logo
госы 2

8. Стратегический менеджмент в туризме.

Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Сегодня область применения стратегического менеджмента многообразна. Он дает огромные возможности организациям, работающим в различных направлениях самореализоваться в различных сферах жизнедеятельности современного общества.

Основной акцент при разработке стратегии любой организации делается на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций, а также конкурентоспособности. Овладение инструментарием системного анализа становится острой необходимостью для многих видов бизнеса.

Вместе с тем, как и любой быстро развивающийся организм, современные российские организации подвержены “болезням роста”. Наиболее серьезная из них - неравномерность развития: в первую очередь развиваются те органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу, такие, например, как реклама, рисковые финансовые операции расширение спектра предлагаемых услуг. И существенно уступают, а порой и отсутствуют в работе предприятий и организаций такие виды деятельности, как системный анализ, диагностика, прогнозирование внешней и внутренней среды организации, разработка гибких стратегий, создание адаптивных структур, вовлечение персонала в процесс управления - все то, что относится к сфере современного менеджмента.

Безопасность функционирования трактуется в зависимости от ситуации с разной степенью расширения. Одна из существующих трактовок предполагает, что обеспечение безопасности достигается путем формирования и использования системы стратегического управления, которая получает, например, такое определение - “это технология управления организацией в условиях повышенной нестабильности внешней среды и ее неопределенности”.

Сказанное позволяет утверждать, что одним из направлений повышения уровня безопасности деятельности является овладение суммой знаний, необходимых для построения системы стратегического управления. Стратегический менеджмент дает возможность проследить весь комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий, предвидение будущего.

По мнению ряда исследователей, сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

· где сейчас находится организация;

· в каком направлении, по мнению высшего руководства, она должна развиваться в будущем;

· как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.

Ответы на эти вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии (принятого стратегического решения), как показано на рисунке.

Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше.

Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. С появлением интернет - технологий значительно увеличился объем информации и организации на прямую могут анализировать сложившуюся ситуацию во внешней среде это можно назвать отправной точкой разработки стратегии. Анализ внешней среды осуществляется в семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих:

· правильно выработанных долгосрочных целях;

· глубоком понимании внешнего конкурентного окружения;

· реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.

Стратегический выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия.

Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий.