logo search
Раздел

22. Экология Хабаровского края. Региональные экологические проблемы

Воздушный бассейн.

В 2009 году в крае зарегистрировано 2 157 объектов, имеющих источники выбросов в атмосферу.

Наибольший вклад в выбросы загрязняющих веществ на территории Хабаровского края вносят предприятия по производству электроэнергии, газа и воды (72,4%) и предприятия по переработке нефтепродуктов (5,4%) в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

В целом на территории Хабаровского края по сравнению с предыдущим годом выбросы загрязняющих веществ остались на прежнем уровне. Уменьшились выбросы от предприятий:

– металлургического производства и производства готовых металлических изделий в результате снижения объемов выпускаемой продукции (ОАО «Амурметалл»);

– производства кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов в связи со снижением объемов переработанной нефти (ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод»);

– добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, вследствие снижения производственных показателей по всем участкам (ОАО «Артель старателей «Амур»).

На предприятиях края уловлено 705.020 тыс. т/год загрязняющих веществ, из них утилизировано 7.326 тыс. т/год. Степень улавливания составляет на предприятиях:

– по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 89,6%;

– металлургического производства и производства готовых металлических изделий – 75%;

– обработки древесины и производства изделий из дерева – 42%;

– добыча топливно-энергетических полезных ископаемых – 52%;

– строительства – 47%.

Самая низкая степень улавливания – 0,7% – на предприятиях транспортной отрасли.

За последние пять лет (2005–2009 годы) выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 35,561 тыс. т (24%). Снижение произошло в результате выполнения природоохранных мероприятий: перевода на газ предприятий по производству электро- и теплоэнергии.

В целом по краю выбросы от автотранспорта увеличились на 0,647 тыс. т вследствие увеличения количества автотранспорта на 13 466 шт. (по данным Управления ГИБДД при УВД Хабаровского края).

Вклад автотранспорта в суммарный выброс от стационарных и передвижных источников (автотранспорт и тепловозы на магистралях) составляет 54,7%.

Выброс загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта (тепловозов на магистралях) увеличился на 1,290 тыс. т (15,7%) в связи с увеличением расхода топлива на 18%.

Водный бассейн.

На химический состав поверхностных вод бассейна реки Амур оказывают влияние своеобразные природные условия, наличие сложной системы проток, рукавов и водоемов, многообразие озер, наличие рудоносных и коллекторно-дренажных вод, характерные для данного периода гидрометеорологические условия.

По-прежнему реки бассейна испытывают большую антропогенную нагрузку. Основными виновниками загрязнения поверхностных вод бассейна Амура остаются береговые объекты речного флота, золотодобывающие предприятия и промышленные центры, угледобывающие предприятия, железнодорожный транспорт, предприятия мясной и молочной промышленности, объекты коммунального хозяйства.

Кроме того, на качество воды р. Амур продолжает оказывать негативное воздействие р. Сунгари. Ее водосбор целиком находится на территории Китайской Народной Республики. Качественный состав этого притока формируется под влиянием сброса сточных вод населенных пунктов КНР и поверхностного стока с территории, активно используемой сельскохозяйственными предприятиями.

Химический состав формируется под влиянием промышленных и хозбытовых сточных вод городов и поселков, а также хозбытовых стоков со стороны КНР.

Кроме антропогенной нагрузки, влияние на химический состав воды оказывают физико-географические условия, характерные для Дальневосточного региона, гидрологические условия, характеризующиеся длительным маловодьем, сток четырех крупнейших притоков: р. Зея, Уссури, Бурея и Сунгари, а также сбросы 2-х водохранилищ - Зейского и Бурейского. Следует отметить наличие в воде солей марганца и железа общего в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые нормы, в отдельных случаях достигая уровней ВЗ и ЭВЗ, по всей длине реки от с. Черняево до устья, что обусловлено природным фоном.

В рамках осуществления полномочий Хабаровского края по участию в осуществлении государственного экологического мониторинга окружающей среды за счет средств краевого бюджета в течение трех лет ведется мониторинг рыбы реки Амур. В 2008 г. проведено исследование рыбы как по показателям санитарных правил и нормативов, так и по ряду не регламентированных нормативами показателей, относящихся к числу приоритетных загрязнителей р. Амур. По ареалам обитания исследовалась рыба в районе с. Амурзет, городов Хабаровска, Николаевска-на-Амуре и Комсомольска-на-Амуре.

Техногенные источники.

На территории Хабаровского края в 2009 году 40 организаций осуществляли и осуществляют деятельность в области использования атомной энергии (далее – ИАЭ), в том числе 17 воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. В своей деятельности организации эксплуатируют (хранят) 1 470 закрытых радионуклидных источников, а также осуществляют работы с открытыми радиоактивными веществами (далее – РВ) и в соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» имеют лицензии Ростехнадзора на осуществление деятельности в области ИАЭ.

Всего на территории Хабаровского края расположено 78 радиационно опасных объектов, из них:

• на 8 объектах проводятся работы с открытыми радионуклидными источниками;

• 34 объекта относятся к неспециализированным пунктам хранения РВ и 1 к специализированному пункту хранения РВ и радиоактивных отходов (далее – РАО);

• на 4 объектах ведутся работы с установками, в которых содержатся РВ;

• на 8 объектах осуществляется работа по радиационной дефектоскопии;

• на 24 объектах используются радиоизотопные приборы.

При осуществлении государственного надзора и контроля за состоянием радиационной безопасности в организациях Хабаровского края, осуществляющих деятельность в области ИАЭ, должностными лицами Хабаровского отдела инспекций радиационной безопасности и отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защитой в 2009 году проведено 36 инспекций, из них комплексных – 3, целевых – 33. Планирование и проведение инспекций имело профилактическую направленность на своевременное обнаружение причин и условий, способствующих нарушению правил и норм безопасности, которые могут нанести вред здоровью, жизни персонала и населения, а также ущерб окружающей среде.

Состояние радиационной безопасности в организациях Хабаровского края в 2009 году оценивается как удовлетворительное.

Отходы производства и потребления. Состояние, использование.

Проблема в сфере обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае продолжает оставаться одной из актуальных, так как загрязнение отходами окружающей природной среды неуклонно увеличивается.

В 2009 году на территории зарегистрировано образование отходов в количестве 23 792 594,126 т (23,793 млн т), в том числе 0,665 млн т опасных: I класса опасности – 48,366 т, II класса – 107,787 т, III класса – 4 357,034 т, IV класса – 660 551,418 т, и 23,128 млн т практически неопасных отходов (V класса – 23 127 529,512 т).

Наибольший вклад в образование отходов вносят добывающая, теплоэнергетическая, металлургическая, лесозаготовительная отрасли, жилищно-коммунальное хозяйство.

Предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых (в том числе и топливно-энергетических), занимают первое место по объему образовавшихся отходов – 22,693 млн т (95% от объема образования по краю). Из них доля вскрышных пород 5-го класса опасности составила 13,3 млн т (59% от объема образования отходов по отрасли).

Предприятия по производству электроэнергии, газа и воды по объемам образующихся и размещаемых отходов в 2009 году находятся на втором месте – 0,760 млн т, или 3% от общего объема. Основную часть этих отходов составляют золошлаковые отходы (97% от объема образования отходов по отрасли).

Третье место по количеству образующихся в крае отходов занимают обрабатывающие производства (0,27 млн т, или 1%).

На долю металлургического производства приходится 0,18 млн т (0,75% от общего объема образующихся отходов), 0,25% на иные отрасли.

Таким образом, основная масса отходов в крае представлена практически неопасными «вскрышными и вмещающими породами» – 13,5 млн т (64% от общего объема образования отходов по краю); золошлаковыми отходами 4-го и 5-го классов опасности – 0,74 млн т (3% от общего объема образования отходов по краю).

Одной из самых насущных на сегодняшний день в сфере обращения с отходами является проблема захоронения твердых бытовых отходов (ТБО). Коммунальные отходы размещаются на свалках бытовых отходов. Содержание большинства свалок в крае и состояние их эксплуатации в том числе и санкционированных зачастую не соответствует санитарно-экологическим, противопожарным требованиям.

Практически в каждом населенном пункте выявляются несанкционированные свалки ТБО – стихийно сложившиеся места размещения и захоронения отходов, которые являются источником вторичного загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. В большинстве районах в период весенне-осенней санитарной очистки проводятся мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, которые в течение года опять стихийно возникают.

Остается неудовлетворительной организация обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях. У некоторых предприятий, выполняющих работы по сбору, вывозу и захоронению отходов в районах края, отсутствуют лицензии на право обращения с отходами.

Для решения экологических проблем при захоронении ТБО в г. Хабаровске разработан «Проект строительства полигона твердых бытовых отходов для г. Хабаровска», прошедший экологическую экспертизу и получивший положительное заключение. По заказу МУП г. Хабаровска «Спецавтохозяйство по санитарной очистке» ведется строительство мусороперегрузочной станции «Северная» и полигона ТБО.

Актуальной для Хабаровского края остается проблема обезвреживания токсичных отходов – специализированные объекты для захоронения отходов 1–3-го класса опасности в крае отсутствуют. Для решения этой проблемы планируется проектирование и строительство межмуниципального полигона по захоронению неутилизируемых промышленных отходов. В связи с признанием ранее рассматриваемого земельного участка непригодным для строительства полигона (по уровню залегания грунтовых вод) продолжается работа по выбору площадок, пригодных для строительства.

Политика обращения с отходами производства и потребления в крае с точки зрения экологической безопасности ориентирована на постепенный переход от депонирования отходов на свалках к использованию в качестве вторичного сырья.

Предприятиями-переработчиками отходов Хабаровского края обеспечиваются переработка и обезвреживание ртутьсодержащих отходов, резинотехнических отходов, макулатуры, интенсивно развивается переработка полимерсодержащих отходов.

ООО «Хабаровск-тара» специализируется на переработке макулатуры, ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 50 наименований изделий. ООО «Бриз» осуществляет переработку резинотехнических отходов с дальнейшим выпуском резиновой крошки. ОАО «КнаАПО им. Ю.А. Гагарина» внедрило линию по обезвреживанию гальваношламов. ООО «Сталкер» (г. Комсомольск-на-Амуре) специализируется на сборе отходов и разделении их на виды для вторичной переработки. ООО «Региональный экологический центр демеркуризации» занимается сбором и обезвреживанием ртутьсодержащих отходов. Компанией «Баск-Пластик» освоен выпуск более 60 наименований товаров народного потребления из отходов полимеров. ООО «ПромУпак» перерабатывает упаковочные отходы.

Пункты приема и обезвреживания нефтесодержащих отходов действуют в г. Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе (ООО «Адриатик»), г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском муниципальном районе (ООО «Фирма «Сталкер», ЗАО «Огнеупор»), Советско-Гаванском муниципальном районе (ЗАО «Гаваньбункер»), Николаевском муниципальном районе (ЗАО «Николаевская-на-Амуре ремонтно-эксплуатационная база флота»).

В г. Хабаровске на базе ОАО «Хабаровский НПЗ» в 2009 г. переработано 23 130 тонн нефтешламов с использованием установки фирмы «Flottweg».

Регенерация отработанных масел налажена на ОАО «Амурметалл» – на предприятии оборудована специализированная линия фирмы «PAL» (Германия);

В ОАО «Амурский судостроительный завод» и ОАО «Хабаровский судоремонтный завод» отработанные масла восстанавливаются методом сепарации;

В 2009 году обеспечен ввод мощностей по сушке пиломатериалов 185 тыс. м3 с использованием древесных отходов и низкотоварной древесины, в том числе: ООО СП «Аркаим» – 180 тыс. м3; ООО «Буджак» – 5 тыс. м3.

Мероприятия по улучшению экологической ситуации.

В рамках международного сотрудничества подписан Протокол о намерениях по сотрудничеству в области охраны окружающей среды между министерством природных ресурсов Хабаровского края и Департаментом охраны окружающей среды провинции Хэйлунцзян, предусматривающий обмен новыми технологиями и привлечение инвестиций в развитие системы сбора, переработки и размещения промышленных и бытовых отходов в 2009 году.

Чрезвычайно актуальной для Хабаровского края является проблема обезвреживания отходов, образовавшихся в результате деятельности государственных предприятий и оказавшихся бесхозными по причине банкротства этих предприятий. В частности, серьезную экологическую проблему представляют хвостохранилище ЦОФ Солнечного ГОКа, территория бывшего государственного предприятия «Амурский целлюлозно-картонный комбинат», шламонакопитель бывшего Комсомольского сернокислотного завода. Принимая во внимание, что данные объекты образованы в результате деятельности государственных предприятий, для их ликвидации необходимо привлечение средств федерального бюджета.

В зоне влияния экологически неблагополучной территории бывшего Амурского целлюлозно-картонного комбината распоряжением Губернатора края утвержден план мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и обеспечению экологической безопасности.

В 2009 году доработан проект рекультивации хвостохранилища ЦОФ Солнечного ГОКа с учетом современных наработок в области пылеподавления пылящих пляжей предприятий горнорудной промышленности и оптимизации схемы доставки рекультивационных материалов, проведена экспертиза сметной документации проекта.

Для улучшения экологической обстановки в Хабаровском крае необходимо выполнение следующих мероприятий:

– совершенствованию системы управления отходами в крае в условиях развития федеральных отношений и местного самоуправления;

– развитию нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами;

– созданию единой информационной базы данных системы управления обращения с отходами производства и потребления на краевом и муниципальном уровнях;

– рациональному использованию природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

– организации и обеспечении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;

– реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы отходов на территории края;

– изысканию средств и началу работ по строительству типовых свалок (полигонов) по захоронению ТБО.

23. Стратегические перспективы развития Хабаровского края. Основные положения программ: «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период 2025 г.», «Стратегия развития Хабаровского края до 2025 г.»

1. Основные положения «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г»,

Разработанная Стратегия - это документ стратегического планирования развития крупнейшего макрорегиона страны на 15 лет вперед. Он вобрал в себя совокупность стратегических решений, принятых в государственных отраслевых и корпоративных стратегиях, с учетом стратегий субъектов Федерации.

Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах РФ, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, и решить ряд задач.

Первоочередными из них являются:

- создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциал в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний;

- формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;

- снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;

- формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;

- сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Предусмотренный Стратегией – 2025 базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона, увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Предполагается снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, включая сельскохозяйственный, рыбохозяйственный и лесопромышленный комплексы, электроэнергетику и транспорт. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики. Реализация экономического потенциала зон опережающего роста и формирование комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию этого региона. Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривает:

- модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;

- модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;

- масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;

- развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами восточных регионов;

- ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;

- развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и вертолетостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики) и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению «двойных технологий»;

- создание и развитие деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке «идея – технология – товар – услуга».

Реализация базового сценария развития обеспечит рост валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, более высокими темпами по сравнению с другими регионами Российской Федерации. При этом с 2011 по 2025 год темпы роста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, превысят темпы роста валового внутреннего продукта в целом по Российской Федерации более чем на 0,5 процентного пункта в год. Осуществление базового сценария приведет к значительному повышению уровня жизни населения Дальнего Востока и Байкальского региона. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится с 24,5 процента до 9,6 процента.

Транспорт. Развитие Дальнего Востока зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано, прежде всего, с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры – Транссибирская магистраль, «Приморье-1», «Приморье-2», Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

По сравнению с другими территориями России транспортная инфраструктура Дальнего Востока развита слабо. Так, плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на этой территории в 5,6 раза ниже, чем в среднем по России, а железных дорог – в 3,6 раза ниже. В Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области железные дороги отсутствуют.

Основные транспортные артерии – Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали требуют усиления, поскольку уже после 2010 года до 90 процентов их направлений будет работать с критическим уровнем загрузки, прежде всего на подходах к портам, крупным промышленным районам и новым месторождениям.

Предполагается обеспечить опережающее развитие опорной транспортной сети на территории нового освоения Дальнего Востока, в том числе в северо-восточной части Дальнего Востока.

В сфере железнодорожного транспорта получит развитие Транссибирская магистраль, играющая ключевую роль в доставке продукции Дальнего Востока на российские рынки и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов, прежде всего контейнерных, в сообщении стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

Энергетика. Развитие энергосистем Дальнего Востока будет направлено на обеспечение энергетической безопасности территории и устранение инфраструктурных ограничений экономического развития.

Развитие генерирующих мощностей на юге Приморского края позволит повысить надежность энергоснабжения и создаст необходимые условия для реализации уникального транспортно-географического потенциала южной части края, обеспечения активного развития Владивостокской агломерации и других городских территорий. Для этого будут реконструированы и расширены существующие электростанции. Будут созданы и новые генерирующие мощности: Уссурийская ТЭЦ и ветропарк на островных территориях г.Владивостока.

В целях повышения надежности энергоснабжения и замещения выбывающих мощностей будут построены Сахалинская ГРЭС, Якутская ГРЭС-2, атомная электростанция на базе плавучего энергоблока в г.Певеке.

Для удовлетворения растущей потребности в электроэнергии в случае создания новых энергоемких производств и появления крупных потребителей электроэнергии намечается дальнейшее освоение гидроэнергетического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона. В Магаданской области для освоения месторождений золота будет построена Усть-Среднеканская ГЭС. В Амурской области для покрытия перспективного спроса на электроэнергию со стороны добывыающих и перерабатывающих производств будут построены Нижнезейская ГЭС и Нижнебурейская ГЭС. Создание Канкунской ГЭС позволит обеспечить надежную энергетическую базу для добычи и комплексной переработки полезных ископаемых на территории Южной Якутии.

На территории Камчатского края важным направлением является дальнейшее развитие геотермальной энергетики: строительство бинарного энергоблока на Паужетской ГеоЭС, энергоблока на вторичном паре на Мутновской ГеоЭС и Мутновской ГеоЭС-2.

Кроме создания новых генерирующих мощностей на Дальнем Востоке будет осуществлено масштабное развитие электрических сетей, что позволит решить ряд стратегических задач развития территории – усилить электроэнергетическую сеть вдоль важнейших транспортных магистралей региона – Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, повысить эффективность энергоснабжения территории за счет реализации межсистемных эффектов от совместной работы энергосистем и устранения существующих ограничений по пропускной способности в электрических сетях, обеспечить надежное энергоснабжение потребителей, в том числе в районах нового промышленного освоения.

На Дальнем Востоке будет осуществлена газификация населенных пунктов в Амурской и Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском краях, Сахалинской области и Камчатском крае путем строительства магистральных газопроводов от центров добычи газа.

Закрепление населения. Социальная инфраструктура. Суммарная численность населения Дальнего Востока и Байкальского региона составляет более 11 млн. человек, или менее 8 процентов общей численности населения страны.

Для системы расселения характерна крайне низкая плотность населения в целом – 1,2 человека на квадратный километр, что в 7 раз ниже, чем в среднем по России.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе главными условиями развития Дальнего Востока станут сохранение и развитие трудовых ресурсов посредством эффективного внутреннего их перераспределения, привлечения и закрепления кадров из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, повышения качества рабочей силы.

Целью развития социальной инфраструктуры является создание системы доступного и высококачественного высшего образования, повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, поддержка формирования развитой региональной и местной инфраструктуры в области здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, обеспечения досуга, а также содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулирование преобразования среды проживания населения. При этом качество и доступность услуг должны превышать среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения.

Для Дальнего Востока характерен крайне высокий уровень ветхого и аварийного жилья, а в отдельных регионах – жилья, не отвечающего требованиям сейсмобезопасности. Ключевым направлением решения этой проблемы является масштабное жилищное строительство. Особо сложная ситуация в связи с жилищным фондом отмечается в зоне Байкало-Амурской магистрали.

В целях создания условий для роста объемов нового жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения Дальнего Востока предусматриваются формирование нормативной правовой базы в сфере градостроительной деятельности, внедрение современных технологий строительства жилья в целях снижения себестоимости строительства, переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям, развитие рыночных механизмов финансирования жилищного строительства, в первую очередь долгосрочного ипотечного кредитования, совершенствование форм и методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий.

Развитие действующих и создание новых городов в зонах опережающего роста будет осуществляться за счет привлечения как бюджетных. Так и внебюджетных источников финансирования на основании следующих принципиальных подходов. Инфраструктурные объекты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, объекты социальной инфраструктуры – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, жилищное строительство – с применением механизмов ипотечного кредитования с софинансированием за счет средств частных инвесторов, заинтересованных в закреплении высококвалифицированных кадров.

Добыча и переработка полезных ископаемых. По запасам многих видов природных ресурсов Дальний Восток и Байкальский регион являются лидерами в России и мире. При этом для месторождений различных полезных ископаемых характерны следующие особенности, ограничивающие развитие горнодобывающей промышленности:

- недостаточная геологическая изученность;

- труднодоступность и отсутствие необходимой инфраструктуры;

- дорогостоящие для некоторых месторождений варианты транспортировки руды переработчикам;

- недостаточная глубина и комплексность извлечения сырья.

Ключевыми направлениями развития металлургического комплекса на территории Дальнего Востока являются создание новых металлургических районов. Намечено создание и развитие крупных горнодобывающих комплексов в Республике Саха (Якутия), Хабаровском и Камчатском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской и Еврейской автономной областях, Чукотском автономном округе.

Для металлургических производств Дальнего Востока ключевым вопросом является создание инфраструктуры, обеспечивающей достаточную пропускную способность транспортных коридоров как для получения сырья, так и для вывоза готовой продукции, в том числе в рамках проектов государственно-частного партнерства. Кроме пропускной способности, важным аспектом является транспортная составляющая в стоимости готовой продукции, что приводит к необходимости гибкого тарифного регулирования в отношении железнодорожных перевозок.

Добыча и переработка полезных ископаемых останется в перспективе одним из стратегических направлений экономики Дальнего Востока. Высока значимость отрасли в северных территориях с очаговым расселением, в частности в континентальных зонах опережающего экономического роста Дальнего Востока. Вместе с тем, отдельные горнодобывающие узлы будут формироваться за пределами зон опережающего экономического роста в северных районах Республики Саха (Якутия) и на побережье Охотского и Берингова морей.

Лесохозяйственный комплекс. Для Дальнего Востока характерна специализация на лесозаготовке с последующим экспортом при низком уровне развития перерабатывающих мощностей.

Основными направлениями развития лесного комплекса Дальнего Востока являются расширение использования доступных лесных ресурсов в наиболее освоенных и благоприятных для воспроизводства южной части региона и увеличение глубины переработки низкосортной и мягколиственно древесины.

В Хабаровском крае завершается создание деревообрабатывающего кластера в составе деревообрабатывающего комплекса по производству древесностружечных плит, пиломатериалов и завода по производству плит МДФ.

Рыбохозяйственный комплекс. Субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Дальнего Востока, являются опорой развития рыбохозяйственного комплекса России. Имея выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океанов и значительную протяженность береговой линии, эти территории обладают высоким потенциалом освоения биологических ресурсов моря.

Несмотря на существующие сложности, рыбная отрасль продолжает играть значительную экономическую и социальную роль на востоке России.

Основными направлениями развития рыбохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке связаны с созданием условий для его функционирования, сохранения и увеличения мест приложения труда при формировании комфортной среды жизнедеятельности населения в поселениях побережья.

С целью обеспечения экономического развития территории предусматривается увеличение объемов судостроения и ремонта и переоснащение рыбопромысловых судов, судового машино- и дизелестроения, а также межзаводской кооперации по изготовлению литья, поковок, комплектующих изделий и кабеля.

Важную роль в развитии отрасли на Дальнем Востоке играет техническое перевооружение и модернизация действующих рыбоперерабатывающих мощностей, переориентация рыбной отрасли на береговую переработку рыбы из полуфабрикатов, производимых на плавбазах.

Модернизация рыбоперерабатывающих производств и обновление оборудования будет базироваться на производственном потенциале российских машиностроительных предприятий, расположенных в частности на Дальнем Востоке. Это позволит обеспечить более глубокую переработку водных биологических ресурсов, повышение качества и расширение номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение добавочной стоимости, созданной отечественными производителями.

Машиностроение. Развитие машиностроительных отраслей Дальнего Востока, в частности, авиастроения и судостроения, должно в значительной степени опираться на потребности смежных отраслей, перспективных для этой территории, и быть направлено на развитие инновационных высокотехнологичных секторов, что позволит увеличить экономический эффект при реализации природно-сырьевых, энергетических и инфраструктурных проектов. Для этого необходимо развитие судостроения в целях обеспечения нужд рыбной отрасли и добывающих отраслей, а также авиастроения для удовлетворения нужд в авиатехнике со стороны военной и гражданской авиации для повышения транспортной доступности территории Дальнего Востока.

На Дальнем Востоке перспективными являются организация производства оборудования для эксплуатации магистральных нефте- и газопроводов, геологоразведки, бурения и эксплуатации скважин, энергетического оборудования сервисного обслуживания для малой энергетики, работающей на возобновляемых источниках энергии, а также развитие сервисных предприятий для обслуживания рыбной промышленности, в частности, для переработки рыбы, и обслуживание рыболовецкого флота в прибрежных районах Дальнего Востока.

В Хабаровском крае предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных продуктов, выпуску новой конкурентоспособной продукции военного, двойного и гражданского назначения. Планируются к реализации проекты серийного производства авиационных комплексов СУ-35, разработки и строительства истребителя пятого поколения, среднемагистральных авиалайнеров «СухойСуперДжет-100».

В судостроении помимо оборонной тематики получит развитие гражданское судостроение, строительство сооружений для морских нефтегазодобывающих платформ.

Приморский край наряду с Хабаровским краем станет одним из центров производства судов различных классов и оборудования для освоения континентального шельфа. В крае в рамках создаваемого морского кластера предусмотрено строительство двух верфей в бухтах Чажма и Большой Камень.

Строительство. Развитие строительного комплекса на территории Дальнего Востока и Байкальского региона является первоочередной задачей в связи с целями и задачами Стратегии – 2025. Это необходимо для создания материальной базы для дальнейшего развития всех отраслей производственной сферы и повышения комфортности условий выживания населения. Рост объемов строительной индустрии находится в прямой зависимости от инвестиционной деятельности и одновременно выступает в регионе в качестве лимитирующего фактора реализации инвестиционных проектов.

Основные направления развития строительного комплекса связаны с обеспечением спроса на услуги этой отрасли.

Наличие собственной сырьевой и энергетической базы, развитие транспортной инфраструктуры в сочетании с устойчиво растущим спросом определяет благоприятные условия для реализации ряда инвестиционных проектов в отрасли, расширяющих возможности строительной индустрии. Увеличение объемов производства цемента, стеновых, теплоизоляционных, нерудных материалов и сборного железобетона будет обеспечено в основном за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, производств и технологических линий строительной индустрии и строительных материалов, в частности, строительство новых цементных заводов в Амурской области и Хабаровском крае, а также частичной реконструкции Теплоозерского цементного завода в Еврейской автономной области.

Туризм. Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока характеризуется значительным потенциалом и невысоким уровнем его реализации.

Основными задачами развития туристической отрасли являются создание конкурентоспособной диверсифицированной туристической индустрии, опирающейся на несколько курортов с высоким уровнем сервиса на базе уникальных природных ресурсов – бассейна р.Амур, Приморья и Камчатки, а также формирование и продвижение в России и мире туристско-рекреационных брендов Дальнего Востока.

Специализацией туристско-рекреационного комплекса на территории Дальнего Востока станет экологический, спортивный, морской круизный, рыболовный, лечебно-оздоровительный и культурно-этнографический туризм. Особое значение приобретет развитие сферы активного отдыха, в частности, горнолыжный туризм экстремальный, экспедиционный туризм и другие.

Приграничное сотрудничество. Исходя из географической близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону, Дальний Восток ориентирован на сотрудничество, прежде всего, со странами Северо-Восточной Азии. Следовательно, важным направлением развития Дальнего Востока является обеспечение достойного вхождения Российской Федерации в быстроразвивающиеся интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сегодня экономические инициативы дальневосточных регионов в рамках международной деятельности ориентируются на проекты по таким направлениям. Как формирование транспортных коридоров, международной энергетической инфраструктуры, экспорт природных ресурсов – нефть, газ, лес, рыба и т.д. и привлечение как российских, так и иностранных инвестиций в производственную сферу. Все это позволит увеличить экспортный потенциал, Российской Федерации.

Одним из важных инструментов обеспечения социально-экономического подъема восточных регионов Российской Федерации является приграничное сотрудничество.

Основными направлениями приграничного и межрегионального сотрудничества на Дальнем Востоке являются:

- сокращение экспорта российских природных ресурсов и увеличение доли экспорта на внешние рынки продукции с высокой степенью добавленной стоимости;

- повышение согласованности действий российских компаний с целью повышения эффективности на рынках сопредельных государств и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом;

- диверсификация экономики приграничных регионов с целью обеспечения максимального участия России в интеграционных процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями России и сопредельных государств с расширением географии охвата на территорию стран Северо-Восточной Азии;

- совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- создание условий, способствующих ускорению прохождения экспортных и импортных товаров через пограничную территорию России.

Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года отдельно по каждому из 12 субъектов Российской Федерации предусмотрены прогнозные показатели социального и экономического развития на 2010, 2015, 2020 и 2025 годы.

По этим же годам суммарно по территориям Дальнего Востока и отдельно по Байкальскому региону определены прогнозные показатели по объемам и структуре произведенного валового регионального продукта по укрупненным отраслям (видам деятельности), а также основные индикаторы социально-экономического развития в целом Дальнего Востока и Байкальского региона.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р, которым утверждена Стратегия-2025, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными структурами подготовлен проект Плана реализации Стратегии. Проект находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Стратегия будет осуществляться посредством реализации мероприятий федеральной целевой программы.

На совместном совещании Министерства регионального развития РФ и Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» принято решение считать необходимым завершить ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в установленные сроки и в полном объеме. По окончанию сроков реализации Программы в 2013 году, подвести итоги ее реализации, оценить эффективность мероприятий и инвестиций для развития восточных регионов России.

В целях безусловной реализации Стратегии-2025, признано необходимым разработать новую редакцию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2018 годы и основные направления до 2025 года».

2. Основные положения «Стратегии развития Хабаровского края до 2025 г.».

Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия развития края) разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.

Стратегия развития края задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов. Стратегия развития края включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение.

Главной целью Стратегии развития края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, развитие инновационной составляющей, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.

Стратегия развития края разработана по двум сценариям: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий ориентируется на использование природных ресурсов края, его географического положения и пространственных факторов. Инновационный сценарий нацелен на активное использование не только названных факторов, но и научно-образовательного, инновационного потенциала края. Достижение стратегических целей, описанных в Стратегии развития края, возможно только при реализации инновационного сценария. Поэтому все действия Правительства края должны быть направлены на реализацию именно этого варианта.

Реализация инновационного сценария развития Хабаровского края предполагает увеличение в 2025 году относительно 2007 года объема валового регионального продукта в 3,6 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 5,4 раза, реальной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов населения - соответственно в 3,9 и 4,2 раза.

Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 50 процентов и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7,5 процента (в 2007 году соответственно 20 и 15,5%).

Особенность начального этапа Стратегии развития края - появление новых вызовов устойчивому социально-экономическому развитию края. И главный из них - мировой финансовый кризис, вызвавший колебания финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран, в том числе России в целом и Хабаровского края.

[1] С учетом всех крупных, средних и малых автопредприятий и оценки объемов работы, выполненной предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческим грузовыми автоперевозками

[2] С 2007 г перевозка грузов портами Хабаровского края

[3] По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края