Планирование патриотического воспитания
Приступая к планированию, не следует забывать, что конечный результат нашей работы — сформированный опыт служения Отечеству, основанный на чувстве Родины, деятельной любви к ней и готовности в случае необходимости беззаветно ее созидать и защищать. Поэтому любая попытка планирования работы по патриотическому воспитанию отдельно, в отрыве от плана работы школы в целом неминуемо будет вести к ограниченности и утилитарности плана, к его неполноценности и несовершенству.
Несмотря на многообразие направлений педагогического проектирования и форм планирования патриотического воспитания, применяемых в практике, можно выделить общие недостатки, которые присущи большинству планов.
Обилие направлений приводит к значительным трудностям в выборе и организации форм и методов воспитательной работы, вносит элементы беспорядочности и значительно усложняет процесс планирования. Зачастую мероприятия планируются без учета особенностей возрастных этапов развития личности и задач, решаемых на каждом из них. Спланированы они лишь в хронологическом, тематическом порядке, связи между ними чаще всего носят внешний характер. Многие планы работы школ и их подразделений грешат императивностью: «достичь», «обеспечить», «организовать», «совершенствовать» и т.д., в результате чего план превращается в сборник благих намерений. Планирование осуществляется без учета достигнутого уровня сформированности качеств личности учащихся, не опирается на анализ достигнутого, в результате чего планирование идет не «от ученика», а «от мероприятия». Планы представляют собою безадресный набор традиционных, повторяющихся из года в год мероприятий. Неслучайно планы различных школ, даже в разных регионах, очень похожи друг на друга. Работа по патриотическому воспитанию планируется вне связи с работой по другим направлениям воспитания, в отрыве от неё, в результате чего патриотическое воспитание искусственно вычисляется из общего содержания воспитания и как бы обособляется. Из планов работы практически выпадает главное звено — воспитание чувства Родины, формирование общественно активной личности, ее гражданской жизненной позиции, в результате чего план приобретает ограниченный, утилитарный характер, а крут участников осуществления патриотического воспитания неоправданно сужается.
Таким образом, можно отметить, что планирование патриотической работы в учреждениях образования не получило научно обоснованной базы, поскольку отсутствует четкое определение его общих (в перспективе) и конкретных (применительно к каждому возрастному этапу) воспитательных целей и задач их реализации.
Происходит это по двум причинам. Во-первых, сказываются недопонимание руководителями школ сущности патриотического воспитания, нечеткость теоретических представлений о нем. Во-вторых, планирование работы во многих школах стало прерогативой преподавателей ОБЖ, а они, в силу своего должностного положения, не могут охватить весь процесс патриотического воспитания в целом, в результате чего ограничиваются узкоутилитарным подходом к планированию. При анализе работы на основании подобных планов складывается картина процесса патриотического воспитания, которая не выражает его системной, целостной природы.
В планах, как правило, широко представлены мероприятия, исторически зарекомендовавшие себя положительно, формы, где «говорится» о защите Отечества. Эстетическое «звучание» мероприятий, их яркие названия нередко создают иллюзию высокой результативности этой работы. В действительности анализ практики показывает на отсутствие таковой. Здесь забывается, что основным «строительным материалом» формирования личности, по определению С.Л. Рубинштейна, являются не мероприятия, а те психические состояния, которые пробуждаются благодаря участию в них. Системность и комплексность, ставшие необходимыми методологическими требованиями современной науки и практики, недостаточно проявляются в организации патриотического воспитания учащихся. Это также свидетельствует о том, что в организации патриотического воспитания чаще всего преобладает «педагогика здравого смысла», а не творческое применение достижений передовой науки и практики.
Во многом это обусловлено тем, что выбор организационных форм патриотического воспитания осуществлялся:
1) исходя из количественного состава участников (фронтальные или массовые патриотические объединения, групповые или кружковые, а также индивидуальные виды занятии);
2) в зависимости от характера участия детей и подростков в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядно- иллюстративные, поисково-исследовательские):
3) с точки зрения основных направлении патриотического воспитания (формы духовной, правовой, морально-психологической, военно-прикладной, физической подготовки).
Соглашаясь с этими требованиями к выбору мероприятий, мы вместе с тем считаем, что время выдвигает и другие.
Качественно новыми требованиями к организации воспитания опыта служения Отечеству в пространстве патриотически ориентированного образования являются:
единый системный, целостный подход администрации, учителей школ, актива общественных организаций, коллективов учреждений дополнительного образования в понимании целей, методов, средств патриотической работы;
строгий учет преемственности воспитания на различных этапах патриотического развития личности и дифференциация методов и средств воспитательного воздействия;
— постоянное повышение патриотической активности и роли самих учащихся, приобщение их к самовоспитанию качеств личности, необходимых будущим созидателям и защитникам Отечества;
учет объективных условий образовательного учреждения, систематическое изучение личности учащегося и коллектива, для которых могут быть использованы изложенные выше положения о готовности к служению Отечеству и критерии эффективности процесса формирования данного опыта;
методическое обеспечение деятельности администрации, учителей, классных руководителей школ, общественных организаций, коллективов учреждений дополнительного образования (задача чаще -сего решается на уровне личной инициативы и опыта энтузиастов).
Анализ реального состояния этой работы приводит нас к выводам о причинах такого положения. Наиболее распространенными, ставшими типичными пробелами в планировании и организации работы по патриотическому воспитанию являются:
1) недостаточная опора на современные разработки целостной теории патриотического воспитания учащейся молодежи;
2) бессистемность организации, отрыв от учебного процесса, акцентирование внимания на отдельных, ставших привычными формах воспитательной работы;
3) отсутствие разнообразных форм связи с жизнью и бытом Вооруженных Сил России, ветеранов войны и труда;
4) недостаточное внимание к осуществлению задач патриотического воспитания со стороны отдельных учителей, общественных организаций школы, учреждений культуры, здравоохранения, в целом стороны муниципальных органов власти и т.д.;
5) недостаточная теоретическая и методическая подготовка кадров и актива органов ученического самоуправления;
6) нехватка педагогических кадров, подготовленных к организации процесса патриотического воспитания, слабая учебно-материальная база, недооценка внешкольных факторов патриотического развития личности (военно-спортивные объединения, традиции семьи, поведение взрослых, микроокружение и т.д.);
7) отсутствие научно обоснованных программ, подпрограмм, Моделей подготовки молодежи к служению Отечеству, рекомендаций по выбору наиболее эффективных форм, методов и средств патриотического воспитания с учетом новых достижений теории воспитания и передовой практики, педагогической психологии о формировании у учащихся различных возрастных групп опыта служения Отечеству.
Анализ причин сложившегося состояния практики позволяет выявить и наметить следующие условия воспитания опыта служения Отечеству в пространстве патриотически ориентированного образования:
определение специфики, этапов, критериев патриотического воспитания во внеучебное время, его связь с учебным процессом;
выработка научно обоснованной программы и способов организации патриотического воспитания учащихся как целостной системы;
создание соответствующей организационной структуры, материального, кадрового, методического обеспечения на основе организации постоянных и временных систем управления, совершенствования взаимодействия муниципальных органов, административных, общественных организаций и их органов, способных реализовать целевые установки и задачи проектно-программного обеспечения патриотического воспитания.
- Цели и задачи курса
- Сущность и содержание патриотизма
- Перечислить принципы пв и дать им характеристику.
- Субъекты и объекты патриотического воспитания.
- Основы организации по пв
- Правовые основы пв на современном этапе
- Система пв. Что включает система пв. Составляющие системы пв
- Модель системы пв в образовательных учреждениях
- Виды и что в себя включает обеспечение пв
- Содержание управления системой пв
- Организационные структуры, обеспечивающие управление процессом пв
- Критерии эффективности и оценка результативности пв
- Требования государственных программ пв граждан рф
- Направления пв
- Учет возрастных особенностей учащихся при организации пв
- Какими качествами должен обладать патриот современной России
- Патриотизм и гражданственность (общее и различия)
- Патриотическое сознание: сущность и его формирование
- Что в себя включает военно-патриотическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях
- Патриотическое воспитание молодежи. Исторический опыт и современность.
- Понятия «Родина», «Отечество», «народ», «герой», «подвиг», «патриот Отечества»
- Актуальность проблемы воспитания патриотизма граждан рф на современном этапе.
- Основные направления деятельности социального работника в сфере патриотического воспитания.
- Цели и задачи пв молодежи
- Как организуется массовая патриотическая работа в учреждении
- Основные задачи военно-патриотического воспитания молодежи
- Основные направления военно-патриотического воспитания молодежи
- Организация и проведение военно-патриотической работы.
- Особенности пв во внеурочной работе
- Особенности пв средствами музейной педагогики
- Формы и методы по пв
- Организация поисковой работы в образовательном учреждении
- Урок мужества как средство подготовки молодежи к служению Отечеству
- Памятные дни военной истории России
- Планирование патриотического воспитания
- Содержание плана пв учреждения
- Организация и проведение тематического вечера по героико-патриотической тематике
- Лекция как эффективная форма патриотического воспитания
- Организация и проведение конференции по патриотической тематике
- Пв методом проектов
- Организация и проведение военно-спортивных праздников
- Использование устного журнала в пв
- Правовая основа пв на современном этапе
- Педагогическое и методическое обеспечение функционирования системы пв
- Информационное обеспечение пв
- Цель и задачи, механизмы реализации Гос.Программы
- III. Механизм реализации Программы
- Концепция пв граждан рф, отражающая гос.Политику в области пв
- Есть такая профессия «Родину защищать»
- Герой-патриот нашего времени
- Урал – опорный край державы
- Проблемы организации пв молодежи
- Идеология пв в современный период: проблемы и пути решения
- Сформулируйте основные задачи соц.Педагога по пв учащихся
- Основные требования нормативно-правовых документов по организации и проведению пв
- Как реализовать принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей
- Что включает научно-теоретическое и информационное обеспечение пв?
- К чему может привести проявление национализма в России?