logo
Альтернативный подход в обучении современной технике прыжка в высоту

2.2 Методы исследования

В соответствии с задачами исследования были подобраны и использованы методы, апробированные и достаточно эффективные в научных исследованиях.

Анализ научно-методической литературы. Проводился с целью изучения накопленного исследователями опыта по интересующей нас проблеме. Основное внимание уделялось изучению направлениям, формам обучения прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп». Изучались наиболее часто встречаемые ошибки в подготовке спортсменов-прыгунов 12-13 лет.

Педагогический эксперимент является основным методом исследования, в котором решались, поставленные задачи и проверялась выдвинутая гипотеза. Эксперимент был организован и проведен с соблюдением общепринятых принципов педагогического исследования. Он проводился с целью получения объективных данных для обоснования, используемых нами физических упражнений, разработанных для развития прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп». Для организации данного исследования использовался сравнительный эксперимент естественного типа.

Были созданы две группы экспериментальная и контрольная. Контрольная группа тренировалась по методике В.М. Дьячкова и А.П. Стрижака (методика представлена в главе I, раздел 1.2). Экспериментальная группа тренировалась по методике разработанной мной и научным руководителем Северухиным Г.Б.

Педагогическое тестирование физической подготовленности проводилось в период декабрь - февраль 2015 года. Были взяты тесты, из рабочей программы ДЮСШ. Для выявления эффективности разработанной методики проводился ряд тестов и контрольных замеров следующих показателей. Тесты физической подготовленности (ОФП):

1. Измерение прыжка в длину с места. Испытуемые встают перед линией сектора прыжка в длину и выполняют 3 попытки прыжка в длину с двух ног с места. Исследователь записывает результаты и выделяет лучший. Задача испытуемого - как можно дальше выполнить прыжок в длину с места.

2. Измерение прыжка в высоту с места двумя руками, касаясь стену. Испытуемые встают перед стеной, где отмечена сантиметровая шкала, и выполняют 3 попытки прыжка в высоту. Исследователь записывает результаты, выделяет лучший. Задача испытуемого - как можно выше выпрыгнуть и задеть стену.

3. Выпрыгивание вверх из приседа на двух ногах с отягощением 5 кг. Испытуемые выполняют выпрыгивание на количество раз за 30 секунд. Исследователь записывает результаты. Задача испытуемого сделать, как можно больше приседаний за 30 секунд.

4. Прыжки вверх отталкиваясь одной ногой с 1 - 5 шагов, доставая подвешенный предмет, который весит на одной высоте. Испытуемые выполняют прыжок вверх 10 попыток. Исследователь записывает результаты, сколько раз испытуемый достал подвешенный предмет. Задача испытуемого, как можно выше выпрыгнуть, чтобы достать подвешенный предмет.

Тесты технической подготовленности:

1. Прием норматива прыжка в высоту способом «Перешагивавние». Делим группу на 2 команды (в каждой группе есть лидер - тот, у кого получается прыжок, и аутсайдер - тот, у которого прыжок получается хуже). Принимаем норматив в каждой группе в виде соревнований. Задача спортсмена преодолеть планку, как можно выше, на каждую из высот предоставляется по 3 попытки. Исследователь ведет протокол соревнований, записывает результаты, лучший выделяет.

2. Прием норматива прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп». Принимаем норматив в каждой группе в виде соревнований. Задача спорсмена (испытуемого) преодолеть планку, как можно выше, на каждую из высот предоставляется по 3 попытки. Исследователь ведет протокол соревнований, записывает результаты, лучший выделяет.

Критерием оценивания является результативность и ее сравнение, а так же набранный опыт с периода сентябрь 2014 года по февраль 2015 года (пример приведен в таблицах с результатами в главе III).

Метод экспертного оценивания. Применяется для определения достоверности полученных результатов исследования. В данном методе принимали участие три эксперта: Северухин Георгий Борисович, Шулятьева Валентина Георгиевна, Лучинкин Роман Андреевич, которые выделяли качества методики исследования. Для этого использовалась экспертная оценка. Оценивание происходило по 10-ти бальной шкале. Использовались критерии по разбегу, отталкиванию, полету, переходу через планку, приземление. Применялся метод ранжирования.

Метод математическо-статистической обработки. Применялись для обеспечения достоверности результатов исследования. Статистическая обработка данных проводилась по общепринятым методам вариационной статистики с проверкой результатов исследования на достоверность различий. Достоверность различий считалась существенной при 5% уровне значимости (р0,05), что считается достаточно надежным для педагогических исследований.

Средняя арифметическая величина является производной, обобщающей количественные признаки ряда однородных показателей. Выражая одним числом определенную совокупность, она как бы ослабляет влияние случайных индивидуальных отклонений и акцентирует некую обобщенную количественную характеристику, наиболее типичное свойство изучаемого ряда показателей.

В простейшем случае этот показатель вычисляется путем сложения всех полученных значений и деления суммы на число вариантов.

,где

? - знак суммирования;

xi - значения отдельного измерения;

n - общее число измерений в группе.

Производится расчет динамики изменения показателей. Для этой цели применялась формула темпа прироста.

Tnp=* 100%, где

Tпр - темп прироста;

Yo - начальное значение показателей;

Yi - последующие значение показателя.

Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента:

Для обработки полученных результатов исследования применялись следующие статистические показатели и методы:

1. Средняя арифметическая величина [x]:

X? = ,где

- знак суммы;

Xi - полученное в исследовании значение;

n - количество исследуемых.

2. Среднее квадратичное отклонение [д]:

,где

- наибольшее значение одного из тестов контрольного испытания;

- наименьшее значение одного из тестов контрольного испытания;

К - табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.

3. Вычисление средней ошибки средне-арифметического значения [m]:

, где

д - среднее квадратическое отклонение;

- квадратный корень количество спортсменов, учавствующих в эксперименте.

4. Вычисление достоверности различий по t - критерию Стьюдента:

, где

- разница средне-арифметических величин показателей контрольных тестов;

- квадратный корень суммы средних ошибок средне-арифметического значения.

5. Определить достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнили с граничным при пятипроцентном уровне значимости (t 0,05). Если полученное значение (t) в эксперименте больше граничного значения (t 0,05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при пятипроцентном уровне значимости и, наоборот, когда полученное (t) меньше - различия недостоверны.

прыжок высота перешагивание обучение