logo search
Раздел

7. Машиностроение – основа индустриального и инновационного базиса Хабаровского края. Проблемы и перспективы его развития

Основу индустриального и инновационного базиса края, где формируется качественный трудовой потенциал, создается высокотехнологичная продукция составляет машиностроение. В крае отрасль представлена авиа- и судостроением.

Авиастроение.

Авиационная промышленность Хабаровского края представлена предприятиями: ОАО «КнААПО», а также заводом «Прогресс», выпускающим военные вертолеты и легкие спортивные самолеты. Они полностью входят в разряд отраслей инновационного класса, а их продукция относится к разряду наукоемких.

Основной авиастроения как по России, так и по Хабаровскому краю является несоответствие масштаба и структуры существовавшей в стране авиационной промышленности, ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли, - как гражданского, так и военного назначения.

Замедление вследствие указанного структурного несоответствия процессов разработки, производства и сбыта авиационной техники, а во многих случаях и их практическая остановка, привели к неизбежному в таких условиях падению технологического уровня производства и проектирования, устареванию основных производственных фондов и большим кадровым потерям - как в количественном отношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственными навыками. Аналогичные процессы развивались и в авиационной науке.

Решением названных проблем в авиапромышленном комплексе Хабаровского края будут являться осуществление следующих мероприятий:

· развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала;

· развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров;

· увеличение объема научных исследований, количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения;

· внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов в производстве авиационной техники;

· создание опытных самолетов и двигателей (демонстраторов новых технологий);

· снижение трудоемкости серийно выпускаемой авиатехники в среднесрочной перспективе не менее чем в 1,3-1,6 раза.

Необходима также поддержка продвижения российской авиатехники на рынки:

· развитие лизинга, распространение практики его на поставки по военно-техническому сотрудничеству;

· кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима;

· организация политико-дипломатической поддержки;

· поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции;

совершенствование нормативной правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров

Судостроение..

Судостроительные предприятия Российского Дальнего Востока представлены пятью заводами Хабаровского края и тремя – Приморского.

Наиболее крупными предприятиями Хабаровского края являются «Амурский судостроительный завод» («АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре), Хабаровский судостроительный завод.

Судостроительные предприятия Хабаровского края, в силу оборонной направленности создавались для производства определенного типа военной продукции. В связи с сокращением оборонных заказов и узостью внутреннего рынка продукции обострились проблемы отрасли, среди которых основными являются:

- менее благоприятные по сравнению с зарубежными верфями условия финансирования реализации проектов по строительству судов, а также более высокий уровень налоговой нагрузки;

- высокий уровень физического и морального износа основных фондов; устаревшие технологии и проектные решения;

- отсутствие, нехватка квалифицированных кадров;

- ориентированность российских судостроительных предприятий на выпуск военной продукции, и соответственно, отсутствие наработанных логистических и иных схем в сфере гражданского судостроения.

Для судостроительных предприятий Хабаровского края важной является проблема высокой конкуренции со стороны Китайских верфей. Без государственной поддержки конкурировать с ними сложно, необходимо помимо этого противозатратная деятельность, позволяющая существенно снизить стоимость судостроения и судоремонта.

Серьезным недостатком основных судостроительных предприятий является расположение их в бассейне реки Амур, где имеются мели и зимний ледостав. С наступлением ледового периода с ноября по май месяц нарушается ритм работы заводов, что вместе с затратами на углубление русла реки приводит к удлинению сроков строительства, и в конечном итоге к удорожанию производства.

Дальнейшее развитие отрасли связано с участием государства в организационных новациях. В 2007 г. создана «Объединенная судостроительная компания» (ОСК). Согласно утвержденной советом директоров концепции судостроения на ДВ, дальневосточное судостроение разделено на четыре зоны. В Хабаровском крае – зона «Амур» в Комсомольске-на-Амуре на базе «АСЗ». Зона будет специализироваться на строительстве гражданских и военных кораблей. Зона «Хабаровск» будет базироваться на Хабаровском судостроительном заводе. Здесь планируется строить малотоннажные суда гражданского и военного назначения. Еще две зоны будут созданы в Приморском крае. «Восток» - ориентируется на строительство океанских буровых платформ, «Звезда» - на производстве газовозов.