logo
Альтернативный подход в обучении современной технике прыжка в высоту

1.2 Методика обучения способа «Фосбери Флоп» по В.М. Дьячкову и А.П. Стрижаку

По данным В.М. Дьячкова и А.П. Стрижака “Прыжок «Фосбери Флоп»” - правильно подобранная система подводящих упражнений и взаимосвязь методов, применяемых в обучении - характеризуется последовательной постановкой задач обучения, и использования решения этих задач:

Задача первая. Освоение техники бега по дуге в условиях действия центробежной силы.

Для облегчения решения этой задачи необходимо выполнять разбег с постепенным увеличением кривизны дуги.

Упражнения:

1. Бег по кругу радиусом 13 -15 м.

2. Бег по закруглению с постепенным уменьшением радиуса закругления от 13 - 15 до 5 - 8 м.

3. Равномерно ускоренный разбег по прямой с переходом на дугу поворота в последних 3 шагах разбега. (Это упражнение выполняется следующим образом: вначале прыгун, забегая на дугу поворота, выполняет по ней 3 шага, дальше продолжает бежать по дуге, не замедляя бега, еще 2- 3 шага.)

4. Пробегание по разбегу с акцентированным ускорением на последних 3 шагах разбега.

Задача вторая. Освоение техники толчка при дугообразном разбеге.

Упражнения для решения этой задачи направлены на формирования умения прыгуна сочетать толчок с выполнением маховых движений в условиях действия центробежной силы.

Упражнения:

1. Из положения стоя, держась за опору рукой, выполнить мах бедром маховой ноги в направлении слегка внутрь.

При выполнение этого упражнения следует обратить внимание на то, чтобы бедро маховой ноги несколько поворачивалось внутрь, а голень направлялась пяткой слегка в сторону. Этим движением таз выводится вперед вверх с некоторым его перемещением внутрь. Благодаря этому обеспечивается, более устойчивое положение о.ц.т. на толчковой ноге, и необходимый продольный разворот прыгуна спиной к планке по окончание толчка.

2. Бег по кругу с отталкиванием вверх вперед через каждый шаг. Радиус круга 8 - 10 метров.

При выполнение этого упражнения надо следить за тем, чтобы мах свободной ногой производился от бедра в сторону противоположного плеча, а маховое движение рук осуществлялось разноименно с резким подниманием плеч, как в прыжках в длину. Завершая толчок приземление выполняется на толчковую ногу.

3. Спиралевидный бег по закругленному радиусу от 8 - 10 до 5 -7 м с отталкиванием вверх - вперед через каждый шаг.

Контроль, как и во втором упражнение.

4. Равномерно ускоренный бег по кругу диаметром 8 - 10 м с отталкиванием вверх - вперед через каждые 5 шагов.

В этом упражнение главное - правильная постановка ноги с целью освоения быстрого толчка. Постановка толчковой ноги должна осуществляться загребающем движением «под себя» на всю стопу и синхронным ускорением маховых движений вверх.

5. Оттолкнувшись после дугообразного разбега у планки на высоте 30 - 40 см выше своего роста, принять положение начала входа на планку.

Это упражнение выполняется с индивидуального разбега. Поэтому при его выполнение необходимо контролировать и ритм ускорения темпа на 3 последних шагах разбега, и характер постановки толчковой ноги на полную стопу, и синхронность выполнения маховых движений.

6. Прыжки на гимнастический стол.

Упражнение способствует лучшему освоению маха и вертикального взлета прыгуна. Выполняется в двух вариантах. Сначала, оттолкнувшись с косого разбега (без закругления), прыгун садится на край стола боком на бедро согнутой в махе свободной ноги. Во втором варианте прыгун разбегается с закруглением. После взлета он несколько поворачивается спиной к столу и садится на него в этом положении.

Задача третья. Освоение техники перехода через планку.

Упражнения для решения этой задачи направлены на правильный переход через планку и приземление.

Упражнения:

1. Лежа поперек гимнастического козла, занять положение, характерное для перехода через планку. При выполнение упражнения надо следить за тем, чтобы таз занимал наиболее высокое положение и подбородок был взят на себя.

2. Лежа спиной на матах, руки вытянуты вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Упираясь в мат стопами и плечами, поднять таз вверх и повернуть голову в правую и левую сторону. ( по направлению разбега). При выполнение этого упражнения следует обратить внимание на то, чтобы прыгун максимально высоко поднимал таз, а не прогибался только в поясничной части позвоночника.

3. Мост из положения стоя. Голова поворачивается по направлению разбега, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно наклоняясь туловищем назад, перейти на мост, опираясь плечами на сложенные один на другой маты с постепенным понижением их высоты.

4. Кувырок назад. Маты положены одним краем на гимнастического козла. Упражнения выполняются из положения стоя на жестком гимнастическом мостике спиной к козлу с противоположной стороны матов. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги не много расставлены. Приподнимаясь на носки с одновременным подтягиванием плеч и поворотом головы по направлению своего разбега, медленно наклониться назад и, перекатившись через козла, сделать кувырок через голову на наклонных матах.

5. То же упражнение, что и предыдущее, но выполняется с 2 шагов подхода к козлу с имитацией толчка.

6. Из положения стоя у планки на краю гимнастического мостика прыжок спиной через планку с одновременным поворотом головы по ходу своего разбега и дальнейшим приземлением на плечи. При выполнение этого упражнения надо следить, чтобы прыгун не сваливался за планку с мостика и сначала выполнил толчок вверх под углом 80 - 85 градусов, а затем с высшей точки взлета максимально поднял таз вверх. Приземление должно быть на лопатки. В упражнении усваивается техника экономного перехода через планку.

7. То же упражнение, что и предыдущее, но с помощью подкидного мостика.

К освоению целостного прыжка в высоту «фосбери-флоп» следует приступать после проведения 4 -5 тренировочных занятий, а затем уже в ходе выполнения прыгуном прыжков в высоту повторять те упражнения, которые индивидуально будут способствовать лучшему усвоению техники прыжка.

А так же использовалась примерная программа спортивной подготовки для детских юношеских спортивных школ.

Прыжок в высоту с разбега. Ознакомление с техникой прыжка способа «перешагивание», «фосбери-флоп». Рассказ, анализ кино-грамм, просмотр видео фильмов, показ. Обучение отталкиванию в сочетании с махом прямой ногой. Отталкивание вверх с махом прямой ногой стоя у гимнастической стенки. То же без поддержки в сочетании с работой рук. Обучение постановке ноги на толчок. Постановка ноги вперед с одного шага в сочетании с замахом руками. То же с 2, 3 и 4 шагов. Обучение сочетанию отталкивания с разбегом. Выпрыгивание вверх с 1, 2, 3 и 6 шагов в сочетании с работой рук и махом прямой ногой. Обучение технике перехода через планку способами «перешагивание» и «фосбери-флоп» (для 12-13 лет девочек). Обучение приземлению. Обучение технике прыжка в высоту с разбега в целом. Прыжки через планку, постепенно повышая ее, с 1, 3, 5 и 7 шагов способами «перешагивание» и «фосбери-флоп». Участие в соревнованиях.

Специальные упражнения. Прыжки вверх, толкаясь двумя ногами без отягощения и с отягощением (2-6 кг). Прыжки через гимнастические снаряды и различные препятствия на местности. Прыжки вверх, отталкиваясь одной ногой с 1-5 шагов, доставая ветки деревьев и другие предметы, подвешенные на различной высоте. Имитация перехода через планку «перешагиванием», способом «фосбери-флоп».