logo
Альтернативный подход в обучении современной технике прыжка в высоту

2.1 Организация исследования

В нашем исследовании поставлена следующая цель - обучение техники прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп», с использованием положительного переноса двигательных умений прыжка способом «перешагивание».

Цели и задачи реализовывались поэтапно в период с 2014 по 2015 год.

На первом этапе исследования (сентябрь-ноябрь 2014) изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось направление работы, формировались и уточнялись, задачи, цель, методы, гипотеза исследования. Разрабатывалась экспериментальная методика.

Методика обучения прыжку способом «Фосбери-флоп» разрабатывалась с учетом перехода от способа «перешагивания» к «Флопу» с дальнейшим использованием положительного переноса образовавшегося навыка. Задачи обучения, упражнения для их освоения, критерии и указания представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методика альтернативного подхода в обучении современной техники прыжка в высоту

№ занятия

Задача обучения

Упражнения

Критерии

Указания

1

учить разметке для разбега на 3 шага, и прыжку перешагиванием с 3 шагов

Ходьба с перекатом с пятки на носок;

Ходьба перекатом с пятки на носок, но с подпрыгиванием на каждый шаг;

Подпрыгивание через шаг (определение толчковой ноги)

Туловище держать вертикально, на работу рук не обращать внимание. Следить за правильностью подбора разбега.

Место отталкивания 60 см. от планки:

Последний шаг (1) - 4 стопы

2 - 5 стоп

3 - 4,5 стопы.

2

научить прыжку перешагиванием с 5 шагов разбега

Повторить 1 - 3 упражнения предыдущего занятия.

Научить отталкиванию после 3 шагов разбега поточно.

Повторить прыжок с 3 шагов разбега.

Учить прыжку с 5 шагов разбега со следующей разметкой: 5 стоп; 6 стоп; 5,5 стоп, 5 стоп; 4,5 стопы

Прямое положение туловища, приземление на толчковую ногу, один шаг пропускается счет на 3. Разгонять таз за счет протягивания опоры под себя и сохранения вертикального положения туловища с вертикальным вылетом вверх, при правильном выполнении появляется ощущение подбрасывания, за счет мышц толчковой ноги.

В разбеге изменять положение наклона туловища до вертикального, с переходом от проталкивания на бег накатом (с подтягиванием опоры на себя). Обращать внимание на ритм, мах и вылет вверх. При переходе через планку использовать простейший вариант.

3

научить прыгать способом «перешагивание» с дугообразного разбега

Повторить прыжки через планку на доступной высоте с разбега 5 шагов

Повторить переход от разбега с проталкиванием на бег накатом (за счет протягивания опоры под себя)

Акцентировать внимание на ритм разбега.

Следить за рабочей позой и ее изменение при входе в дугу, работа рук, увеличение темпа движений и ритм, сохранение максимальной амплитуды движений, снижение траектории движения таза

Изменение разбега с прямого на дугообразный происходит с сохранением соотношения между шагами, которые выполняются: первые два с начала разбега по прямой; три следующих по дуге. Угол последнего шага разбега по отношению к планке сохраняется как в прямом разбеге.

4

учить переходу планки с выполнением маха с закручиванием

Прыжки с дугообразного разбега постепенно изменяя направление маха в начале вдоль планки, а затем с закручиванием маховой ногой в сторону от планки (отталкивание, переход через планку)

В переходе через планку, в процессе полета нужно ложиться вдоль планки - горизонтально.

Следить за исходным положением для начала толчка, накат туловища на стопу толчковой ноги, начало маха и подброс туловища бедром маховой ноги, подхват руками и подброс плеч, положение частей туловища в момент окончания толчка, достижение оптимальной высоты взлета, опрокидывание назад, расположение звеньев тела для достижения максимального вращения нал планкой

При выполнении прыжков с дугообразного разбега мах вначале выполняется вдоль планки, затем с закручиванием от планки при сохранении вертикального положения туловища в момент окончания отталкивания.

5

продолжить учить переходу через планку, с приземлением на плечи.

Мостик с приземлением на плечи (подъем обратно)

Прыжки через планку в целом, можно использовать отталкивание от мостика

Следить за расположением звеньев тела для достижения максимального вращения над планкой, завершение перехода, выпрямление ног коленных суставах, принятие обычного положения для безопасного приземления.

Сохранять наклон в сторону центра дуги, вылет вертикально, быстро опускать плечи за планку, брать ноги на себя.

На втором этапе исследования (декабрь-февраль 2015 года) проверялась эффективность разработанной нами методики.

Проводился педагогический эксперимент. Для этого были созданы экспериментальная и контрольная группы (в каждой группе был лидер и аутсайдер). Были сняты антропометрические показатели для выявления однородности групп. Экспериментальная группа тренировалась в СДЮСШОР по спортивной гимнастике, в городе Ижевск в понедельник, среда, пятница с 15.30 до 17.00. тренер-преподаватель Лучинкин Роман Андреевич. Контрольная группа тренировалась в легкоатлетическом манеже г. Ижевска, вторник, четверг, суббота с 18. 00 до 19. 30. тренер-преподаватель Лучинкин Роман Андреевич.

Общее количество испытуемых 10 человек. Возраст 12 - 13 лет (девочки). Продолжительность тренировки 2 академических часа. Количество тренировок 3 раза в неделю.

Экспериментальная группа тренировалась по разработанной нами методике, контрольная - по традиционной методике В.М. Дьячкова и А.П. Стрижака, и по программе по легкоатлетическим прыжкам для детских юношеских спортивных школ (программы показаны в главе I, раздел 1.2, 1.3). Разница между экспериментальной и традиционной методикой заключалось в сокращении срока обучения данному прыжку, в связи с подобранными нами упражнениями. В методике В.М. Дьячкова и А.П. Стрижака, по которой занималась контрольная группа, обучение проходит за 7-9 занятий, а по разработанной нами методике для экспериментальной группы обучение проходит в течение 5 занятий.

Условия экспериментальной и контрольной групп по уровню материально-технического обеспечения, квалификация педагогического состава, уровню физической подготовленности не имели принципиальных отличий. В конце исследования нами было проведено повторное тестирование.

На третьем этапе исследования (март-май 2015) проводилась математико-статистическая обработка полученных данных и оформлялась выпускная квалификационная работа в соответствии со стандартными требованиями.