logo search
10

4. Педагогические функции афк (краткая характеристика).

К педагогическим функциям адаптивного физического воспитания относятся: учебно-познавательная, развивающая, коррекционная, профессионально-подготовительная и воспитательная. Все функции взаимосвязаны между собой. Учебно-познавательная. Разнообразные двигательные действия человек осваивает в течение всей жизни. В физическом воспитании этот процесс достигается рациональным построением обучения соответственно закономерностям формирования знаний, двигательных умений и навыков. Осуществляется последовательный переход от знаний и представлений о двигательном действии к умению его выполнять, а затем от умения к навыку. Для человека, имеющего ограниченные возможности навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом. Интеллектуализация физического образован6ия ярче всего проявляется в межпредметных связях, когда двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, состоящих из ролевых подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, облегчают освоение элементарных представлений о математике, физике, и др. науках. ^ Развивающая функция. Естественный процесс физического развития это изменение морфофункциональных свойств организма в онтогенезе. Он происходит независимо от человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Однако, физическое развитие ребёнка-инвалида зависит не только от физического воспитания, но и от социальных и биологических факторов ( степени основного нарушения, сопутствующих заболеваний и др.). Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием на 1-3 года от сверстников и дефектами двигательной сферы. Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств. Для инвалида развитие координационных способностей имеет первостепенное значение. ^ Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в АФК направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, профилактику вторичных отклонений у аномальных детей. Коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами АФВ на основе дифференцированного и индивидуального подхода. ^ Профессионально-подготовительная функция. АФВ выполняет очень важную функцию – подготовка инвалида к будущей профессиональной деятельности. Актуальность этой функции обусловлена тем, что после окончания учебного заведения перед инвалидом встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самореализации, психической готовности к интеграции в общество. Эта функция предполагает решение следующих задач: 1. коррекция основного дефекта за счёт использования сохранных возможностей. 2. совершенствование и тренировку отстающих в развитии профессионально значимых функций. 3. развитие профессиональных интересов и склонностей в соответствии с возможностями организма, создание устойчивых социальных и профессиональных установок. ^ Воспитательная функция. Процесс АФК несомненно влияет на развитие личности человека, формируя определённое отношение к себе, окружающим, ценностные ориентации, потребности и т.д. На воспитание личности ребёнка оказывает влияние среда, семья, учителя, друзья и др. АФК способствует самовоспитанию ребёнка. Самовоспитание включает: самоанализ и самонаблюдение; самоконтроль и самооценку; самообразование и самопознание; а также саморегуляцию.