Лекция как эффективная форма патриотического воспитания
Эффективной формой патриотического воспитания учащихся является лекция. Это особый вид устного выступления, проверенный опытом способ общения с молодежью, представляющий собой одну из форм обучения и воспитания учащихся. В ее основе лежат принципы обучения и теории воспитания, задачи изменил данного предмета. Связующим звеном между ними является принцип воспитывающего обучения.
В отличие от других форм и методов, лекция дает возможность полно и разносторонне, на богатом фактическом материале, выразить вое отношение, осветить любой аспект патриотической деятельности российского человека и, в частности, школьника. Лектор эмоционально заражает своей приверженностью к делу служения Родине своих слушателей, возбуждая стремление следовать поступкам героев-защитников Отечества.
Специфика лекции по героико-патриотической тематике проявляется в характере темы, форме построения, объеме научной и идеологической информации, функциональных возможностях по формированию у учащихся опыта служения Отечеству. Поэтому, прежде чем говорить о методике подготовки лекции, следует разобраться в том, как она включается в учебно-воспитательный процесс средних учебных заведений, каковы ее функции в патриотическом воспитании Молодежи.
Лекция — важнейший метод учебно-воспитательной работы, обеспечивающий воздействие на сознание учащихся. Это эффективный способ передачи большого объема информации. Как метод обучения в школе, она используется чаще всего в том случае, когда необходимо передать учащимся сложную по содержанию информацию, которая потом будет углубляться, дополняться на уроках и в разнообразной внеучебной деятельности.
Лекция — это не пересказ одного источника, а синтез разнообразной информации: теоретических позиций, фактов, их осмысления и оценки, столкновения мнении, истории вопроса, нерешенных проблем и т.д. Лектор выступает как соавтор идей ученых, литераторов, публицистов, взгляды которых он излагает.
Лекция должна быть персонифицирована, в ней должны просматриваться собственная позиция лектора, его отношение к изучаемому вопросу. Это не только информирование учащихся, но и воздействие на все компоненты готовности личности к защите Отчизны. В связи с этим в структуре лекции целесообразно использовать различные типы ситуации патриотической деятельности учащихся, моделирующих феномен служения Отечеству.
Конечно наивно было бы думать, что разовая лекция сможет Реализовать все эти функции. Ее воспитательные и развивающие возможности могут быть реализованы только в системе духовного и идейно-нравственного воспитания, в структуре целостного учебно-воспитательного процесса, где она выполняет названные функции.
Разработка лекции начинается с формулировки темы и выявлени общей проблемы. Очень важно, чтобы тема была интригующей, проблемной, «цепляла», вызывала интерес у молодежи.
Как показывает практика чтения лекций на патриотическую тематику, большой популярностью пользуются темы: «Романтика армейской службы. В чем она?». «Защитник Родины. Каким ему быть?», «Готов ли ты совершить подвиг?», «От дисциплины до геройства один шаг», «Возьми себе в пример героя», «Дорогу в космос проложили наши соотечественники», «Творцы отечественного оружия» и др. В каждой из этих тем есть проблема, т.е. вопрос, который предстоит решить учащимся. Конкретность же во всех случаях определяется ее содержанием, четкой структурой, логикой мысли, определенностью, суждений в раскрытии существа темы, с учетом уровня знаний учащихся, их интересов и потребностей, желаний, а также возможностей учителя.
Наиболее широко в практике работы образовательных учреждений различных видов и типов используются лекции и их циклы, которые имеют междисциплинарный характер, например: «Научно-технический прогресс и его влияние на развитие военного дела», «Военная наука о роли человека и техники в современной войне». «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность России на современном этапе», «Угрозы международного терроризма». Такие циклы позволяют, используя знания разных дисциплин, полнее осветить определенные проблемы, способствуют формированию у учащихся целостной картины предстоящей деятельности по созиданию и защите Отечества.
Важным элементом разработки лекции является правильная постановка целей (образовательных, воспитательных, развивающих). "Учителя не всегда умеют правильно поставить цель, а следовательно, не планируют определенный результат лекции. Цель при этом нередко путают с темой.
Цель— это те изменения в сознании личности учащихся, его знаниях, которых намерен достичь лектор. Это стержень лекции, им определяется отбор соответствующих средств его реализации. При определении целей лекции следует учитывать не только специфику и темы, но и характер аудитории.
Сформулировав цель лекции, следует приступить к составлению её плана. Он должен быть логичным и соответствовать содержанию, на которое указывает тема, фиксировать внимание на узловых вопросах.
В подобной лекции имеющей огромное патриотическое значение учитель может всесторонне показать, что именно наша страна уловила масштабность перемен, суммировала и обобщила результаты напряженных поисков многих людей и стран, свела их в единую систему взглядов, пронизанную идеей общечеловеческой солидарности, прав и свобод личности, заботой о мире, природной и духовной среде человека. Лекция позволяет широко ознакомить учащихся с достижениями внешней политики России в предотвращении войн и локальных конфликтов, ограничении вооружений, разоружении, урегулировании региональных конфликтов политическими средствами, в решении задач экономической безопасности, экологии, утверждении международного гуманитарного содружества и др.
Существенным моментом в подготовке к лекции являются подбор и обработка информации: теоретической, аналитической, оценочной, фактической, статистической. Ее источниками являются научные публикации, художественные произведения, журнальные и газетные статьи, разнообразные личные наблюдения и впечатления. Важнейшим источником содержания лекции являются специальные работы по проблеме патриотического воспитания.
Готовясь к выступлению, надо постепенно совершенствовать организацию подготовительного труда, навыки работы с книгой, чтение и конспектирование, умение ориентироваться в библиотечных каталогах, в справочном материале.
На этапе разработки лекции, читая литературу, важно не откладывать ее текстовое оформление. Здесь необходимо описать наиболее ценные факты, привести убедительные доказательства, выверить логику рассуждений, продумать иллюстрации, пояснения, отточить стиль лекции, добиться доступности, яркости, ясности изложения, политической заостренности.
Композиция, стиль, средства выразительности должны быть целесообразны, подчинены основному замыслу лекции, ее цели. В одном случае лекция может быть направлена на расширение знании, в другом— практических умений, в третьем — на формирование духовно-ценностных стимулов развития патриотического сознания личности: чувств, эмоций, убеждений. Естественно, что композиция, соотношение теоретического и фактического материала, аргументация, стать, методика создания ситуаций воздействия на личность в этих вариантах различны.
Опыт лекционной работы позволил выделить три типа таких ситуации:
информационные—углубляющие знания по вопросам воины и мира;
практические — формирующие опыт действий, поведения в условиях, требующих патриотической активности;
— духовно-ценностные— стимулирующие оценочное отношение учащихся к политике России, ее месту в глобальном мировом порядке, обеспечению безопасности страны.
Ситуации первого типа основаны на применении традиционных информационно-сообщающих методов, строгом фактологическом, «сухом» изложении фактов, выводов, рассчитанном на логическое, абстрактное их восприятие и осмысливание.
Ситуации второго типа требуют более сложной методики реализации и предполагают выполнения ряда педагогических требований: а) выделения фрагментов опыта патриотической деятельности (действий, умений, навыков, операций, отношений); б) разработки сценария лекции на основе программирования (расширение заданий, проблемно-логические вопросы, действия, ожидаемые результаты, критерии контроля деятельности учащихся).
Ситуации третьего типа требуют предварительного углубленного изучения отношения учащихся к проблемам войны и мира, к своей благородной обязанности защищать Родину как одного из самых ценных качеств человеческой личности (жизненные таны, место в них службы в рядах Вооруженных Сил России, отношение к военным профессиям, к себе как будущему воину и др.); необходимы анализ становления сложившегося опыта учащихся, их ценностных ориентации, отбор информации патриотического характера, связанной с военно-политическими проблемами, задачами, вписывающимися в жизненный опыт учащихся, применение методов идейно-эмоционального воздействия, направленных, в первую очередь, на достижение ответной положительной эмоциональной реакции слушателей.
Следующий этап работы над лекцией — речевое воплощение, окончательное языковое оформление речи. Это оформление заключается в уточнении отдельных мыслей (идей), подборке лексико-грамматических выражений мысли, замене отдельных конструкций, слов и т.д.
- Цели и задачи курса
- Сущность и содержание патриотизма
- Перечислить принципы пв и дать им характеристику.
- Субъекты и объекты патриотического воспитания.
- Основы организации по пв
- Правовые основы пв на современном этапе
- Система пв. Что включает система пв. Составляющие системы пв
- Модель системы пв в образовательных учреждениях
- Виды и что в себя включает обеспечение пв
- Содержание управления системой пв
- Организационные структуры, обеспечивающие управление процессом пв
- Критерии эффективности и оценка результативности пв
- Требования государственных программ пв граждан рф
- Направления пв
- Учет возрастных особенностей учащихся при организации пв
- Какими качествами должен обладать патриот современной России
- Патриотизм и гражданственность (общее и различия)
- Патриотическое сознание: сущность и его формирование
- Что в себя включает военно-патриотическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях
- Патриотическое воспитание молодежи. Исторический опыт и современность.
- Понятия «Родина», «Отечество», «народ», «герой», «подвиг», «патриот Отечества»
- Актуальность проблемы воспитания патриотизма граждан рф на современном этапе.
- Основные направления деятельности социального работника в сфере патриотического воспитания.
- Цели и задачи пв молодежи
- Как организуется массовая патриотическая работа в учреждении
- Основные задачи военно-патриотического воспитания молодежи
- Основные направления военно-патриотического воспитания молодежи
- Организация и проведение военно-патриотической работы.
- Особенности пв во внеурочной работе
- Особенности пв средствами музейной педагогики
- Формы и методы по пв
- Организация поисковой работы в образовательном учреждении
- Урок мужества как средство подготовки молодежи к служению Отечеству
- Памятные дни военной истории России
- Планирование патриотического воспитания
- Содержание плана пв учреждения
- Организация и проведение тематического вечера по героико-патриотической тематике
- Лекция как эффективная форма патриотического воспитания
- Организация и проведение конференции по патриотической тематике
- Пв методом проектов
- Организация и проведение военно-спортивных праздников
- Использование устного журнала в пв
- Правовая основа пв на современном этапе
- Педагогическое и методическое обеспечение функционирования системы пв
- Информационное обеспечение пв
- Цель и задачи, механизмы реализации Гос.Программы
- III. Механизм реализации Программы
- Концепция пв граждан рф, отражающая гос.Политику в области пв
- Есть такая профессия «Родину защищать»
- Герой-патриот нашего времени
- Урал – опорный край державы
- Проблемы организации пв молодежи
- Идеология пв в современный период: проблемы и пути решения
- Сформулируйте основные задачи соц.Педагога по пв учащихся
- Основные требования нормативно-правовых документов по организации и проведению пв
- Как реализовать принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей
- Что включает научно-теоретическое и информационное обеспечение пв?
- К чему может привести проявление национализма в России?