1.3 Методические принципы спортивной тренировки
«Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах». (Степаненкова Э.Я., 2006)
I. Принципы сознательности и активности
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, их активное и заинтересованное выполнение, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни.
Принципы сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:
1. Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий.
2. Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений.
3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
«Существенную роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель (тренер) по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования». (Горбунов Г.Д., 2009)
II. Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
«В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач - всестороннее развитие органов чувств. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движений и неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности». (Железняк Ю.Д., Петров В.К., 2002)
III. Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же - необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.
Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.
Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают следующие основные положения: (Курамшин Ю.Ф., 2003)
ь определение меры доступного;
ь методические условия доступности;
ь индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания.
IV. Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания:
ь непрерывность процесса спортивных тренировок и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом;
ь повторяемость и вариативность;
ь последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.
IV. Принцип постепенного повышения динамичности
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе спортивных тренировок, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок:
1. необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок;
2. условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок.
Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.
- Введение
- 1. Спортивная подготовка как многолетний процесс
- 1.1 Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена
- 1.2 Структура спортивной подготовки
- 1.3 Методические принципы спортивной тренировки
- 2. Актуальные тенденции спортивной тренировки легкоатлета в прессе
- 2.1. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики
- 2.2 Тактика применения прыжковых упражнений в специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции. (по материалам статьи Шабанов И. Н. )
- Заключение
- Формы организации спортивной тренировки в вузе
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- Тема 3.2. Управление процессом подготовки легкоатлетов. Педагогический контроль в легкой атлетике спортивная тренировка в легкой атлетике. Основы спортивной тренировки
- 59.Методика тренировки легкоатлетов в группах спортивного совершенствования дюсш.
- 13.4. Многолетняя тренировка легкоатлета
- 2.2. История и тенденции развития методики тренировки в легкой атлетике
- Соревновательный период тренировки легкоатлетов.
- 16. Построение, содержание и планирование тренировки легкоатлетов
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах