2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма
Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Степень выполнения здравоохранением этих функций зависит от его материально-технической базы, наличия квалифицированных медицинских кадров, уровня развития медицинской науки и внедрения ее достижений в практику здравоохранения.
Одной из основных линий развития здравоохранения является его профилактическое направление.
Профилактика - основа деятельности всех лечебно-профилактических учреждений, определяющая направление в развитии медицинской науки и подготовке мед. Кадров.
Лечебно-профилактическая помощь населению обеспечивается широкой сетью амбулоторно-поликлинических, больничных и санаторно-курортных учреждений, учреждений скорой и неотложной мед. помощи, охраны материнства и детства, аптечных учреждений. И если больница и поликлиника являются основными лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающие населению все виды мед. помощи, то курорты, санатории и учреждения оздоровительного отдыха.
Курорты страны играют большую роль в профилактике и лечении заболеваний, в восстановлении здоровья своих граждан.
Санаторно-курортное лечение является составным этапом в общей системе лечебно-профилактической помощи: поликлиника - больница – санаторий. Поэтому при отборе больного для курортного лечения должна быть соблюдена преемственность, предполагающая проведение таких терапевтических мероприятий, которые учитывали бы результаты предыдущего этапа лечения. Эта преемственность должна быть соблюдена и после курса санаторно-курортного лечения, по поступлении больного под медицинское наблюдение врача поликлиники.
В стране накоплен огромный опыт организации санаторно-курортной помощи, разработаны принципы планирования и развития учреждений отдыха и лечения, показания и противопоказания для направления больных на санаторно-курортное лечение.
Но за последние годы отлаженная ранее организационная и финансово-экономическая структура санаторно-курортной отрасли в стране разрушена, а новая структура управления курортами в условиях рыночной экономики находится в стадии формирования.
Имеется необходимость разработки единой федеральной программы по сохранению и развитию уникального санаторно-курортного комплекса России. Ведущая роль в этом деле принадлежит Минздраву РФ - государственному лидеру в области охраны здоровья и профилактике заболеваний, в развитии медицинской науки, в том числе курортологии, в проведении комплексных научных исследований, в лицензировании лицензировании, аккредитации санаторно-курортных учреждений, аттестации и сертификации специалистов.
Задачи реформирования здравоохранения:
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
сокращение сроков восстановления утраченного здоровья;
повышение эффективности использования ресурсов.
Задачи по профилактической и реабилитационно-восстановительной помощи и выполняет курортная медицина.
На современном курорте используются два основные направления:
санаторно-курортное лечение;
санаторно-курортное оздоровление.
Располагаются курорты на лечебно-оздоровительных местностях, которые обладают природными лечебными ресурсами, пригодными для организации лечения, оздоровления и профилактики заболеваний важным показателем являются и вес климатические факторы (атмосферное давление, температура, влажность, ветер, солнечная радиация и др.); которые составляют среду, действующую на человека в своей совокупности, и учитываются врачом при выборе курорта для каждого конкретного больного.
Важную роль в повышении эффективности действия курортного лечебного комплекса играет санаторно-курортный режим, т.е. распорядок дня и правила поведения отдыхающих. Санаторно-курортный режим может быть щадящим и тренирующим.
Различны и типы санаторно-курортных учреждений:
Санаторий – основное леч.-профилактическое учреждением на курорте.
С целью совершенствования методов санаторно-курортного лечения и достижения более высокой эффективности лечения проводится специализация санаториев для лечения больных с различными заболеваниями.
Пансионаты – предназначены для лечения больных и отдыха здоровых, в том числе членов семьи. В последнее время пансионаты приобретают вес большую популярность у населения.
Дома отдыха – размещаются преимущественно в сельской местности пригородных зон, среди лесов, на берегу рек и озер, а также в приморских зонах.
Курортное лечение имеет важное значение в профилактике заболеваний.
Так при наличии функциональных нарушений методы курортной терапии путем восстановления и активации ряда функциональных систем способствуют устранению начальных (пусковых) механизмов заболевания (первичная профилактика). При наличии хронических и активных форм заболевания методы курортной терапии способствуют восстановлению и компенсации нарушенных функций, замедляют прогрессирование заболевания, уменьшают число обострений и рецидивов, т.е. являются методами профилактики.
Не менее важное значение имеет и экономическая роль санаторно-курортного лечения, т.к. здоровье населения страны напрямую связано с развитием производства и ростом национального дохода: чем выше заболеваемость, особенно с временной и стойкой утратой трудоспособности, тем больше отвлекается рабочих и служащих от участия в работе, тем больший ущерб наносится экономике народного хозяйства.
Санаторно-курортные методы обладают высокими потенциальными возможностями для восстановления сил больного. И как следствие – повышается производительность труда и снижаются затраты государства на здравоохранение и социальное обеспечение Эти звенья составляют экономическую значимость санаторно-курортных методов лечения, направленных на повышение эффективности использования в производственном процессе одного из наиболее ответственных составных его частей - рабочей силы.
Невозможно переоценить значение и роль санаторно-курортного лечения в оздоровлении подрастающего поколения будущего. Следовательно, можно сказать, что санаторно-курортные учреждения выполняют функции, направленные на повышение продолжительности жизни и уровня здоровья нации.
Особенности: санаторно-курортная услуга производится и потребляется одновременно, поэтому степень ее востребованности будет зависеть от качества, ценообразование - от комплексности. В отличии от туризма нет стандартов в обслуживании.
3. Государственное регулирование курортной деятельности. основные законы: Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях курортах», закон «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральные целевые программы о развитии курортов федерального значения
В связи с коренной перестройкой экономической политики страны и реорганизацией в системе ее управления назрела острая необходимость пересмотра сложившегося механизма функционирования санаторно-курортного дела и его усовершенствования.
1 марта 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», с 22 марта 1995 г. действует Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
Претворение в жизнь указанных законов, ряда подзаконных актов и федеральных программ развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей должно не только остановить имеющиеся негативные процессы, но и придать развитию курортного дела качественно новое направление.
Возвращаясь к вступившему в силу Федеральному закону «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», хотелось бы особо подчеркнуть его главную особенность - природоохранную направленность, ибо если нет кондиционных природных лечебных факторов, их необходимых ресурсов, экологически чистой лечебной местности, то не будет и курорта.
Аналогичные требования содержит и раздел VIII Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
Законы утверждают главные требования по рациональному использованию и охране природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и регламентируют порядок организации их округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенностей режима их функционирования, которые будут более детально изложены в ряде подзаконных актов, утверждаемых на уровне Правительства Российской Федерации.
В 1996 г. (02.02.96) утверждена федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения».
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели:
сохранение и развитие курортов федерального значения;
улучшение их экологического состояния;
сохранение и рациональное использование ценных природных ресурсов;
укрепление гидро-минеральныной базы;
развитие курортной инфраструктуры;
подготовка и повышение квалификации специалистов курортного дела.
Сроки и этапы реализации Программы – 1996-2000 годы.
I этап (1996-1997 годы) – подготовка и реализация первоочередных неотложных мероприятий;
П этап (1998-2000 годы) – реализация основных мероприятий и завершение Программы.
Правовые и организационные основы КД.
В1996г. была создана структура комитета РФ по туризму и спорту. В 1996 г. - закон о «Лечебно-оздоровительных местностях и курортах» - не выполнил своих задач. Не дано определение кур.деятельности, санаториям и пансионатам. Закон «Об основных охраняемых территориях и лечебных местностях (природно-охранная направленностъ, федеральная программа развития курортов до 2005 направлена на развитие инфраструктуры Федеральных курортов.
Постановление правительства: «О запрещении выделений из соц. фондов денежных средств, направленных на заруб, санатории.
Проблема – нет стандартов на услуги в курортном деле.
Суть государственного регулирования заключается в осуществлении гос. управления, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере курортов, сохранении и развитии КД.
Основные задачи:
разработка основной гос. политики в сфере развитая санаторно-курортного комплекса;
разработка Фед. программы по сохранению и развит, кур. комплекса;
координация междунар. сотрудничества;
развитие научно-иследоват. базы;
анализ и прогнозирование деятельности.
На сегодняшний день курорты подчиняются Мин.здравоохранения и Мин.туризма.
Ни одна методика не может работать без лицензирования. ФЗ «О природных леч. ресурсах, лечебно-оздоровительной местности и курортах» – это является нац. достоянием народов РФ, предназнач. для лечения и отдыха населения. Фед. закон определяет принципы гос. политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природно-леч.-оздор. местностей РФ.
Фед. целевая программа «Развития курортов Фед. значения» –1996 года.
Суть: – объект программы-курорты Федерального значения, т.к. являются наиболее ценной частью сан. кур. значения.
Цель: – прогнозирование, сохранение и развитие курортов.
- И туризме
- 1. Функции, методы, виды и объекты менеджмента в туристской организации
- 2. Внутренняя и внешняя среда туристской организации
- 3. Механические и органические организационные структуры управления в туристской органи ации
- 4. Мотивационные основы управления в туристской организации
- 5. Контроль в туристской организации
- 6. Современные методы принятия решений в туристской организации
- Методы принятия решений
- Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность, функции, классификация и роль налогов
- 2. Обязанности налогоплательщика и организация налогового контроля за их выполнением
- 3. Налог на прибыль организаций в социально-культурном сервисе и туризме
- 4. Налог на добавленную стоимость
- 5. Налог на доходы физических лиц
- 6. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 7. Региональные налоги
- Экономика и предпринимательство в скСиТ
- 1. Место и роль скСиТ в национальной экономике
- 5,6% - Темп роста туризма (ввп); 9,9% - гостиничного и ресторанного хоз-ва.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий скСиТ. Понятие дестинации в туризме
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма
- 4. Общая характеристика туристского рынка. Факторы спроса и предложения на туристские ресурсы
- 5. Основные направления туристской политики в рф
- Экономика туристского предприятия
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости
- 2. Методика расчета себестоимости услуг туроператорских фирм
- 3. Методика расчета себестоимости услуг туристско-экскурсионных фирм
- 4 . Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных организаций
- 5. Методика составления калькуляции блюд на предприятии питании
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме, показатели эффективности и управления оборотными средствами
- 10. Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий
- Курортное дело
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях
- 7. Санаторно-курортные организации: общая характеристика и основные функции
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования
- Связь с общественностью
- 1. Сущность и значение pr в современном обществе. Цели и задачи pr
- 1. Паблик рилейшнз рассматривают как науку и искусство.
- 2. Pr как деятельность особого рода.
- 2. Общая характеристика функции специалиста по pr.
- 3. Целевые аудитории в pr: понятия, виды
- 4. Управление информацией и конструирование новостей с позиций pr
- 5. Формы подачи информационно-новостных материалов с позиций pr
- 6. Имидж фирмы и ее роль во внеценовой конкуренции
- Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг
- 1. Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификации услуг. Международная организация по стандартизации (исо)
- 2. Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании»
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации. Стандарты организаций
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги
- 5. Подтверждение соответствия: цели, принципы и формы. Обязательное подтверждение соответствия, применение знака обращения на рынке
- 6. Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия
- 7. Правила и схемы сертификации услуг
- 8. Сертификация систем качества и стандарты исо серии 9000. Национальные премии в области качества услуг
- Инновации в социально-культурном сервисе и туризме
- 1. Сущность, роль и значение инвестиций в развитии предприятий скСиТ
- 2. Сущность и классификация инновационных проектов
- 3. Источники финансирования инновационных программ, их классификация и основные формы финансирования в скс и т
- 4. Инновации в туризме
- 5. Инновации в ресторанном бизнесе
- 6. Инновации в санаторно-курортном деле
- 7. Инновации в экскурсионной деятельности
- 8. Инновации в гостиничном бизнесе
- 9. Содержание разделов бизнес-плана: резюме и план маркетинга
- 10.Содержание разделов бизнес-плана: план производства, организационный план и основные показатели финансового плана
- 11. Окупаемость инновационных проектов
- Сервисная деятельность
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса
- 1. Неосязаемость, нематериальный характер, невозможность хранения.
- 2. Неразрывность производства и потребления услуг.
- 3. Изменчивость качества услуг.
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности
- 4.Классификация потребителей, социально-культурные, национальные, демографические и природно-климатические особенности обслуживания
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг
- 6. Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности
- Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме
- 1. Особенности комплекса маркетинга в социально-культурном сервисе и туризме: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура. Цели, задачи и методы анализа макросреды
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot
- 4.Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки
- 6. Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Особенности рыночного ценообразования. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Виды маркетинговых исследований.
- I этап: Определение целей и задач.
- II этап: Отбор источников информации.
- III этап: Сбор информации.
- IV этап: Анализ собранных данных.
- V этап: Представление результатов.
- Реклама в социально-культурном сервисе и туризме
- 1. Сущность, роль, значение и функции рекламы в скСиТ
- 2. Особенности рекламы услуг в скСиТ
- 3. Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности
- 4. Основные средства системы маркетинговых коммуникаций (смк)
- 5. Синтетические средства маркетинговых коммуникаций
- 6. Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламных обращений
- 7. Психологические особенности восприятия рекламы
- 8. Рекламная кампания, бюджет рекламной кампании
- 9. Оценка эффективности рекламной кампании
- Экскурсионно-выставочная работа
- 1. Экскурсионно-выставочная работа как главная форма организации культурно-просветительного туризма и составная часть комплексной тур. Услуги
- 2. Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий. Крупнейшие выставочные центры рф и стран снг
- 3. Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки
- 4. Маркетинговые функции выставок. Крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, определяющая гуманитарные знания туризма в жизни общества
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края
- 7. Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности туристского предприятия
- Международный туризм
- 1. Современное состояние и перспективы развития международного туристского рынка. Основные туристские макрорегионы мира.
- 6 Туристских макрорегиона мира:
- 2. Международный туризм в Российской Федерации, проблемы и перспективы развития в России
- 3. Современное состояние и тенденции развития туристского рынка России. Наиболее перспективные регионы в рф для развития въездного туризма
- 4. Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме. Влияние туристских тнк национальную экономику. Международные гостиничные цепи
- 5.Международные туристские ассоциации и их роль в международном туризме. Основные цели и задачи Российского Союза Туриндустрии (рст) и перспективы развития
- Человек и его потребности
- 1. Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности людей
- 3. Сущность и классификация потребностей.
- 4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей
- 5. Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций
- 6. Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика
- 7. Факторы потребительского выбора: демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и другие
- Техника и технология скс и т
- 1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие туристской отрасли
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение в гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- 5. Техника и технология конгресс-туризма
- 6. Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия
- 7. Туристские формальности (визовые, паспортные, валютные, таможенные, санитарно-эпидемиологические)
- Банковское обслуживание в скСиТ
- 1. Общие и особенные потребности предприятий скс и т в банковском обслуживании
- 2. Банковская система рф
- 3. Организация банковского обслуживания предприятий скСиТ
- 4. Расчетно-кассовое обслуживание предприятий скСиТ
- 5. Влияние сезонного фактора на интенсивность платежей и расчетов. Роль банков в ускорении платежей и расчетов предприятий скСиТ
- 6. Основные виды банковской деятельности
- 7. Банковское кредитование предприятий скСиТ
- 8. Электронные средства обслуживания предприятий скСиТ
- Профессиональная этика и этикет
- 1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики
- 2. Понятие, сущность, принципы делового этикета
- 3. Этикетная атрибутика
- 4. Этикетные формы поведения на официальных встречах и приемах
- 5. Корпоративная культура: философия, этика, этикет и имидж фирмы.
- 6. Этические качества, необходимые работнику сферы обслуживания
- 7. Этические нормы руководства коллективом. Этикет руководителя
- Документационное обеспечение управления
- 2. Документационное обеспечение управления в туризме. Системы документации: организационно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение. Функции
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами
- Психодиагностика
- 1. Научная психодиагностика и психологическая практика
- 2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики психологических особенностей партнера по общению
- 3. Экспрессия человека как психодиагностический параметр
- 4. Психологические аспекты деструктивного общения
- 5. Межличностное познание и общении
- 6. Межличностные отношения в группе
- Основы страхования
- 1. Социально-экономическая сущность страхования и ее роль в рыночной экономике
- 2. Правовые основы страховой деятельности. Страховой надзор и условия лицензирования страховой деятельности
- 3. Договор страхования и принципы страхования
- 4. Классификация страхования. Формы и виды страхования
- 5. Общая характеристика страхового рынка рф. Организация страхования
- 6. Финансово-экономические основы страховой деятельности
- 7. Перестрахование. Сущность и основные понятия. Виды договоров
- Правовое обеспечение туризма
- 1. Особенности правового регулирования туристской деятельности
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма
- 5. Юридическая ответственность туристских организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговые, административные и уголовные нарушения
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туристской деятельности
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации тур. Фирм