logo
госы 2

14. Отбор персонала при приеме на работу.

Когда разработан план функционирования фирмы, составной частью которого является план трудовых ресурсов, наступает время для выполнения важнейшей работы менеджера — подбора персонала. Суть этого процесса состоит в том, чтобы с учетом требований к кандидату на имеющуюся вакансию привлечь более или менее подходящих квалифицированных работников для последующей их оценки и приема на работу. Значимость этой работы очевидна. Вместе с тем в преобладающем большинстве случаев работника подбирают по интуиции, по совету знакомых, по направлению бюро по трудоустройству и занятости, по внешним признакам, используя метод «проб и ошибок» (слабый работник, как правило, «зависает» в организации и очень сложно в последующем от него избавиться).

Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на плечи менеджера по кадрам. Процесс подбора кадров столь же сложен и точен, как и любая другая управленческая работа. На этом этапе особенно важно полно и правильно определить и разъяснить претенденту суть будущей работы, иначе можно потратить много времени на прием и беседы с людьми, не имеющими нужной квалификации. Менеджер должен четко представлять, кого нужно продвигать по службе, перемещать или увольнять, а кого принять по новому набору и т.д.

Качественный аспект процесса набора состоит в том, чтобы найти кандидатов, имеющих необходимую для ра боты квалификацию. Здесь важно дать полную характеристику наличия свободных мест. Можно использовать следующую схему объявления о наличии свободных мест. Значимость правильного решения данной проблемы связана с высокой стоимостью кадров (рабочей силы), поэтому в первую очередь необходимо определить, нужен фирме данный человек или нет. Намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца он заявит о своем уходе). Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при подборе кадров, оказывают различные источники информации. Предложенные источники информации при отборе персонала можно дополнить разными формулярами и картами, в которых чаще всего отражается квалификация работников. В карте, например, представляются основные требования, предъявляемые к работнику, которые могут оцениваться количественно. Такой подход позволяет выявить, насколько параметры нового работника подходят для данного места.

В первую очередь, объективными критериями соответствия кандидата имеющейся вакансии. Организация должна детально и письменно сформулировать требования, предъявляемые к кандидату: пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, необходимые знания и навыки (например, иностранный язык, компьютер, вождение автомобиля и т.д.). Эти критерии должны, во-первых, реально и строго соответствовать требованиям должности (профессионально важные деловые и личные качества, знания и умения, должностные права и обязанности); во-вторых, включать ВСЕ ключевые характеристики, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей; в-третьих, отбор на основе этих критериев должен давать надежные, а не случайные результаты; (часто не вполне оправданно ограничивают возраст, пол, уровень владения определенными навыками и теряют более достойных). Степень соответствия должна быть оценена качественно (в каждой характеристике должна быть отмечена и описана индивидуальная особенность данного человека).

Часто работодатели и работники кадровых служб не утруждают себя выработкой таких строгих критериев и полагаются на свои субъективные впечатления. Такие неопределенные критерии, как правило, приводят к ошибкам в оценке кандидатов.

Типичные ошибки в оценке соискателей на должность:

СТЕРЕОТИПНОСТЬ восприятия людей - стремление сравнивать кандидата со сложившимся в сознании образцом, идеалом. Например, люди с высоким лбом, лысые, в очках кажутся значительно умнее волосатых и без очков.

ПОСПЕШНОСТЬ суждений - быстрота формирования первого впечатления о незнакомом человеке, нежелание пересматривать свое первоначальное мнение.

УСТАНОВКА или предубеждения - искажение объективной оценки человека под влиянием предварительной информации о нем. Например, хорошее или неудачное резюме, заочная характеристика заранее предопределит отношение к кандидату.

КОНТРАСТНОСТЬ восприятия - следующий кандидат сравнивается с предыдущим: после слабого кандидата любой кажется лучше, а после сильного - хуже, чем есть на самом деле. Очень часто решающими критериями отбора является честность, порядочность и преданность фирме. Работник со средними способностями, готовый отдать все силы фирме и нацеленный на постоянную работу, скорее получит должность, чем классный специалист, готовый в любую минуту переметнуться в поисках больших личных выгод. Другим важным критерием отбора следует назвать уровень заинтересованности кандидата в высоких личных достижениях на благо фирмы, высокой мотивации его труда.

Наиболее часто встречающиеся причины отказов в практике кадровых служб: стремление показать свое превосходство, манеры всезнайки, отсутствие плана личной карьеры, четко сформулированных целей, неуверенность в себе, скованность поведения и неискренность, заинтересованность только в высокой зарплате, высокий уровень притязания по должности и зарплате, нежелание начинать с низких должностей, постоянные самооправдания, обвинения в собственных неудачах других людей, стремление получить только временную работу, мрачность настроения, отсутствие чувства юмора.