logo
PV

Урок мужества как средство подготовки молодежи к служению Отечеству

Среди наиболее распространенных и действенных средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе люби к Родине, российскому народу важное место занимают уроки мужества. В процессе их подготовки и проведения учитель используетет возможности для формирования ценной для общества предметно направленности мотивов познания — направленности на такие знания, формирование которых обогащает ведущие свойства в личности школьника, способствует развитию ее разносторонности, гармонично­сти, целостности.

В ходе подготовки и проведения уроков мужества учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа. Школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Ве­ликой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетеля­ми исторических событий - фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги рос­сийских воинов, проявленных на фронтах Великой Отечественной войны, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у рос­сийских людей. Это способствует становлению правильных мировоз­зренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

В процессе поисковой работы, предшествующей урокам муже­ства, у учащихся вырабатывается стремление к овладению рациональ­ными приемами и способами самостоятельного познания. Учитель побуждает учащихся к сбору дополнительного материала, который после тщательного отбора используется на уроках мужества. Школь­ники записывают беседы с участниками исторических событий, про­сматривают соответствующую дополнительную литературу, сборники документов и воспоминаний, собирают вырезки из газет, фотодоку­менты, письма.

По мере накопления такой материал тщательно систематизируется, оформляется в виде альбомов, папок, стендов, экспозиций. При сборе документов и боевых реликвий учитель стремится к тому, чтобы этот богатейший, социально ценный для воспитания учащихся материал осмысливался школьниками, добивается глубокого понима­ние того, что духовность, идейная убежденность и преданность Родине помогли нашему народу в смертельной схватке с фашизмом совершить подвиг, равного которому не знала история человечества.

В результате поисковой работы обогащается опыт сбора воспоминаний, документов; развиваются навыки работы с научной литературой, архивными источниками; появляется умение наблюдать и анализировать свои наблюдения.

На уроках мужества дополнительный материал используется как учителем, так и учащимися, которые делают доклады и сообщения о героях борьбы с фашизмом, об участниках Сталинградской битвы, о ратной и трудовой славе российского народа.

Проводимая поисковая работа способствует росту сознания уча­щихся — школьникам становятся более близкими и понятными пат­риотические подвиги российских людей, освободительная миссия Российской Армии, интернациональная помощь народам других стран. Создаваемые в результате активной поисковой работы учащих­ся школьные музеи боевой славы становятся действенным центром патриотического воспитания школьников, центром развития их об­щественной активности. Учащиеся шефствуют над ветеранами войны, выступают в роли организаторов экскурсий (сами выступают в роли экскурсоводов), участвуют в подготовке и проведении конференций, викторин и устных журналов на патриотические темы.

При подготовке уроков мужества учитель обеспечивает общест­венно ценные мотивы познания и поведения учащихся как в плане их предметной направленности, так и с точки зрения социально-поведенческого аспекта. Содержание поисковой работы способствует формированию у школьников гуманистических мотивов гражданского патриотического долга и ответственности, У учащихся формируются опыт служения Отечеству, готовность к защите Родины — к выполне­нию одной из основных социальных функций российского человека Учитель воспитывает у учащихся активное патриотическое отношение к Родине, стремление к активности в патриотической деятельности.

Таким образом, возникнув как конкретное средство патриотиче­ского воспитания, содержание уроков мужества и сопутствующей им поисковой работы постепенно обогащается путем расширения воспи­тательных задач, которые ставят перед собой ее участники, усилива­ется направленность на формирование целостной личности.

Чтобы подготовка и проведение урока мужества лучше выпол­няли свои обобщенные функции (формирование разносторонности и стержневых свойств личности учащегося), учителю необходимо иметь в виду не только воспитывающие, стимулирующие возможности содержания знаний и поисковой деятельности. Он должен иметь четки представления о структуре учебно-воспитательного процесса, ypоков мужества, порождающей обобщенные функции формирования всесторонне развитой личности.

Логика учебно-воспитательного процесса должна соответствовать логике развития личности в целом и формируемого качества в частности. В структуре учебно-воспитательного процесса выделяют стадии, этапы и более конкретные «единицы» (урок, внеклассное питательное мероприятие), которые обеспечивают рост формируемого качества (мотивации познания, деятельности и поведения) до уровня, который определяется единством личностных, коллективных, общест­венных и государственных интересов.

Структуру урока мужества как целостной «единицы» учебновоспитательного процесса учитель рассматривает как последовательную смену педагогический ситуаций. Каждая педагогическая ситуа­ция представляет собой часть динамической структуры учебновоспитательного процесса, и это не любой его произвольно выделенный «кусок», а прежде всего процесс, имеющий внутреннюю целостность и самостоятельность, причем в результате проявляется качественно новое личностное образование.

Учебно-воспитательная ситуация представляет собой единство содержательных и деятельностных характеристик, диалектическое взаимодействие педагогов, приглашенных ветеранов и учащихся. Иными словами, ситуация превращается в событие различных поко­лений в континууме «здесь и теперь». Учитель-воспитатель ставит как общие цели для урока мужества в целом, так и цели каждой учеб­но-воспитательной ситуации. В этих целях проектируется актуализация формируемого качества (побуждений к познанию) в един­стве со стержневыми свойствами личности школьника. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества в контексте всестороннего развития личности.

Для полного понимания учителем такой структуры ниже приво­дим пример построения конкретного урока мужества.