время
- Современный период
- 4. Нормативно-правовая база гостиничного сервиса
- 5. Гостиница – основное звено гостиничного сервиса
- 5.1. Классификация средств размещения
- 5.2 Типы гостиничных предприятий
- 5.3. Классификация гостиничных номеров
- Основные и вспомогательные службы гостиницы
- 6.1. Характеристика основных служб гостиницы
- 6.1.1. Служба приема и размещения
- 6.1.2. Отдел бронирования
- 6.1.3. Служба управления номерным фондом
- 6.2. Характеристика службы питания
- 6.4. Характеристика вспомогательных служб гостиницы
- 7. Дополнительные услуги гостиниц
- 7.1. Организация бытового обслуживания
- 7.2. Организация транспортного обслуживания
- 7.3. Бизнес- и конгресс-обслуживание
- 7.4. Анимационное обслуживание
- 7.5. Спортивно-оздоровительное и лечебно-оздоровительное обслуживание
- 8. Персонал гостиницы
- 9. Автоматизированные системы управления в гостиницах
- Гостиничные цепи
- 11. Современное состояние гостиничного хозяйства москвы
- 12. Современное состояние гостиничного хозяйства россии
- 14. Гостиничное хозяйство западной сибири
- Заключение
- Библиографический список
- Корсакова Ирина Юрьевна