1.Организационно-экономические основы предпринимательства.
Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:
- основной мотив этой деятельности - получение прибыли;
- свобода и автономность принятия решений предпринимателем;
самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя
Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.
В законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности», отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Вероятно, справедливо, что этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимися деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.
Предпринимательская деятельность в этом Законе взаимосвязана с деятельностью предприятия, вследствие чего «статус предпринимателя приобретается посредством регистрации предприятия». Однако в Гражданском кодексе РФ предусматривается индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических лиц.
Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.
Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия. Задача любого предпринимателя – получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал. Следовательно, предпринимательство – это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание дохода. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за недостаточной гибкости управления и производства.
Среди наиболее важных целей предпринимателя-производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Как показано на схеме, все эти цели взаимосвязаны.
Предприниматель
Доход (интересы)
Товары и услуги Развитие бизнеса
Престижные цели
Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.
Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес - групп:
предприниматели - частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;
само занятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;
бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;
полу предприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;
менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий.
Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями:
сферой деятельности;
наличием денежных средств;
достоинством тех или иных форм предприятий;
состоянием рынка.
Формы предпринимательства
Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами – с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства:
индивидуальные;
коллективные;
корпоративные.
Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на:
малые и средние;
крупномасштабные.
Бизнес - это социально-экономическое и деловое творчество человека. Именно в нём, в самом человеке, в его личной инициативе, энергии, активности, ответственности, порядочности, исключительном трудолюбии заложены движущие силы бизнеса. Стремление человека реализовать свои идеи, изобретения, желание выделиться, проявить себя, удовлетворить своё здоровое честолюбие, оставить после себя след на земле «толкают» его в «море» бизнеса. Движущей силой бизнеса, заложенной в человеке, выступает его нетерпимость к рутине, крайняя неудовлетворённость своим социальным и материальным положением.
Человек - сам хозяин своей судьбы, и он хочет, чтобы она у него была счастливой. Он стремится доказать себе и другим, что способен на большее, и именно в бизнесе он находит среду для реализации своих способностей.
История развития бизнеса показывает, что без риска бизнеса не бывает. Риск - благородное дело. Он присущ только человеку. Это - его интуиция, игра, обоснованный расчёт, состязательность в конкурентной борьбе. Это - радость победы разума и расчёта, или горечь поражения и просчётов, но и то и другое стимулирует бизнес. кто не рискует, тот не побеждает. Одних риск вдохновляет, других - закаляет, но выигрывает обычно общественное производство, так как неуклонно создаётся богатство для людей и общества.
Стремление к воспроизводству материальных благ, к увеличению богатства также выступает движущей силой бизнеса, ибо в конечном счёте удовлетворяет потребности не только самого бизнесмена, членов его семьи, но и общество. однако потребности обладают способностью опережать производство, обгонять его возможности. Это объясняется тем, что развитие общества, а следовательно, и бизнеса порождает такие новые потребности, которые не могут быть удовлетворены наличными производственными силами. Следовательно, возникает необходимость в новых производительных силах (технологии, технике, новых профессиях и так далее).
Таким образом, потребности выступают движущей силой общества. Это, конечно, не означает, что потребности не могут отставать от развития производства. Неразвитые потребности - главная преграда на пути роста производства и бизнеса. Процесс удовлетворения потребностей - это и есть процесс потребления, а следовательно, и реализация личного экономического интереса.
Личный экономический интерес представляет собой осознанное отражение объективных экономических отношений в деятельности субъектов бизнеса. Подавление его является главным тормозом развития бизнеса. Реализовать свой интерес человек может лишь, включившись в общественное производство.
Целевая направленность деловой активности людей (бизнеса) состоит в удовлетворении потребностей и интересов. В этих двух категориях перекрещиваются все аспекты бизнеса, и с этой точки зрения они являются общими, то есть присутствуют везде, где развивается бизнес. Специфика потребителей и интересов, а следовательно, и бизнеса определяется экономическим и социальным положением людей. Бизнес является одновременно реализацией их интересов и удовлетворением потребностей. Желание повысить своё благосостояние заставляет работать эффективнее и производительнее, и это понятно, потому что такой труд, как правило, приводит к большому вознаграждению, то есть стимулирует нашу деятельность.
Система стимулов - чрезвычайно важная характеристика системы бизнеса. Ожидание вознаграждения выступает не только движущей силой бизнеса, но и фактором его развития, оно стимулирует работников производить больше, а работодателей расходовать ресурсы рационально.
Стимулы, выполняя свою роль по обслуживанию бизнеса, оказывают влияние на отношения людей к труду по-разному. Так, материальные стимулы побуждают к труду в надежде на вознаграждение, духовные - на общественное признание, социальные - на лучшие условия. Но несмотря на различные способы воздействия на субъектов бизнеса, функция у них одна - активизировать трудовую деятельность людей. Здесь нужно иметь в виду, что процессы воздействия происходят одновременно и взаимосвязано, ибо вознаграждение за труд должно предполагать его общественное признание и улучшение социального обеспечения человека.
Именно в условиях бизнеса у человека появляется возможность создать собственное дело, заняться тем трудом, который ему нравиться, где он может реализовать собственные идеи, интересы, потребности, где труд становиться стимулом его деятельности (рис.2).
Движущей силой развития бизнеса выступает ряд экономических законов рынка, в частности, закон стоимости и закон спроса и предложения. Сущность первого состоит в том, что обмен товаров совершается на основе их общественной стоимости, то есть в соответствии с общественно необходимыми затратами труда на их производство. В условиях рынка закон стоимости действует как закон цен. Цена есть проявлением закона стоимости. Колебания цен служат сигналом для того, чтобы увеличить производство одних товаров и сократить других. Цены являются особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос и предложение. При этом связь последних с ценой товара образует механизм, с помощью которого реализуется действие закона спроса и предложения, где спрос определяет объем и структуру предложения, выражая свои требования к производству. Предложение формирует спрос через ассортимент производственных товаров и их цены. Чем выше цена, тем меньше покупают товар - показывает спрос. Чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше их будет поступать на рынок - показывает предложение. Противоречие между спросом и предложением выступает движущей силой бизнеса.
Демократизация общества также выступает фактором развития бизнеса, его движущей силой, она дает свободу хозяйственной жизни, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, предоставляет возможность гражданам, их объединениям заниматься бизнесом, создает условия для сочетания интересов, удовлетворения потребностей людей и общества.
В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей бизнесмен реализует свой экономический интерес, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей, пытаясь вытолкнуть своего соперника из сферы производства. Следовательно, неизбежность конкуренции между бизнесменами вызвана приоритетом потребления над производством. Конкуренция является объективной закономерностью становления и развития бизнеса, важной предпосылкой упорядочения цен, способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональной перегруппировке ресурсов, охраняет потребителя от диктата производителей.
Конкуренция же потребителей была типичной чертой прежней советской системы. Когда между предприятиями шла острая конкурентная борьба за прикрепление к выгодным поставщикам, за фонды, лимиты. Индивидуальные потребителями боролись за место в очередях у прилавков магазинов, за доступ к закрытым распределителям, базам, спецбуфетам, спецклиникам. Была сформулирована система новых ценностей общества, главной среди которых является доступ к дефицитам. В системе же бизнеса основными конкурирующими сторонами является именно предприниматели (бизнесмены). Наличие столь разнородных конкурентов делает в конечном счете конкурентную борьбу неисчерпаемой движущей силой развития бизнеса.
Предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. Сущность предпринимательской деятельности. Цель предпринимательской деятельности. Предпринимательский успех. Место и роль предпринимательства на современном этапе развития социально-культурного сервиса и туризма в России.
Предпринимательство представляет собой особую форму деловой активности, которая направлена как на удовлетворение общественных потребностей, так и на получение коммерческого успеха, носит новаторский характер и предполагает использование инноваций.
Рыночная экономика подразумевает существование различных форм собственности: частной, государственной, коллективной и их модификаций. Однако частная собственность является основной и предполагает, что все правомочия принадлежат одному субъекту — частному собственнику. При этом
частная собственность может иметь не только индивидуальную, но и коллективную форму. Предприятия, базирующиеся на основе частной собственности, имеют ряд преимуществ. Они обеспечивают:
• более быструю реакцию на изменение рынка;
• большую оперативность принятия управленческих решений
• более широкие возможности структурной перестройки предприятия;
• профессиональный подбор персонала и своевременные изменения его количественного и качественного состава.
Частные предприятия имеют и ряд недостатков, которые как правило, связаны с невозможностью привлечения заемных средств для проведения крупных инвестиционных программ.
Центральной действующей фигурой в рыночной экономике является предприниматель с его способностью к предпринимательству (предприимчивостью). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей, получения прибыли.
В Гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Предпринимательство — это инициативная новаторская деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства новых видов материальных благ и услуг, сокращения издержек и получения прибыли.
К основным чертам предпринимательства как вида деятельности относятся инициатива, новаторство, целенаправленная деятельность по организации и управлению производством, наличие риска, получение предпринимательского дохода.
Различают государственное и частное предпринимательство Государственное предпринимательство осуществляется от имени предприятия, учрежденного государственными органами управления (государственное предприятие) или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Частное предпринимательство осуществляется от имени предприятия или предпринимателя (в форме индивидуальной трудовой деятельности).
В процессе предпринимательской деятельности можно выделить несколько этапов:
• разработка основной бизнес-идеи и ее оценка;
• составление бизнес-плана;
• поиск и приобретение необходимых ресурсов;
• управление созданным предприятием.
Бизнес-идея является одним из главных элементов, определяющих успех предпринимательской деятельности. Ее ценность определяется заложенными в ней конкурентными преимуществами, соответствием степени риска выгод ее реализации.
Бизнес-план является стратегическим планом, он определяет последовательность и эффективность предпринимательских действий. В нем отражается суть бизнес-идеи, определяется маркетинговая и производственная стратегия, анализируются обеспеченность ресурсами и способ их привлечения, выявляются потенциальные поставщики и потребители, планируется финансовое обеспечение предпринимательского проекта, рассчитываются основные финансово-экономические результаты предпринимательской деятельности и ее эффективность.
Государственное и частное предпринимательство.
Классификация и формы предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельностью. Приоритетные направления развития предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме.
Многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.
По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).
По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы.
Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.
Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.
Наиболее распространенными являются акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.
К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.
Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования.
Консорциум представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).
Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.
Картель означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.
Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.
Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринимательская фирма, партнерство и корпорация. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной или иной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью.
Частнопредпринимательская фирма — это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.
Собственник фирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контракты. Преимущество частнопредпринимательской фирмы состоит в простоте ее организации, управления, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой фирмы — ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.
Партнерство — это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).
Под корпорацией понимается предприятие или фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация — общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. К числу недостатков корпорации надо отнести в первую очередь наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений. Мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.
Место малого предприятия в рыночной экономике. Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России являются разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Виды малых предприятий. В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммутанты, патиенты, эксплеренты.
Коммутанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
Эксплеренты. Предприятия этой группы — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
Предпринимательство в процессе сервисной деятельности.
Предпринимательство представляет собой особую форму деловой активности, которая направлена как на удовлетворение общественных потребностей, так и на получение коммерческого успеха, носит новаторский характер и предполагает использование инноваций.
Центральной действующей фигурой в рыночной экономике является предприниматель с его способностью к предпринимательству (предприимчивостью). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей, получения прибыли.
В Гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Предпринимательство — это инициативная новаторская деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства новых видов материальных благ и услуг, сокращения издержек и получения прибыли.
К основным чертам предпринимательства как вида деятельности относятся инициатива, новаторство, целенаправленная деятельность по организации и управлению производством, наличие риска, получение предпринимательского дохода.
Различают государственное и частное предпринимательство Государственное предпринимательство осуществляется от имени предприятия, учрежденного государственными органами управления (государственное предприятие) или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Частное предпринимательство осуществляется от имени предприятия или предпринимателя (в форме индивидуальной трудовой деятельности).
В процессе предпринимательской деятельности можно выделить несколько этапов:
• разработка основной бизнес-идеи и ее оценка;
• составление бизнес-плана;
• поиск и приобретение необходимых ресурсов;
• управление созданным предприятием.
Бизнес-идея является одним из главных элементов, определяющих успех предпринимательской деятельности. Ее ценность определяется заложенными в ней конкурентными преимуществами, соответствием степени риска выгод ее реализации.
Бизнес-план является стратегическим планом, он определяет последовательность и эффективность предпринимательских действий. В нем отражается суть бизнес-идеи, определяется маркетинговая и производственная стратегия, анализируются обеспеченность ресурсами и способ их привлечения, выявляются потенциальные поставщики и потребители, планируется финансовое обеспечение предпринимательского проекта, рассчитываются основные финансово-экономические результаты предпринимательской деятельности и ее эффективность.
- 1,2. Организация обслуживания потребителей в сфере туризма: предприятия, услуги, региональные особенности. Сервисные технологии: понятие, содержание, новые виды услуг и формы общения.
- Вопрос 1. Организация обслуживания потребителей в сфере туризма: предприятия, услуги, региональные особенности
- Вопрос 2. Понятие и содержание сервисных технологий. Новые виды услуг
- Вопрос 3. Правовое регулирование отношений в сервисной деятельности
- 7. Профессиональная этика работников сферы скСиТ.
- 8. Проблемы и перспективы развития скСиТ в России и за рубежом.
- Внутренний туризм
- 9. Малое предпринимательство в России и его роль в развитии скСиТ в России.
- 1.Организационно-экономические основы предпринимательства.
- Вопрос 11. Ценообразование в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
- Вопрос 30. Ценообразование тура
- Вопрос 60. Ценообразование тура.
- 14. Роль пр-технологий в совершенствовании деятельности предприятий сферы сервиса и туризма.
- 15. Организационные структуры управлния маркетингом
- 16. Информационное обеспечение в организации работы предприятия туриндустрии
- 17. Использование современных технологий на предприятиях скСиТ
- 19. Разработка программ и инновационных проектов скСиТ
- 20. Проблемы и основные тенденции внедрения инноваций на предприятиях скСиТ
- Вопрос 25. Проблемы и тенденции внедрения инн-ий
- 21. Содержание инновационной политики в сфере скСиТ
- 22. Организация инновационной деятельности в скСиТ
- Вопрос 27. Организация инновационной деятельности в скс и т
- 24.Налогообложение в скСиТ.
- 24.Налогообложение в социально-культурном сервисе и туризме.
- 36,37. Туроператорская и турагенская деятельность
- Глава 1. Туроператор как субъект туристического рынка 19
- Глава 1. Туроператор как субъект туристического рынка 21
- 39.Система обеспечения безопасности потребителей в сфере туризма
- 41. Роль и место транспортных услуг в туризме
- Транспортное обеспечение туризма.
- Классификация путешествий
- Сухопутный транспорт
- 2. Водный транспорт:
- Основные туристские перевозчики
- Транзит
- 43.Особенности европейских железнодорожных перевозок регулярными поездами.
- 44.Особенности и недостатки водных путешествий
- Линейные перевозки
- 11.5. Организация теплоходных путешествий
- 45. Основные методические требования к эскурсионному процессу.
- 47,48. Проектирование тура.Планирование тура.
- Вопрос 19. Продвижение турпродукта
- 50. Виды туроперейтинга и схемы организации работы туроператора
- Вопрос 20. Виды туроперейтинга и схемы организации работы то
- 3 Варианта работы с иностранными компаниями (мид-компаниями):
- 2 Варианта работы то:
- 51. Сегментирование рынка. Определение фокус- группы.
- 52. Схемы сотрудничества туроператора с поставщиками услуг
- 53. Туристские формальности (таможенные, визовые)
- 2 Туристские формальности. . Туристские формальности.
- 54. Документооборот туристской фирмы при работе с потребителем
- 55. 23,58Классификация средств размещения. Содержание деятельности гостинично-туристского комплекса. Классификация предприятий общественного питания. Основные и дополнительные услуги гостиницы.
- 56.Технологичесская цепочка действий при оформлении и размещении гостя.
- 57. Классификация предприятий питания
- 59. Особенности использования франчайзинга в сфере сервиса и туризма.