logo
PV

Планирование патриотического воспитания

Приступая к планированию, не следует забывать, что конечный результат нашей работы — сформированный опыт служения Отечест­ву, основанный на чувстве Родины, деятельной любви к ней и готов­ности в случае необходимости беззаветно ее созидать и защищать. Поэтому любая попытка планирования работы по патриотическому воспитанию отдельно, в отрыве от плана работы школы в целом не­минуемо будет вести к ограниченности и утилитарности плана, к его неполноценности и несовершенству.

Несмотря на многообразие направлений педагогического проектирования и форм планирования патриотического воспитания, приме­няемых в практике, можно выделить общие недостатки, которые при­сущи большинству планов.

Обилие направлений приводит к значительным трудностям в выборе и организации форм и методов воспитательной работы, вносит элементы беспорядочности и значительно усложняет процесс плани­рования. Зачастую мероприятия планируются без учета особенностей возрастных этапов развития личности и задач, решаемых на каждом из них. Спланированы они лишь в хронологическом, тематическом по­рядке, связи между ними чаще всего носят внешний характер. Многие планы работы школ и их подразделений грешат императивностью: «достичь», «обеспечить», «организовать», «совершенствовать» и т.д., в результате чего план превращается в сборник благих намерений. Планирование осуществляется без учета достигнутого уровня сформированности качеств личности учащихся, не опирается на анализ достигнутого, в результате чего планирование идет не «от ученика», а «от мероприятия». Планы представляют собою безадресный набор традиционных, повторяющихся из года в год мероприятий. Неслучай­но планы различных школ, даже в разных регионах, очень похожи друг на друга. Работа по патриотическому воспитанию планируется вне связи с работой по другим направлениям воспитания, в отрыве от неё, в результате чего патриотическое воспитание искусственно вы­числяется из общего содержания воспитания и как бы обособляется. Из планов работы практически выпадает главное звено — воспитание чувства Родины, формирование общественно активной личности, ее гражданской жизненной позиции, в результате чего план приобретает ограниченный, утилитарный характер, а крут участников осуществле­ния патриотического воспитания неоправданно сужается.

Таким образом, можно отметить, что планирование патриотиче­ской работы в учреждениях образования не получило научно обосно­ванной базы, поскольку отсутствует четкое определение его общих (в перспективе) и конкретных (применительно к каждому возрастному этапу) воспитательных целей и задач их реализации.

Происходит это по двум причинам. Во-первых, сказываются недопонимание руководителями школ сущности патриотического воспитания, нечеткость теоретических представлений о нем. Во-вторых, планирование работы во многих школах стало прерогативой преподавателей ОБЖ, а они, в силу своего должностного положения, не могут охватить весь процесс патриотического воспитания в целом, в результате чего ограничиваются узкоутилитарным подходом к пла­нированию. При анализе работы на основании подобных планов скла­дывается картина процесса патриотического воспитания, которая не выражает его системной, целостной природы.

В планах, как правило, широко представлены мероприятия, ис­торически зарекомендовавшие себя положительно, формы, где «гово­рится» о защите Отечества. Эстетическое «звучание» мероприятий, их яркие названия нередко создают иллюзию высокой результативности этой работы. В действительности анализ практики показывает на от­сутствие таковой. Здесь забывается, что основным «строительным ма­териалом» формирования личности, по определению С.Л. Рубинштейна, являются не мероприятия, а те психические со­стояния, которые пробуждаются благодаря участию в них. Систем­ность и комплексность, ставшие необходимыми методологическими требованиями современной науки и практики, недостаточно проявля­ются в организации патриотического воспитания учащихся. Это также свидетельствует о том, что в организации патриотического воспита­ния чаще всего преобладает «педагогика здравого смысла», а не твор­ческое применение достижений передовой науки и практики.

Во многом это обусловлено тем, что выбор организационных форм патриотического воспитания осуществлялся:

1) исходя из количественного состава участников (фрон­тальные или массовые патриотические объединения, групповые или кружковые, а также индивидуальные виды занятии);

2) в зависимости от характера участия детей и подростков в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядно- иллюстративные, поисково-исследовательские):

3) с точки зрения основных направлении патриотического воспитания (формы духовной, правовой, морально-психологической, военно-прикладной, физической подготовки).

Соглашаясь с этими требованиями к выбору мероприятий, мы вместе с тем считаем, что время выдвигает и другие.

Качественно новыми требованиями к организации воспитания опыта служения Отечеству в пространстве патриотически ориентиро­ванного образования являются:

— постоянное повышение патриотической активности и ро­ли самих учащихся, приобщение их к самовоспитанию качеств лично­сти, необходимых будущим созидателям и защитникам Отечества;

Анализ реального состояния этой работы приводит нас к выво­дам о причинах такого положения. Наиболее распространенными, ставшими типичными пробелами в планировании и организации рабо­ты по патриотическому воспитанию являются:

1) недостаточная опора на современные разработки целостной теории патриотического воспитания учащейся молодежи;

2) бессистемность организации, отрыв от учебного процесса, акцентирование внимания на отдельных, ставших привычными фор­мах воспитательной работы;

3) отсутствие разнообразных форм связи с жизнью и бытом Вооруженных Сил России, ветеранов войны и труда;

4) недостаточное внимание к осуществлению задач патрио­тического воспитания со стороны отдельных учителей, общественных организаций школы, учреждений культуры, здравоохранения, в целом стороны муниципальных органов власти и т.д.;

5) недостаточная теоретическая и методическая подготовка кадров и актива органов ученического самоуправления;

6) нехватка педагогических кадров, подготовленных к органи­зации процесса патриотического воспитания, слабая учебно-материальная база, недооценка внешкольных факторов патриотиче­ского развития личности (военно-спортивные объединения, традиции семьи, поведение взрослых, микроокружение и т.д.);

7) отсутствие научно обоснованных программ, подпрограмм, Моделей подготовки молодежи к служению Отечеству, рекомендаций по выбору наиболее эффективных форм, методов и средств патриоти­ческого воспитания с учетом новых достижений теории воспитания и передовой практики, педагогической психологии о формировании у учащихся различных возрастных групп опыта служения Отечеству.

Анализ причин сложившегося состояния практики позволяет вы­явить и наметить следующие условия воспитания опыта служения Оте­честву в пространстве патриотически ориентированного образования:

  1. определение специфики, этапов, критериев патриотического воспитания во внеучебное время, его связь с учебным процессом;

  2. выработка научно обоснованной программы и способов орга­низации патриотического воспитания учащихся как целостной системы;

  3. создание соответствующей организационной структуры, материального, кадрового, методического обеспечения на основе ор­ганизации постоянных и временных систем управления, совершенст­вования взаимодействия муниципальных органов, административных, общественных организаций и их органов, способных реализовать це­левые установки и задачи проектно-программного обеспечения пат­риотического воспитания.