14. Отбор персонала при приеме на работу.
Когда разработан план функционирования фирмы, составной частью которого является план трудовых ресурсов, наступает время для выполнения важнейшей работы менеджера — подбора персонала. Суть этого процесса состоит в том, чтобы с учетом требований к кандидату на имеющуюся вакансию привлечь более или менее подходящих квалифицированных работников для последующей их оценки и приема на работу. Значимость этой работы очевидна. Вместе с тем в преобладающем большинстве случаев работника подбирают по интуиции, по совету знакомых, по направлению бюро по трудоустройству и занятости, по внешним признакам, используя метод «проб и ошибок» (слабый работник, как правило, «зависает» в организации и очень сложно в последующем от него избавиться).
Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на плечи менеджера по кадрам. Процесс подбора кадров столь же сложен и точен, как и любая другая управленческая работа. На этом этапе особенно важно полно и правильно определить и разъяснить претенденту суть будущей работы, иначе можно потратить много времени на прием и беседы с людьми, не имеющими нужной квалификации. Менеджер должен четко представлять, кого нужно продвигать по службе, перемещать или увольнять, а кого принять по новому набору и т.д.
Качественный аспект процесса набора состоит в том, чтобы найти кандидатов, имеющих необходимую для ра боты квалификацию. Здесь важно дать полную характеристику наличия свободных мест. Можно использовать следующую схему объявления о наличии свободных мест. Значимость правильного решения данной проблемы связана с высокой стоимостью кадров (рабочей силы), поэтому в первую очередь необходимо определить, нужен фирме данный человек или нет. Намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца он заявит о своем уходе). Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при подборе кадров, оказывают различные источники информации. Предложенные источники информации при отборе персонала можно дополнить разными формулярами и картами, в которых чаще всего отражается квалификация работников. В карте, например, представляются основные требования, предъявляемые к работнику, которые могут оцениваться количественно. Такой подход позволяет выявить, насколько параметры нового работника подходят для данного места.
В первую очередь, объективными критериями соответствия кандидата имеющейся вакансии. Организация должна детально и письменно сформулировать требования, предъявляемые к кандидату: пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, необходимые знания и навыки (например, иностранный язык, компьютер, вождение автомобиля и т.д.). Эти критерии должны, во-первых, реально и строго соответствовать требованиям должности (профессионально важные деловые и личные качества, знания и умения, должностные права и обязанности); во-вторых, включать ВСЕ ключевые характеристики, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей; в-третьих, отбор на основе этих критериев должен давать надежные, а не случайные результаты; (часто не вполне оправданно ограничивают возраст, пол, уровень владения определенными навыками и теряют более достойных). Степень соответствия должна быть оценена качественно (в каждой характеристике должна быть отмечена и описана индивидуальная особенность данного человека).
Часто работодатели и работники кадровых служб не утруждают себя выработкой таких строгих критериев и полагаются на свои субъективные впечатления. Такие неопределенные критерии, как правило, приводят к ошибкам в оценке кандидатов.
Типичные ошибки в оценке соискателей на должность:
СТЕРЕОТИПНОСТЬ восприятия людей - стремление сравнивать кандидата со сложившимся в сознании образцом, идеалом. Например, люди с высоким лбом, лысые, в очках кажутся значительно умнее волосатых и без очков.
ПОСПЕШНОСТЬ суждений - быстрота формирования первого впечатления о незнакомом человеке, нежелание пересматривать свое первоначальное мнение.
УСТАНОВКА или предубеждения - искажение объективной оценки человека под влиянием предварительной информации о нем. Например, хорошее или неудачное резюме, заочная характеристика заранее предопределит отношение к кандидату.
КОНТРАСТНОСТЬ восприятия - следующий кандидат сравнивается с предыдущим: после слабого кандидата любой кажется лучше, а после сильного - хуже, чем есть на самом деле. Очень часто решающими критериями отбора является честность, порядочность и преданность фирме. Работник со средними способностями, готовый отдать все силы фирме и нацеленный на постоянную работу, скорее получит должность, чем классный специалист, готовый в любую минуту переметнуться в поисках больших личных выгод. Другим важным критерием отбора следует назвать уровень заинтересованности кандидата в высоких личных достижениях на благо фирмы, высокой мотивации его труда.
Наиболее часто встречающиеся причины отказов в практике кадровых служб: стремление показать свое превосходство, манеры всезнайки, отсутствие плана личной карьеры, четко сформулированных целей, неуверенность в себе, скованность поведения и неискренность, заинтересованность только в высокой зарплате, высокий уровень притязания по должности и зарплате, нежелание начинать с низких должностей, постоянные самооправдания, обвинения в собственных неудачах других людей, стремление получить только временную работу, мрачность настроения, отсутствие чувства юмора.
- 1. Мировые туристские ресурсы.
- 7. Рекреационный и туристский районы: понятия и основные признаки.
- 8. География познавательного и развлекательного туризма
- 9.Приключенческий и экзотический туризм.
- 4. Классы обслуживания и группы клиентов.
- 2. Понятие и виды деятельности туроператора и турагента.
- 3.Создание туристского продукта.
- 6. Поставщики услуг.
- 10. Технология формирования тура
- 11. Технология доставки туристского продукта потребителю туристских услуг.
- 12. Формирование сбытовой сети
- 13. Агентское соглашение
- 14.Основные виды страхования.
- 15. Виза и визовый запрос. Виды виз.
- 16. Имущественное страхование туристов.
- 18. Процедура таможенного контроля.
- 19. Технология обслуживания клиентов туристической фирмы.
- 20. Технология продвижения и стимулирования продаж.
- 1. Основные понятия менеджмента.
- 2. Система менеджмента в туризме.
- 3. Особенности менеджмента, функции менеджмента.
- 4. Характеристика функций менеджмента в туризме.
- 5. Принципы менеджмента, классические принципы.
- 6. Факторы роста прибыли, перспективный анализ туристской организации.
- 7. Принципы менеджмента в туризме.
- 8. Стратегический менеджмент в туризме.
- 9. Методы менеджмента в туризме.
- 10. Управление персоналом в туризме.
- 11. Функции и задачи менеджера по персоналу.
- 12. Теория управления персоналом.
- 13. Методы планирования потребности в персонале.
- 14. Отбор персонала при приеме на работу.
- 15. Оформление трудовых документов.
- 16. Цели и задачи экскурсионного менеджмента.
- 17. Стратегия и практика управления туркомплексом по обеспечению гостеприимства.
- 18. Менеджмент анимации, виды анимации в туристском обслуживании.
- 19. Социально-психологические особенности туристской деятельности – правила делового общения с клиентами.
- 20. Теоретические основы инновационного менеджмента.
- 21. Концепция и принципы проектного управления.
- 22. Инновации в туристской деятельности.
- 1. Современное состояние и особенности развития внутреннего туризма а рф.
- 2. Тенденции и перспективы развития туризма в России.
- 3. Организация внутреннего туризма Северо-Западном регионе. Комплексная характеристи туристского района.
- 4.Характеристика туристских ресурсов и особенности организации внутреннего туризма в Северо-Западном регионе(Ленинградская и Калининградская область)
- 5..Характеристика туристских ресурсов и особенности организации внутреннего туризма в Северо-Западном регионе(респ. Карелия и Архангельская область)
- 6.Организация внутреннего туризма в Поволжье. Комплексная характеристика туристского района.
- 7.Характеристика туристских ресурсов и особенности организации внутреннего туризма в Среднем Поволжье (респ. Татарстан, Самарская, Ульяновская области).
- 8.Организация внутреннего туризма на Урале. Комплексная характеристика туристского района.
- 9.Характеристика туристских ресурсов и особенности организации внутреннего туризма на Урале(Пермский край и Свердловская область)
- 10.Характеристика туристских ресурсов и особенности организации внутреннего туризма на Урале (Челябинская область и респ. Башкортостан).
- 11.Характеристика туристских ресурсов и особенности организации внутреннего туризма в Сибирском регионе(респ. Бурятия, Иркутская область, Алтайский край и республика Алтай.)