logo
География туризма в России

1.4 Рекреационный потенциал

Понятие «потенциал» широко используется в научной литературе и в практике. Однако, в разных источниках его содержание трактуется по-разному: совокупность, мощность, возможность, производительность, предпосылки.

Слово «потенциал» происходит от латинского слова potentia, означающего силу, мощь и подразумевает совокупность имеющихся средств и возможностей в какой-либо области. Таким образом, потенциалом является не то, что выявлено, а то, что есть в скрытом виде и может быть проявлено при определенных условиях.

Большая Советская Энциклопедия определяет потенциал как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Э.Б. Алаев [1] в понятийно-терминологическом словаре по экономической географии определяет потенциал территории как «отношение между фактической и предельной (предельно допустимой) плотностями при изменяющихся условиях (с учетом дополнительных затрат, организационных мероприятий, открытия новых ресурсов, технического прогресса и т.д.); образно говоря, потенциал - это возможность, реализация которой требует нестандартного подхода, дополнительного условия.

Определение возможностей развития туристско-рекреационного хозяйства на определенной территории основано на комплексном изучении ряда элементов потенциала. Наиболее важными среди них являются: природные, культурно-исторические, экономико-географиче-ские и социально-экономические.

Рекреационный потенциал территории – «это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности» [19], главной составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы.

Рекреационный потенциал может исследоваться и оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д. Для этого необходимо изучить все предпосылки рекреационного развития. На основе покомпонентного анализа и обобщения можно представить комплексный рекреационный потенциал. Изучение рекреационного потенциала представляет значительную сложность, т.к. его оценка часто оказывается субъективной, изменчивой в пространстве и времени. Один и тот же ресурс может быть оценен совершенно по-разному представителями стран с разной культурой. Рекреационный потенциал зависит от социо-культурного образования, в пределах которого он находится [22].

Часто на оценку рекреационного потенциала влияет наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Например, такие объекты, как оз. Байкал, гора Белуха, город. Санкт- Петербург значительно повышают рекреационный потенциал территории своей уникальностью.

Термин «потенциал», при всей его близости к термину «ресурс», отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений. Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определена. Так, например, лесные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью. Если же мы говорим о рекреационном потенциале территории и оцениваем при этом его лесной компонент, то сразу подразумеваем именно те свойства, которые существенны для их туристского использования. Третье отличие – при описании потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагается и оценка этого потенциала с помощью сравнения с потенциалом другого объекта.