2.3. Альтернативные варианты развития трк Крыма
В определении сценариев развития туристско-рекреационного комплекса Крыма следует исходить из оценки достигнутого уровня развития, многолетних тенденций и проблем, общемировых закономерностей туристско-рекреационного движения и др.
Вариант I. Сохранение обозначившегося к настоящему времени вектора социально-экономического развития Крыма.
При сохранении инерционной модели развития ТРК следует ожидать:
1.1. Уменьшение доли Южнобережного района до 30-35% при одновременном увеличении доли Юго-Восточного и Западного районов (25% и 20% соответственно), прежде всего, за счет интенсификации застройки новых участков Алушта-Судак, Евпатория-Донузлав и др. Некоторое оживление рекреационной деятельности будет происходить на северо-западном и восточном побережьях Крыма. Однако, если на ЮБК и в Судакско-Феодосийском районе вероятно усиление процессов концентрации производства и капитала в туристско-рекреационной сфере в сочетании со скупкой прибрежных территорий под элитное индивидуальное строительство, то на Тарханкуте и Керченском полуострове основным типом освоения будет оставаться строительство ведомственных баз отдыха. Увеличится посещаемость рекреантами горно-лесных районов Крыма, но в силу пока еще недостаточно сформированной мотивации к рекреационно-спортивным и экологическим формам туризма, слабой инвестиционной привлекательности и экологических ограничений, данные территории будут осваиваться медленно, а в рекреационный процесс будет вовлечено не более 10% лесного фонда.
1.2. В функциональной структуре рекреации постепенно уменьшится доля рекреационно-лечебных видов занятий, так как многие лечебно-климатические курорты перепрофилируются в оздоровительно-развлекательные центры. Сохранят свои позиции традиционные бальнеогрязевые курорты Западного района и (при условии целевых капиталовложений) перспективные курорты оз. Чокрак. Инфраструктура лечения туберкулеза на ЮБК может сохраниться при государственной поддержке и налаживании кооперационных связей с постсоветскими странами. В развитии туризма возможен экстенсивный рост самодеятельного и частично управляемого спортивного молодежного туризма.
1.3. В староосвоенных рекреационных районах региона наращивание материально-технической базы рекреации достигнет предельных отметок; со всей актуальностью встанет проблема устаревания форм организации пространства. Главным конфликтом станет наступление селитебных и дачных зон на рекреационные угодья, что вызовет сокращение последних. При внедрении системы малоземельных владений на побережье в течение длительного времени сохранится стихийный тип застройки побережья мини-пансионатами и мини-гостиницами с соответствующими нарушениями в инженерно-коммуникационной подготовке территории и отсутствием координации проектов. Ряд земельных участков в прибрежной полосе будет иметь вид отложенного освоения, что приведет к нарушению планировочного единства. При отсутствии масштабных капиталовложений в инфраструктурное обеспечение курортных территорий материально-техническая база курортов не будет удовлетворять требованиям платежеспособных клиентов. Следует ожидать обострения всех ранее изложенных проблем развития региона и, особенно, резкого ухудшения экологической ситуации вследствие превышения рекреационной нагрузки на природные комплексы Крыма.
Вариант II. Усиление техногенного воздействия на природные комплексы:
расширение химических производств;
увеличение ареала и объемов добычи газа и нефти в акваториях Черного и Азовского морей и создания нефтеперерабатывающих заводов (район Донузлава);
расширение транзитных транспортно-коммуникационных функций Крыма, включая строительство нефтяных терминалов (Керчь, Севастополь, Черноморское, Феодосия и др.), угольного терминала г. Севастополя;
интенсификация добычи строительного сырья, особенно в Предгорном Крыму;
расширение орошаемых сельскохозяйственных угодий и рост химизации сельскохозяйственного производства.
Реализация подобного сценария существенно исказит формирующуюся территориальную структуру рекреации, в частности, затормозится развитие новых центров роста в северо-западных и восточных периферийных районах полуострова; ухудшение экологических условий приведет к сокращению межрайонных и международных функций Сакско-Евпаторийской группы курортов. В результате следует ожидать чрезмерной концентрации рекреационного потока в Южнобережном районе, а в более отдаленной перспективе – частичной деструкции традиционных рекреационных районов.
Вариант III. Усиление рекреационной специализации Крыма на фоне доминирования средоохранных видов природопользования; реализация инновационно-инвестиционной политики в сфере рекреации и туризма.
Результатом данной модели приоритетного развития рекреации и туризма в Крыму будет:
сокращение и последующее закрытие химических производств;
внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий во все отрасли производственной и непроизводственной сферы;
перевод сельского хозяйства на интенсивные экологически чистые технологии;
развитие торгово-сервисных и экологичных транспортно-коммуникационных функций;
расширение сети природоохранных территорий;
экологизация урбанизированных территорий.
Это приведет к повсеместному улучшению качества рекреационной среды, оптимизации территориальной организации отдыха и туризма, а именно, более равномерному распределению рекреационной нагрузки по территории Крыма с привлечением в систему рекреационного природопользования степных районов полуострова. Наряду с сохранением ядер концентрации рекреационной инфраструктуры международного класса, более широкое развитие получат природоохранно-рекреационные формы использования территории, в частности, национальные парки, и средоохранные виды туризма (сельский, экологический туризм, регулируемый природно-познавательный туризм и др.). Можно прогнозировать сокращение конфликтности в природопользовании, поскольку другие природопользователи фактически будут входить в региональную индустрию туризма, выполняя обслуживающие функции по отношению к рекреации.
Реализация продуктовых, технологических и организационно-управленческих инноваций и привлечение государственных и частных инвестиций для создания высокотехнологичных курортных и инфраструктурных объектов позволит улучшить конкурентные позиции региона на рынке туристско-рекреационных услуг Украины и успешно интегрироваться в международный туристский рынок.
Данная стратегия отражает инновационно-инвестиционный сценарий развития туристско-рекреационного комплекса Крыма.
- Стратегия
- Содержание
- 4.2.1. Проведение полной инвентаризации рекреационных ресурсов..56
- Введение
- I. Крым в системе национального и мирового туризма
- 1.1. Тенденции развития мирового туризма
- Тенденции в изменении мирового туристского спроса:
- Основные задачи государств в сфере туризма на ближайшее десятилетие (unwto):
- 1.2. Современное состояние и проблемы развития туристско-рекреационного комплекса Крыма
- 1.2.1. Туристско-рекреационное предложение и инфраструктура
- Изменение структуры размещения туристов, посетивших арк в 2005-2009 гг. ,%.
- Число оздоровленных в сезон 2009 г. На 1000 чел. Постоянного населения по регионам ар Крым
- 463 Чел. — средний уровень по арк
- Рекреационные районы Крыма
- 1.2.2. Динамика спроса на отдых в Крыму
- Динамика численности отдыхающих в Крыму в 1913-2009 гг.
- Структура въездного потока в Крым по целям путешествия
- Среднестатистический портрет крымского туриста
- Вклад рекреации и туризма в региональную экономику
- Динамика прямых иностранных инвестиций в туристско-рекреационный комплекс ар Крым, тыс. Долл. Сша
- Основные экономические показатели развития туристско-рекреационного комплекса Крыма (ар Крым и г. Севастополь) в 2009 г.:
- 1.2.4. Влияние рекреации и туризма на окружающую среду
- 1.2.5. Туристский имидж Крыма
- 1.2.6. Актуальные проблемы развития трк Крыма
- Тенденции развития туристско-рекреационного комплекса Крыма:
- Ключевые проблемы туристско-рекреационного комплекса Крыма:
- II. Потенциал перспективного развития рекреации и туризма в регионе
- 2.1. Туристско-рекреационные ресурсы региона
- Ресурсный потенциал рекреации и туризма в Крыму
- 2.2. Конкурентные преимущества и ограничения развития трк региона
- Обеспеченность городов Крыма культурно-историческими ресурсами национального значения
- Конкурентные преимущества и ограничения развития санаторно-курортного лечения в Крыму
- Конкурентные преимущества и ограничения развития оздоровительной купально-пляжной рекреации в Крыму
- Конкурентные преимущества и ограничения развития активных видов туризма в Крыму
- Конкурентные преимущества и ограничения развития экскурсионного туризма в Крыму
- Конкурентные преимущества и ограничения развития конгрессного и делового туризма в Крыму
- 2.3. Альтернативные варианты развития трк Крыма
- Стратегическая цель развития туристско-рекреационного комплекса крыма
- Миссия крыма
- IV. Стратегические приоритеты и задачи развития туристско-рекреационного комплекса крыма
- 4.1.1. Оптимизация функциональной структуры трк
- Приоритетные виды рекреации и туризма и задачи их развития
- Санаторно-курортное лечение
- Массовый летний отдых
- Экскурсионный туризм
- Экологический туризм
- Активные виды горного туризма
- _____________________________________________________________________ Активные виды водного туризма
- Конгрессный и деловой туризм
- Круизный туризм
- Фестивальный и событийный туризм
- Этнографический туризм
- Сельский туризм
- Специализированные виды туризма
- 4.1.2. Расширение потребительской аудитории крымского турпродукта
- 4.1.3.Совершенствование территориальной структуры трк
- Стратегические направления развития туристско-рекреационного комплекса Крыма
- Специализация и направления стратегического развития рекреационных районов Крыма
- Ялтинский подрайон
- Алуштинский подрайон
- Судакский подрайон
- Феодосийский подрайон
- Евпаторийский подрайон
- Симферопольский подрайон
- Бахчисарайский подрайон
- Белогорский подрайон
- Старокрымский подрайон
- Казантипский подрайон
- Керченский подрайон (г. Керчь, Ленинский район)
- 4.1.4. Преодоление сезонности функционирования туристско-рекреационного комплекса.
- 4.2. Сбалансированное использование, охрана и воспроизводство ресурсного потенциала рекреации и туризма и обеспечение высокого качества рекреационной среды.
- 4.2.1. Проведение полной инвентаризации рекреационных ресурсов.
- 4.2.3. Осуществление непрерывного мониторинга состояния природно-рекреационных ресурсов и качества рекреационной среды
- Вхождение ар Крым и г. Севастополя в систему Европейских инициатив по развитию устойчивого туризма.
- 4.3. Достижение высокой социально-экономической эффективности функционирования туристско-рекреационного комплекса ар Крым
- 4.3.1. Разработка и внедрение маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности регионального туристско-рекреационного продукта на мировом рынке
- 4.3.2. Создание условий для роста инвестиционной активности в туристско-рекреационном секторе хозяйства ар Крым.
- 4.3.3. Системное улучшение туристской инфраструктуры.
- 4.3.4. Оптимизация рынка рабочей силы туристско-рекреационного комплекса
- 4.3.5. Оптимизация рекламно-информационного обеспечения развития трк
- 4.4. Создание эффективной системы управления туристско-рекреационным комплексом ар Крым и г. Севастополя
- 4.4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования туристско-рекреационного комплекса
- 4.4.2. Осуществление реформы системы управления туристско-рекреационным комплексом ар Крым и г. Севастополя.
- 4.4.3. Повышение уровня научно-методического обеспечения принятия управленческих решений.
- V. Ожидаемые результаты реализации стратегии
- Основные индикативные показатели реализации Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Крыма (ар Крым и г. Севастополь) в 2020 г.
- VI. Этапы реализации стратегии
- Мероприятия по реализации:
- VII. Мониторинг реализации стратегии