logo
"Bed and Breakfast" как компонент системы размещения в Хабаровском крае: проблемы и перспективы развития

1.3.1 Современное использование B&B в России

В России В&B также получило распространение.

Таблица 7.Виды B&B, используемые на территории России

Европейский Север России

Центр России Волга

Сибирь

Юг России

Отдых в деревне (Приложение 12)

Размещение в малых отелях (Приложение15)

Система микро гостиниц (Приложение 17)

Размещение в частном секторе (Приложение 19)

Размещение в мини-отелях (Приложение 13)

Отдых в сельских домах (Приложение 16)

Отдых в гостевых домах (Приложение 18)

Отдых в частных гостиницах на курортах (Приложение 20)

Размещение на частных квартирах (Приложение 14)

В России гостевые дома распространены в основном в курортных городах черноморского побережья, сельских местностях, а также крупных транспортных узлах.

Дефицит гостиничных мест эконом-класса в крупных городах нарастает. А значит, приходит время небольших отелей. Предпринимателей, рискнувших начать бизнес на рынке малых гостиниц, ждет немало проблем. Однако опыт совместного их решения уже есть. Санкт-Петербург занимает лидирующую позицию по количеству малых гостиниц в РФ и успешно соперничает с Москвой. Стимулом для столь бурного развития этого сегмента стало празднование 300-летия города, когда нехватка мест в крупных гостиницах привела к появлению дополнительных. В Санкт-Петербурге участники малого гостиничного бизнеса объединились в профессиональную ассоциацию [34]. В то же время спрос на услуги малых гостиниц в крупных городах растет. Так, по прогнозам Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга, в период до 2008 г. ежегодное увеличение спроса на места в гостиницах среднего и низшего ценового сегмента составит соответственно 9% и 5%.

В ряде регионов России отмечен первый опыт создания сетей частных сельских гостевых домов - в Калининградской области, «Зеленый дом на Алтае, «К бабушке в деревню» - в Центральной России, в селах Национальных парков - «Смоленское Поозерье» и «Вепсский лес», Восточной Сибири, Республике Саха и др. Все эти регионы имеют свою специфику, как в поиске объектов сельского туризма, так и в работе с потенциальными хозяевами гостевых домов. Появляются первые туристские компании, напрямую работающие с агротуристскими хозяйствами, которые действуют как монополисты (например, московская «Четвертая власть», барнаульская «Салют», алтайская «Алые паруса» и др.) и вынуждены брать на себя многие функции организации деятельности агротуристских хозяйств, такие как реклама и обучение основам гостеприимства. [22]

В ряде мест имеется первый опыт создания порталов с базами данных по агротуристским хозяйствам, которые создаются при поддержке либо региональной администрации (например, в Калининградской области, которая по праву является «пионером» в развитии сельского туризма, при прямой поддержке региональной администрации создана база данных из 60-ти агротуристских хозяйств различного уровня комфортности; на Горном Алтае «Зеленый дом»), либо на базе действующих информационных компаний. Слабым местом таких информационных центров является то, что они не выполняют необходимых функций - продвижения агротуристского продукта, создания централизованных интерактивных баз, напрямую реализующих туристский продукт в информационной форме. В целом, в ряде регионов России уже отмечен первый опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в традиционном национальном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и др.

Сельский, или "зеленый", туризм - это относительно молодое, но достаточно перспективное направление развития современного туризма. На сегодняшний день уже создано общественное объединение "Агро и экотуризм", формируется банк потенциальных производителей услуг, который сейчас насчитывает около 150 владельцев сельских усадеб, разрабатываются новые идеи и проекты, ведутся переговоры с иностранными партнерами. [40]

Сельский туризм состоит из трех составляющих:

1) жилье для размещения приезжих, создание B&B мест;

2) организация питания;

3) обеспечение досуга туристов.

Как показывает опыт Европы, сельский туризм начинался с переоборудования под жилье для туристов неиспользуемых зданий, помещений, пристройки комнат. Удельный вес этих затрат в стартовых инвестициях составляет около трети. В последующем по мере возможностей расширения инвестирования и при наличии спроса строились высококлассные гостиничные комплексы, отвечающие самым высоким требованиям комфорта. Но поскольку целевые группы туристов различны, то и их требования к размещению определятся кошельком, привлекательностью местности, привычками и другими субъективными и объективными факторами.

Содержание отдыха обычно предопределено названием туризма. Сельский туризм объединяет в себе различные виды туризма: исторический, экологический, фольклорный, религиозный, экстрим, рекреационный (оздоровительный), спортивный, сельскохозяйственный и т.д.. Среди занятий, которые могут быть предложены отдыхающим в наших условиях, - это посещение исторических мест, организация походов, просто прогулки по лесу, баня, катания на лодке, лошадях, велосипедах, рыбная ловля и охота, всевозможные игры, проведение праздников и участие в них, собственноручный сбор фруктов и множество других, предопределенных особенностями местности и возможностями собственников бизнеса.