logo
article

Физическая культура в Древней Греции

Основная часть населения Древней Греции, состоявшая из рабов, не имевших никаких человеческих прав, была лишена возможности заниматься физической культурой. Физическая культура приобрела классовый характер.

В VIII – IV в до н.э. Греция предоставляет собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы. И в это время физическая культура достигает своего расцвета. Система воспитания, созданная рабовладельцами, в основном служила средством военной подготовки. Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.

Спарта – город-государство (полис), образовавшийся в IX веке до н.э. Спарта имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. В социально-экономическом укладе жизни государства еще имелись признаки общинно-родовых отношений. Спартиаты, как государственный класс, опасаясь постоянных восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему военно-физической подготовки. До сих пор широко известен термин «спартанское воспитание». Судьбу новорожденного ребенка определяли старейшины: болезненных и слабых детей убивали. Здоровые дети до 7 лет воспитывались дома. С 7 до 17 лет, живя в школах, которые больше напоминали казармы, дети занимались в основном физическими упражнениями. С 17 до 21 года юноши продолжали свою физическую и военную подготовку в специальных отрядах (так называемые отряды эфебов). Затем их зачисляли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до самой старости. Воспитателями детей являлись старшие спартиаты. На умственное воспитание молодых спартиатов обращали незначительное внимание. Много времени отводилось пляскам и пению хоровых песен. В Спарте физическое воспитание распространялось и на девушек.

В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании диска и копья, борьбе и кулачном бое, в беге и прыжках, охота на диких зверей и военные игры, развивающие мужество и находчивость.

Благодаря хорошо поставленному физическому воспитанию и совершенной военной организации спартиаты создали сильную армию гоплитов (тяжеловооруженная пехота), которая считалась лучшей в Греции и долгое время была непобедимой. Спартанские атлеты участвовали во многих олимпийских играх и нередко выходили победителями.

В V веке до нашей эры одним из крупнейших полисов Древней Греции стали Афины – типичный образец античной рабовладельческой республики с резко выраженным классовым расслоение общества. В Афинах были широко развиты внешняя торговля, мореплавание, ремесла. Каждый рабовладелец имел право и возможность принимать участие в общественной жизни. Поэтому афиняне не ограничились только военно-физической подготовкой молодежи, а стремились дать ей разностороннее воспитание. В афинской системе впервые была сделана попытка соединить воспитание умственное, физическое, нравственное и эстетическое.

До семилетнего возраста афинский ребенок воспитывался дома, под наблюдением специально приставленного раба или рабыни. С 7 до 16 лет молодой афинянин посещал государственную или частную мусическую и гимнастическую школу.*

В гимнастической школе, которую мальчики начинали посещать в 13 лет, осуществлялось физическое воспитание. Дети в течение двух-трех лет занимались бегом, прыжками, борьбой, плаванием, метанием копья и диска. По достижении 16-летнего возраста дети наиболее обеспеченных родителей поступали в так называемые гимнасии, где наряду с занятиями физическими упражнениями они изучали философию, политику, литературу.

С 18 лет молодежь мужского пола зачисляли в отряды эфебов для прохождения двухгодичной военной службы. Первый год они проводили в казармах, где изучали военное дело и занимались физической подготовкой. В течение второго года эфебы несли охрану границ своего государства.

В целом физическое воспитание в Афинах также имело военную направленность, хотя и не так резко выраженную, как в Спарте.

Таковы основные особенности физического воспитания в Спарте и Афинах.

В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой. Она состояла из трех разделов:

I раздел – палестрика (от слов «пале» – борьба). Основным содержанием ее был греческий пентатлон – пять видов физических упражнений: бег, прыжки, метание копья и диска, борьба. В палестрику входили также панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игры в мяч.

II раздел – орхестика – состоял в основном из танцевальных упражнений, выполнявшихся под музыку.

III раздел – игры с палкой, колесом, с клюшкой и шаром и другие детские подвижные игры.

У древних греков различались два метода использования и применения физических упражнений: гимнастика, или общее физическое развитие, и агонистика – специальная тренировка к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество по поводу победы и т.п.).

П остепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность. Наиболее крупными состязаниями, на которых греки демонстрировали свою военно-физическую подготовку, были Олимпийские игры. Первые известные олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Местом проведения игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасия, стадион и ипподром.

В период с VIII по II век до нашей эры в играх могли участвовать только свободнорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди не греческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться дома, а перед играми он вместе со своим учителем проходил тридцатидневную подготовку в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.

В общественной жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI – IV вв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Олимпийские игры в этот период способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами и никто не имел права с оружием в руках вступать на землю Олимпии. На олимпийские праздники собиралось до 50 тысяч зрителей. Их посещали знаменитые философы, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков.

Олимпийские праздники проводились одни раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами: по ним греки некоторое время вели летоисчисление. Греческий историк Тимей ввел в основу хронологический счет времени по олимпиадам. Промежуток между двумя олимпийскими играми, состоящий из 1417 дней, считался олимпийским годом, и отсюда пошло название олимпиада.

П рограмма олимпийских игр вначале состоящая только из бега на одну греческую стадию (192,27 м), впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), в борьбе, кулачном бое и панкратионе, в состязаниях колесниц и верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в играх стали принимать участие и дети. Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители олимпийских игр (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх была ветвь оливкового дерева и венок из лаврового листа. Статуи победителя олимпийских игр, именовавшегося «олимпионик», устанавливалась в том городе, откуда он был родом, изображения чемпиона чеканили на монетах, в его честь слагались гимны. Наиболее прославленными героями древних олимпийских состязаний были Леонидас с острова Родос – 12 раз побеждавший в беге, Гермоген из Ксапара – 8 побед, Астинос из Кротона – 7 побед.

Играми руководили «элланодики», одновременно выполнявшие роль тренеров и судей. Атлетам запрещалось применять нечестные приемы в борьбе, наносить увечья, вступать в сговор с соперниками.

В Олимпии выступали такие прославленные деятели культуры, как историк Геродот, философ Сократ, оратор Демосфен, математик Пифагор. Игры Древней Греции организовал Геракл.

Одним из «семи чудес света» называли статую Зевса – «бога богов», властелина природы, – созданную афинским скульптором Фидием, которая была установлена в Олимпии в Храме Зевса. Изготовленная из драгоценных пород дерева, слоновой кости, золота, бриллиантов, величественная статуя производила неотразимое впечатление. В V веке н.э. по приказу византийского императора Феодосия II статую Зевса перевезли в Константинополь, где она при пожаре дворца сгорела.

Знаменитый греческий философ и математик Пифагор побеждал в олимпийских состязаниях кулачных боев.

В виде исключения разрешено было присутствовать на играх жрице богини земли и плодородия Деметры. Однако в той же Олимпии, также раз в 4 года, устраивались празднества в честь богини Геры, сестры и жены Зевса, покровительницы брака. В программу этих состязаний входили состязания девушек в беге.

В III веке до н.э. начавшийся кризис рабовладельческой системы приводит к разложению античной культуры. Физическая культура в Греции вступает в полосу упадка. Появление христианской религии, проповедующей аскетизм и боровшейся против физического воспитания, повлекло за собой прекращение олимпийских праздников. В 394 г.н.э. древнегреческие игры были запрещены. Феодосий I усмотрел в них языческий обряд. Античные игры проводились на протяжении более чем 1100 лет.