Урок мужества как средство подготовки молодежи к служению Отечеству
Среди наиболее распространенных и действенных средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе люби к Родине, российскому народу важное место занимают уроки мужества. В процессе их подготовки и проведения учитель используетет возможности для формирования ценной для общества предметно направленности мотивов познания — направленности на такие знания, формирование которых обогащает ведущие свойства в личности школьника, способствует развитию ее разносторонности, гармоничности, целостности.
В ходе подготовки и проведения уроков мужества учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа. Школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий - фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных на фронтах Великой Отечественной войны, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.
В процессе поисковой работы, предшествующей урокам мужества, у учащихся вырабатывается стремление к овладению рациональными приемами и способами самостоятельного познания. Учитель побуждает учащихся к сбору дополнительного материала, который после тщательного отбора используется на уроках мужества. Школьники записывают беседы с участниками исторических событий, просматривают соответствующую дополнительную литературу, сборники документов и воспоминаний, собирают вырезки из газет, фотодокументы, письма.
По мере накопления такой материал тщательно систематизируется, оформляется в виде альбомов, папок, стендов, экспозиций. При сборе документов и боевых реликвий учитель стремится к тому, чтобы этот богатейший, социально ценный для воспитания учащихся материал осмысливался школьниками, добивается глубокого понимание того, что духовность, идейная убежденность и преданность Родине помогли нашему народу в смертельной схватке с фашизмом совершить подвиг, равного которому не знала история человечества.
В результате поисковой работы обогащается опыт сбора воспоминаний, документов; развиваются навыки работы с научной литературой, архивными источниками; появляется умение наблюдать и анализировать свои наблюдения.
На уроках мужества дополнительный материал используется как учителем, так и учащимися, которые делают доклады и сообщения о героях борьбы с фашизмом, об участниках Сталинградской битвы, о ратной и трудовой славе российского народа.
Проводимая поисковая работа способствует росту сознания учащихся — школьникам становятся более близкими и понятными патриотические подвиги российских людей, освободительная миссия Российской Армии, интернациональная помощь народам других стран. Создаваемые в результате активной поисковой работы учащихся школьные музеи боевой славы становятся действенным центром патриотического воспитания школьников, центром развития их общественной активности. Учащиеся шефствуют над ветеранами войны, выступают в роли организаторов экскурсий (сами выступают в роли экскурсоводов), участвуют в подготовке и проведении конференций, викторин и устных журналов на патриотические темы.
При подготовке уроков мужества учитель обеспечивает общественно ценные мотивы познания и поведения учащихся как в плане их предметной направленности, так и с точки зрения социально-поведенческого аспекта. Содержание поисковой работы способствует формированию у школьников гуманистических мотивов гражданского патриотического долга и ответственности, У учащихся формируются опыт служения Отечеству, готовность к защите Родины — к выполнению одной из основных социальных функций российского человека Учитель воспитывает у учащихся активное патриотическое отношение к Родине, стремление к активности в патриотической деятельности.
Таким образом, возникнув как конкретное средство патриотического воспитания, содержание уроков мужества и сопутствующей им поисковой работы постепенно обогащается путем расширения воспитательных задач, которые ставят перед собой ее участники, усиливается направленность на формирование целостной личности.
Чтобы подготовка и проведение урока мужества лучше выполняли свои обобщенные функции (формирование разносторонности и стержневых свойств личности учащегося), учителю необходимо иметь в виду не только воспитывающие, стимулирующие возможности содержания знаний и поисковой деятельности. Он должен иметь четки представления о структуре учебно-воспитательного процесса, ypоков мужества, порождающей обобщенные функции формирования всесторонне развитой личности.
Логика учебно-воспитательного процесса должна соответствовать логике развития личности в целом и формируемого качества в частности. В структуре учебно-воспитательного процесса выделяют стадии, этапы и более конкретные «единицы» (урок, внеклассное питательное мероприятие), которые обеспечивают рост формируемого качества (мотивации познания, деятельности и поведения) до уровня, который определяется единством личностных, коллективных, общественных и государственных интересов.
Структуру урока мужества как целостной «единицы» учебновоспитательного процесса учитель рассматривает как последовательную смену педагогический ситуаций. Каждая педагогическая ситуация представляет собой часть динамической структуры учебновоспитательного процесса, и это не любой его произвольно выделенный «кусок», а прежде всего процесс, имеющий внутреннюю целостность и самостоятельность, причем в результате проявляется качественно новое личностное образование.
Учебно-воспитательная ситуация представляет собой единство содержательных и деятельностных характеристик, диалектическое взаимодействие педагогов, приглашенных ветеранов и учащихся. Иными словами, ситуация превращается в событие различных поколений в континууме «здесь и теперь». Учитель-воспитатель ставит как общие цели для урока мужества в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. В этих целях проектируется актуализация формируемого качества (побуждений к познанию) в единстве со стержневыми свойствами личности школьника. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества в контексте всестороннего развития личности.
Для полного понимания учителем такой структуры ниже приводим пример построения конкретного урока мужества.
- Цели и задачи курса
- Сущность и содержание патриотизма
- Перечислить принципы пв и дать им характеристику.
- Субъекты и объекты патриотического воспитания.
- Основы организации по пв
- Правовые основы пв на современном этапе
- Система пв. Что включает система пв. Составляющие системы пв
- Модель системы пв в образовательных учреждениях
- Виды и что в себя включает обеспечение пв
- Содержание управления системой пв
- Организационные структуры, обеспечивающие управление процессом пв
- Критерии эффективности и оценка результативности пв
- Требования государственных программ пв граждан рф
- Направления пв
- Учет возрастных особенностей учащихся при организации пв
- Какими качествами должен обладать патриот современной России
- Патриотизм и гражданственность (общее и различия)
- Патриотическое сознание: сущность и его формирование
- Что в себя включает военно-патриотическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях
- Патриотическое воспитание молодежи. Исторический опыт и современность.
- Понятия «Родина», «Отечество», «народ», «герой», «подвиг», «патриот Отечества»
- Актуальность проблемы воспитания патриотизма граждан рф на современном этапе.
- Основные направления деятельности социального работника в сфере патриотического воспитания.
- Цели и задачи пв молодежи
- Как организуется массовая патриотическая работа в учреждении
- Основные задачи военно-патриотического воспитания молодежи
- Основные направления военно-патриотического воспитания молодежи
- Организация и проведение военно-патриотической работы.
- Особенности пв во внеурочной работе
- Особенности пв средствами музейной педагогики
- Формы и методы по пв
- Организация поисковой работы в образовательном учреждении
- Урок мужества как средство подготовки молодежи к служению Отечеству
- Памятные дни военной истории России
- Планирование патриотического воспитания
- Содержание плана пв учреждения
- Организация и проведение тематического вечера по героико-патриотической тематике
- Лекция как эффективная форма патриотического воспитания
- Организация и проведение конференции по патриотической тематике
- Пв методом проектов
- Организация и проведение военно-спортивных праздников
- Использование устного журнала в пв
- Правовая основа пв на современном этапе
- Педагогическое и методическое обеспечение функционирования системы пв
- Информационное обеспечение пв
- Цель и задачи, механизмы реализации Гос.Программы
- III. Механизм реализации Программы
- Концепция пв граждан рф, отражающая гос.Политику в области пв
- Есть такая профессия «Родину защищать»
- Герой-патриот нашего времени
- Урал – опорный край державы
- Проблемы организации пв молодежи
- Идеология пв в современный период: проблемы и пути решения
- Сформулируйте основные задачи соц.Педагога по пв учащихся
- Основные требования нормативно-правовых документов по организации и проведению пв
- Как реализовать принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей
- Что включает научно-теоретическое и информационное обеспечение пв?
- К чему может привести проявление национализма в России?