1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения
Для профессиональной работы менеджеров турагенств и подготовки студентов большое значение имеет знакомство с географическим представлением о развитии туризма в России. Изучение рекреационных ресурсов, видов туризма, их развития и размещения определяет научно-практическую ценность географии туризма.
География туризма характеризует конкретные регионы с позиции аттрактивности для туризма, разнообразия ресурсов (природных и социально-экономических) и их доступности. Каждый туристский регион имеет свои уникальные черты, которые выделяют его на фоне географии туристских потоков. Ценность туристских регионов имеет субъективный характер и меняется во времени.
Изучение «Географии туризма России» базируется на понятиях рекреации и туризма. Под рекреациейпонимается любая деятельность, направленная на восстановление сил человека (физических, эмоциональных, духовных), которая может существовать как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. К основным признакам рекреации относятся:
ориентация на восстановление сил человека;
отсутствие связи с производственной деятельностью;
отсутствие связи с удовлетворением насущных потребностей;
активность (как правило, за пределами основного места
проживания).
Под понятием туризм понимается действие, связанное с перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны для удовлетворения собственных потребностей, кроме любых форм заработков. Таким образом, рекреация - это более широкое понятие, для которого перемещение не является обязательным условием.
Отличие туризма от миграций состоит в том, что последние часто осуществляются с целью заработка или смены места жительства. Туризм, даже при большой продолжительности, никогда не связан с заработками. Действия туристов определяются только с тратой денег.
Основой организации туризма на какой-либо территории является рекреационный (туристский) потенциал, состоящий из природных, социально-культурных и экономических предпосылок, необходимых для организации рекреационной деятельности. Эти предпосылки составляют рекреационные ресурсы, которые являются компонентами природной и антропогенной среды. Благодаря определенным свойствам они используются для восстановления жизненных сил человека и организации рекреационной деятельности людей.
Рекреационные ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты и явления территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта. Ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. При оценке рекреационных ресурсов конкретного региона учитываются: физико-географические, социально-экономические и политические факторы.Часто рекреационное изучение начинается с характеристикирельефа местности, климата, внутренних вод, флоры и фауны. Очень важным для рекреационного использования является расстояние до зон, поставляющих туристов, демографические сведения о регионе, особенности инфраструктуры. Особое место принадлежит туристской инфраструктуре, уровню отелей, развитости сектора услуг. Инфраструктура часто является определяющим фактором в выборе места отдыха туристов. При возникновении туристского спроса к какому-либо району формируется индустрия туризма. Туристская индустрия- это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Туристская индустрия располагает значительной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса. В некоторых странах индустрия туризма занимает весомую долю в экономике страны, а в большинстве государств эта доля постоянно растет. Особая роль в индустрии туризма отводится туроператорам, организациям, которые занимаются формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. Туристский продукт является результатом деятельности туристских предприятий и состоит из комплекса услуг (размещения, питания, транспортировки и др.), объединенных единой целью. В условиях массового туристского рынка турпродукт превращается в весомую экономическую категорию. Увеличение туристских потоков способствует снижению стоимости стандартных и появлению новых туров.
Туризм отличает сезонность. Различаются высокий, средний и низкий туристские сезоны. Для тропических широт таким фактором является наступление жары, для северных широт — наступление холодов. Жители регионов с относительно холодной зимой предпочитают проводить отпуск летом в туристских центрах с теплым климатом (Черноморское побережье).
Многие регионы умело используют свои рекреационные ресурсы. Эффектные природные ресурсы, уникальные природные явления без всяких усилий способствуют возможности получать доход.
Существенную роль в развитии туристской индустрии играют политико-экономические факторы. Политическая стабильность в регионе, развитие инфраструктуры способствуют более динамичному развитию индустрии туризма.
Изучая отдельные регионы, можно характеризовать рекреационно-географическое положение, которое понимается как положение объекта (страны, города, региона) относительно районов и центров туризма и отдыха. Рекреационно-географическое положение – это категория историческая и социальная, оно меняется со временем в результате транспортного строительства; улучшения или ухудшения политической и экономической обстановки в мире, регионах, странах.
Цель географии туризма как отрасли географииизучение размещения рекреационных ресурсов и выявление закономерностей формирования туристской индустрии, туристских потоков и специализации в различных регионах.
Задачи географии туризма:
дать объективные представления о размещении рекреационных ресурсов;
дать характеристику развитию различных видов туризма по регионам;
определить типологию туристских территорий и регионов;
выявить типы туристских центров и особенности их инфраструктуры;
быть практическим пособием для менеджеров по туризму;
познакомить с глобальными фактами развития туризма;
показать роль физико - и социально-экономических особенностей территории при организации туристско-рекреационной деятельности;
выявить характер взаимодействия между человеком и географической средой, что важно при организации туризма;
составить туристические характеристики регионов.
Методы исследования, используемые в географии туризма, соответствуют задачам пространственного изучения туризма.
Описательный метод используется при характеристике рекреационных районов и туристских центров.
Экспедиционный метод связан с обследованием территорий и объектов, привлекательных для туристов. Важным является изучение аттрактивности территории и мониторинг развития туристско-рекреационых комплексов (турбаз, пансионатов, санаториев и др.).
Статистический метод важен, так как статистический анализ социальной, экономической, медицинской и другой информации позволяет выявлять основные количественные закономерности и выявлять тенденции развития.
Сравнительно-географический метод широко используется при сравнении рекреационных районов и туристских центров. Сравнительная оценка проводится по ценности природных и социально-культурных ресурсов, уровню развития рекреационной инфраструктуры, качеству оказываемых услуг.
Картографический метод – это один из главных методов в географии. С ним связано картографирование рекреационных ресурсов, размещение туристских объектов, центров и районов.
Геоинформационный метод позволяет использовать специальные программные продукты для получения информации, в том числе в виде карт.
Основными дисциплинами, на которые опирается география туризма, являются следующие:
География - основные понятия географии лежат в основе географии туризма;
Картография, карта необходима при изучении пространственных закономерностей ресурсов и планировании туристической деятельности;
Экология - знание экологических особенностей разных регионов позволит рационально организовать туристическую деятельность;
Природопользование — туризм выступает как одна из форм неиссякаемого и устойчивого природопользования;
Экономика - анализ прямого и косвенного влияния туристической деятельности на экономику региона;
Психология - специалисты туристического бизнеса имеют прямой контакт с клиентами, потенциальными туристами, умение общаться позволит умело управлять ситуацией.
Социология – особое значение имеют результаты социологических исследований реального использования свободного времени для разных социальных и возрастных групп людей, мотивации рекреационной деятельности.
- А.Н. Дунец
- Содержание
- 1 Теоретические основы географии туризма
- 1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения
- 1.2 Классификация видов туризма
- 1.3 Факторы развития туризма и их классификация
- 1.4 Рекреационный потенциал
- 1.5 Рекреационное районирование
- 1.6 Туристско-рекреационное зонирование
- 1.7 Туристские районы и центры
- Вопросы к разделам первой главы
- 2 Рекреационные ресурсы и туризм России
- 2.1 Рекреационные районы Европейского севера России
- 2.1.1 Северо-Западный
- 2.1.2 Ленинградский
- 2.1.3 Русский Север
- 2.2 Рекреационные районы центра России
- 2.2.1 Западный
- 2.2.2 Калининградский
- 2.2.3 Верхневолжский
- 2.2.4 Центральный
- 2.2.5 Уральский
- 2.3 Рекреационные районы юга Европейской России
- 2.3.1 Поволжский
- 2.3.2 Южно-Российский
- 2.3.3 Приазовский
- 2.3.4 Причерноморский
- 2.3.5 Северо-Кавказский
- 2.3.6 Прикаспийский
- 2.4 Рекреационные районы азиатской РоссиИ
- 2.4.1 Западно-Сибирский южный
- 2.4.2 Западно-Сибирский северный
- 2.4.3 Кузбасско-Алтайский
- 2.4.4 Саянский
- 2.4.5 Енисейский
- 2.4.6 Прибайкальский
- 2.4.7 Якутский
- 2.4.8 Приамурский
- 2.4.9 Приморский
- 2.4.10 Охотско-Камчатский
- 2.4.11 Северо-Восточный
- Вопросы к разделам второй главы
- ЛитературА
- Заключение