Физическая культура в Древней Греции
Основная часть населения Древней Греции, состоявшая из рабов, не имевших никаких человеческих прав, была лишена возможности заниматься физической культурой. Физическая культура приобрела классовый характер.
В VIII – IV в до н.э. Греция предоставляет собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы. И в это время физическая культура достигает своего расцвета. Система воспитания, созданная рабовладельцами, в основном служила средством военной подготовки. Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.
Спарта – город-государство (полис), образовавшийся в IX веке до н.э. Спарта имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. В социально-экономическом укладе жизни государства еще имелись признаки общинно-родовых отношений. Спартиаты, как государственный класс, опасаясь постоянных восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему военно-физической подготовки. До сих пор широко известен термин «спартанское воспитание». Судьбу новорожденного ребенка определяли старейшины: болезненных и слабых детей убивали. Здоровые дети до 7 лет воспитывались дома. С 7 до 17 лет, живя в школах, которые больше напоминали казармы, дети занимались в основном физическими упражнениями. С 17 до 21 года юноши продолжали свою физическую и военную подготовку в специальных отрядах (так называемые отряды эфебов). Затем их зачисляли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до самой старости. Воспитателями детей являлись старшие спартиаты. На умственное воспитание молодых спартиатов обращали незначительное внимание. Много времени отводилось пляскам и пению хоровых песен. В Спарте физическое воспитание распространялось и на девушек.
В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании диска и копья, борьбе и кулачном бое, в беге и прыжках, охота на диких зверей и военные игры, развивающие мужество и находчивость.
Благодаря хорошо поставленному физическому воспитанию и совершенной военной организации спартиаты создали сильную армию гоплитов (тяжеловооруженная пехота), которая считалась лучшей в Греции и долгое время была непобедимой. Спартанские атлеты участвовали во многих олимпийских играх и нередко выходили победителями.
В V веке до нашей эры одним из крупнейших полисов Древней Греции стали Афины – типичный образец античной рабовладельческой республики с резко выраженным классовым расслоение общества. В Афинах были широко развиты внешняя торговля, мореплавание, ремесла. Каждый рабовладелец имел право и возможность принимать участие в общественной жизни. Поэтому афиняне не ограничились только военно-физической подготовкой молодежи, а стремились дать ей разностороннее воспитание. В афинской системе впервые была сделана попытка соединить воспитание умственное, физическое, нравственное и эстетическое.
До семилетнего возраста афинский ребенок воспитывался дома, под наблюдением специально приставленного раба или рабыни. С 7 до 16 лет молодой афинянин посещал государственную или частную мусическую и гимнастическую школу.*
В гимнастической школе, которую мальчики начинали посещать в 13 лет, осуществлялось физическое воспитание. Дети в течение двух-трех лет занимались бегом, прыжками, борьбой, плаванием, метанием копья и диска. По достижении 16-летнего возраста дети наиболее обеспеченных родителей поступали в так называемые гимнасии, где наряду с занятиями физическими упражнениями они изучали философию, политику, литературу.
С 18 лет молодежь мужского пола зачисляли в отряды эфебов для прохождения двухгодичной военной службы. Первый год они проводили в казармах, где изучали военное дело и занимались физической подготовкой. В течение второго года эфебы несли охрану границ своего государства.
В целом физическое воспитание в Афинах также имело военную направленность, хотя и не так резко выраженную, как в Спарте.
Таковы основные особенности физического воспитания в Спарте и Афинах.
В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой. Она состояла из трех разделов:
I раздел – палестрика (от слов «пале» – борьба). Основным содержанием ее был греческий пентатлон – пять видов физических упражнений: бег, прыжки, метание копья и диска, борьба. В палестрику входили также панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игры в мяч.
II раздел – орхестика – состоял в основном из танцевальных упражнений, выполнявшихся под музыку.
III раздел – игры с палкой, колесом, с клюшкой и шаром и другие детские подвижные игры.
У древних греков различались два метода использования и применения физических упражнений: гимнастика, или общее физическое развитие, и агонистика – специальная тренировка к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество по поводу победы и т.п.).
П остепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность. Наиболее крупными состязаниями, на которых греки демонстрировали свою военно-физическую подготовку, были Олимпийские игры. Первые известные олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Местом проведения игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасия, стадион и ипподром.
В период с VIII по II век до нашей эры в играх могли участвовать только свободнорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди не греческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться дома, а перед играми он вместе со своим учителем проходил тридцатидневную подготовку в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
В общественной жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI – IV вв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Олимпийские игры в этот период способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами и никто не имел права с оружием в руках вступать на землю Олимпии. На олимпийские праздники собиралось до 50 тысяч зрителей. Их посещали знаменитые философы, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков.
Олимпийские праздники проводились одни раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами: по ним греки некоторое время вели летоисчисление. Греческий историк Тимей ввел в основу хронологический счет времени по олимпиадам. Промежуток между двумя олимпийскими играми, состоящий из 1417 дней, считался олимпийским годом, и отсюда пошло название олимпиада.
П рограмма олимпийских игр вначале состоящая только из бега на одну греческую стадию (192,27 м), впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), в борьбе, кулачном бое и панкратионе, в состязаниях колесниц и верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в играх стали принимать участие и дети. Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители олимпийских игр (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх была ветвь оливкового дерева и венок из лаврового листа. Статуи победителя олимпийских игр, именовавшегося «олимпионик», устанавливалась в том городе, откуда он был родом, изображения чемпиона чеканили на монетах, в его честь слагались гимны. Наиболее прославленными героями древних олимпийских состязаний были Леонидас с острова Родос – 12 раз побеждавший в беге, Гермоген из Ксапара – 8 побед, Астинос из Кротона – 7 побед.
Играми руководили «элланодики», одновременно выполнявшие роль тренеров и судей. Атлетам запрещалось применять нечестные приемы в борьбе, наносить увечья, вступать в сговор с соперниками.
В Олимпии выступали такие прославленные деятели культуры, как историк Геродот, философ Сократ, оратор Демосфен, математик Пифагор. Игры Древней Греции организовал Геракл.
Одним из «семи чудес света» называли статую Зевса – «бога богов», властелина природы, – созданную афинским скульптором Фидием, которая была установлена в Олимпии в Храме Зевса. Изготовленная из драгоценных пород дерева, слоновой кости, золота, бриллиантов, величественная статуя производила неотразимое впечатление. В V веке н.э. по приказу византийского императора Феодосия II статую Зевса перевезли в Константинополь, где она при пожаре дворца сгорела.
Знаменитый греческий философ и математик Пифагор побеждал в олимпийских состязаниях кулачных боев.
В виде исключения разрешено было присутствовать на играх жрице богини земли и плодородия Деметры. Однако в той же Олимпии, также раз в 4 года, устраивались празднества в честь богини Геры, сестры и жены Зевса, покровительницы брака. В программу этих состязаний входили состязания девушек в беге.
В III веке до н.э. начавшийся кризис рабовладельческой системы приводит к разложению античной культуры. Физическая культура в Греции вступает в полосу упадка. Появление христианской религии, проповедующей аскетизм и боровшейся против физического воспитания, повлекло за собой прекращение олимпийских праздников. В 394 г.н.э. древнегреческие игры были запрещены. Феодосий I усмотрел в них языческий обряд. Античные игры проводились на протяжении более чем 1100 лет.
- Оглавление
- Введение
- Основы олимпийских знаний Возникновение физической культуры при первобытнообщинном строе
- Физическая культура в Древней Греции
- Особенности физического воспитания в Древнем Риме
- Миру нужны олимпийские игры
- Олимпийские игры Игры I Олимпиады.1896 год. Афины.
- Игры II Олимпиады. 1900 год. Париж.
- Игры III Олимпиады. 1904 год. Сент-Луис.
- Внеочередные Олимпийские игры. 1906 год. Афины.
- Игры IV Олимпиады. 1908 год. Лондон.
- Игры V Олимпиады . 1912 год. Стокгольм.
- Игры VII Олимпиады. 1920 год. Антверпен.
- Игры VIII Олимпиады. 1924 год. Париж.
- Игры IX Олимпиады. 1928 год. Амстердам.
- Игры X Олимпиады. 1932 год. Лос-Анджелес.
- Игры XI Олимпиады. 1936 год. Берлин
- Игры XIV Олимпиады. 1948 год. Лондон.
- Игры XV Олимпиады. 1952 год. Хельсинки.
- Игры XVI Олимпиады. 1956 год. Мельбурн.
- Игры XVII Олимпиады. 1960 год. Рим
- Игры XVII Олимпиады. 1964 год. Токио
- Игры XIX Олимпиады. 1968 год. Мехико
- Игры XX Олимпиады. 1972 год. Мюнхен
- Игры XXI Олимпиады. 1976 год. Монреаль
- Игры XXII Олимпиады. 1980 год. Москва
- Игры XXIII Олимпиады. 1984 год. Лос-Анджелес
- Игры XXIV Олимпиады. 1988 год. Сеул
- Игры XXV Олимпиады. 1992 год. Барселона
- Игры XXVI Олимпиады. 1996 год. Атланта
- Игры XXVII Олимпиады. 2000 год. Сидней
- Зимние Олимпийские игры на льду и на снегу
- I зимние Олимпийские игры. 1924 год. Шамони
- II зимние Олимпийские игры. 1928 год. Санкт-Мориц
- III зимние Олимпийские игры. 1932 год. Лейк-Плэсид
- IV Олимпийские игры.1936 год. Гармиш-Партенкирхен.
- V зимние Олимпийские игры. 1948 год. Санкт-Мориц
- VI зимние Олимпийские игры. 1952 год. Осло
- VII зимние Олимпийские игры. 1956 год. Кортина д’Ампеццо
- VIII зимние Олимпийские игры. 1960 год. Скво-Вэлли
- IX зимние Олимпийские игры. 1964 год. Инсбрук
- X зимние Олимпийские игры. 1968 год. Гренобль
- XI зимние Олимпийские игры. 1972 год. Саппоро
- XII зимние Олимпийские игры. 1976 год. Инсбрук
- XIII зимние Олимпийские игры. 1980 год. Лейк-Плэсид
- XIV Зимние Олимпийские игры. 1984 год. Сараево
- XV зимние Олимпийские игры. 1988 год. Калгари
- XVI зимние Олимпийские игры. 1992 год. Альбервиль
- XVII зимние Олимпийские игры 1994 год. Лиллехаммер
- XVIII зимние Олимпийские игры. 1998 год. Нагано
- XIX зимние Олимпийские игры. 2002 год. Солт-Лейк Сити
- Олимпийские принципы, традиции, правила Олимпийская хартия – основной закон всемирного движения
- Понятие «олимпиада»
- Олимпийский символ
- Олимпийский девиз
- Олимпийская эмблема
- Олимпийский флаг
- Олимпийский огонь
- Клятвы спортсменов и судей
- Талисман Олимпийских игр
- Олимпийские награды
- Как проводятся Олимпийские игры Когда проводятся Олимпийские игры?
- Где проводятся Олимпийские игры?
- Олимпийская деревня
- Кто участвует в Олимпийских играх?
- Олимпийская программа
- Масштабы Олимпийских игр
- Кто проводит олимпийские соревнования?
- Олимпийские сооружения
- Праздник открытия Игр
- Торжественное закрытие Игр.
- Подлинно общечеловеческое движение Как построено всемирное олимпийское движение
- Международный олимпийский комитет
- Восемь президентов
- Олимпийский комитет в нашей стране
- Спорт и олимпизм
- «Ода Спорту»
- Олимпизм – высшая форма спорта – нужен сегодня России как необходимый элемент системы мероприятий для возрождения как великого государства
- Физкультура и здоровье Первая доврачебная помощь при бытовых травмах Вывих
- Переломы костей
- Раны (повреждения мягких тканей
- Микротравмы
- Ушибы и ожоги
- Обморожения
- Соотношение понятий «культура» и «физическая культура»
- П.С. Брэгг. Десять заповедей здоровья
- Нарушение осанки
- Плоскостопие
- Олимпиада шагает по стране (Тесты школьных олимпиад) Городская олимпиада, 2000 год
- Окружной этап Олимпиады 2001
- Городская олимпиада, 2002 год
- Областной этап Олимпиады 2003 года
- Городская олимпиада, 2003 г.
- Всероссийская олимпиада школьников 2000 г.
- Московская олимпиада школьников 2001 г.
- Всероссийская олимпиада школьников 2001 г.
- III Всероссийская олимпиада школьников, 2002 год, Липецк
- Московская олимпиада 2003 г. Младшая возрастная группа (VIII-IX классы)
- Старшая возрастная группа (X-XI классы)
- Правильные ответы на тесты Городская олимпиада, 2000 год
- Городская олимпиада, 2002 год
- Областной этап Олимпиады 2003 года
- Городская олимпиада, 2003 г.
- Всероссийская олимпиада школьников 2000 г
- Московская олимпиада школьников 2001 г.
- Всероссийская олимпиада школьников 2001 г.
- III Всероссийская олимпиада школьников, 2002 год, Липецк
- VIII-IX классы
- Московская олимпиада 2003 г.
- VIII-IX классы
- Литература