logo search
География туризма в России

1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения

Для профессиональной работы менеджеров турагенств и подготовки студентов большое значение имеет знакомство с географическим представлением о развитии туризма в России. Изучение рекреационных ресурсов, видов туризма, их развития и размещения определяет научно-практическую ценность географии туризма.

География туризма характеризует конкретные регионы с позиции аттрактивности для туризма, разнообразия ресурсов (природных и социально-экономических) и их доступности. Каждый туристский регион имеет свои уникальные черты, которые выделяют его на фоне географии туристских потоков. Ценность туристских регионов имеет субъективный характер и меняется во времени.

Изучение «Географии туризма России» базируется на понятиях рекреации и туризма. Под рекреациейпонимается любая деятельность, направленная на восстановление сил человека (физических, эмоциональных, духовных), которая может существовать как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. К основным признакам рекреации относятся:

проживания).

Под понятием туризм понимается действие, связанное с перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны для удовлетворения собственных потребностей, кроме любых форм заработков. Таким образом, рекреация - это более широкое понятие, для которого перемещение не является обязательным условием.

Отличие туризма от миграций состоит в том, что последние часто осуществляются с целью заработка или смены места жительства. Туризм, даже при большой продолжительности, никогда не связан с заработками. Действия туристов определяются только с тратой денег.

Основой организации туризма на какой-либо территории является рекреационный (туристский) потенциал, состоящий из природных, социально-культурных и экономических предпосылок, необходимых для организации рекреационной деятельности. Эти предпосылки составляют рекреационные ресурсы, которые являются компонентами природной и антропогенной среды. Благодаря определенным свойствам они используются для восстановления жизненных сил человека и организации рекреационной деятельности людей.

Рекреационные ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты и явления территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта. Ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. При оценке рекреационных ресурсов конкретного региона учитываются: физико-географические, социально-экономические и политические факторы.Часто рекреационное изучение начинается с характеристикирельефа местности, климата, внутренних вод, флоры и фауны. Очень важным для рекреационного использования является расстояние до зон, поставляющих туристов, демографические сведения о регионе, особенности инфраструктуры. Особое место принадлежит туристской инфраструктуре, уровню отелей, развитости сектора услуг. Инфраструктура часто является определяющим фактором в выборе места отдыха туристов. При возникновении туристского спроса к какому-либо району формируется индустрия туризма. Туристская индустрия- это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Туристская индустрия располагает значительной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса. В некоторых странах индустрия туризма занимает весомую долю в экономике страны, а в большинстве государств эта доля постоянно растет. Особая роль в индустрии туризма отводится туроператорам, организациям, которые занимаются формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. Туристский продукт является результатом деятельности туристских предприятий и состоит из комплекса услуг (размещения, питания, транспортировки и др.), объединенных единой целью. В условиях массового туристского рынка турпродукт превращается в весомую экономическую категорию. Увеличение туристских потоков способствует снижению стоимости стандартных и появлению новых туров.

Туризм отличает сезонность. Различаются высокий, средний и низкий туристские сезоны. Для тропических широт таким фактором является наступление жары, для северных широт — наступление холодов. Жители регионов с относительно холодной зимой предпочитают проводить отпуск летом в туристских центрах с теплым климатом (Черноморское побережье).

Многие регионы умело используют свои рекреационные ресурсы. Эффектные природные ресурсы, уникальные природные явления без всяких усилий способствуют возможности получать доход.

Существенную роль в развитии туристской индустрии играют политико-экономические факторы. Политическая стабильность в регионе, развитие инфраструктуры способствуют более динамичному развитию индустрии туризма.

Изучая отдельные регионы, можно характеризовать рекреационно-географическое положение, которое понимается как положение объекта (страны, города, региона) относительно районов и центров туризма и отдыха. Рекреационно-географическое положение – это категория историческая и социальная, оно меняется со временем в результате транспортного строительства; улучшения или ухудшения политической и экономической обстановки в мире, регионах, странах.

Цель географии туризма как отрасли географииизучение размещения рекреационных ресурсов и выявление закономерностей формирования туристской индустрии, туристских потоков и специализации в различных регионах.

Задачи географии туризма:

Методы исследования, используемые в географии туризма, соответствуют задачам пространственного изучения туризма.

Описательный метод используется при характеристике рекреационных районов и туристских центров.

Экспедиционный метод связан с обследованием территорий и объектов, привлекательных для туристов. Важным является изучение аттрактивности территории и мониторинг развития туристско-рекреационых комплексов (турбаз, пансионатов, санаториев и др.).

Статистический метод важен, так как статистический анализ социальной, экономической, медицинской и другой информации позволяет выявлять основные количественные закономерности и выявлять тенденции развития.

Сравнительно-географический метод широко используется при сравнении рекреационных районов и туристских центров. Сравнительная оценка проводится по ценности природных и социально-культурных ресурсов, уровню развития рекреационной инфраструктуры, качеству оказываемых услуг.

Картографический метод – это один из главных методов в географии. С ним связано картографирование рекреационных ресурсов, размещение туристских объектов, центров и районов.

Геоинформационный метод позволяет использовать специальные программные продукты для получения информации, в том числе в виде карт.

Основными дисциплинами, на которые опирается география туризма, являются следующие:

География - основные понятия географии лежат в основе географии туризма;

Картография, карта необходима при изучении пространственных закономерностей ресурсов и планировании туристической деятельности;

Экология - знание экологических особенностей разных регионов позволит рационально организовать туристическую деятельность;

Природопользование — туризм выступает как одна из форм неиссякаемого и устойчивого природопользования;

Экономика - анализ прямого и косвенного влияния туристической деятельности на экономику региона;

Психология - специалисты туристического бизнеса имеют прямой контакт с клиентами, потенциальными туристами, умение общаться позволит умело управлять ситуацией.

Социология – особое значение имеют результаты социологических исследований реального использования свободного времени для разных социальных и возрастных групп людей, мотивации рекреационной деятельности.