2.2. История и тенденции развития методики тренировки в легкой атлетике
Еще в Древней Греции существовала определенная система подготовки спортсменов. В основе тренировки лежал четырехдневный цикл, в котором каждое занятие имело свою направленность в зависимости от конкретного дня этого цикла. Весь цикл спортивной тренировки древних эллинов-атлетов был достаточно продолжительным – 11 месяцев. Последний месяц этого цикла был этапом предсоревновательной подготовки. В тренировке применялись отягощения, использовались разнообразные физические упражнения, массаж и термические ванны после тренировки.
С рождением современного спорта возобновила свое развитие и спортивная тренировка. Английское слово traning дословно означает «упражнение», «дрессировка». Именно так, весьма упрощенно, и понималась в то время подготовка спортсменов к соревнованиям – повторение упражнений избранного вида спорта в течение некоторого времени. Считалось, что 2-4-х недель тренировки вполне достаточно, чтобы подготовить спортсмена к соревнованию, после участия в котором тренировка прекращалась, пока новое соревнование не заставляло готовиться к нему.
В первые годы XX века в США выходит ряд пособий по легкой атлетике, где описывается техника видов легкой атлетики, излагаются методические положения, выработанные на практике. К ним относятся: увеличение продолжительности тренировки до 8-10 недель, повышение ее объема, введение специальных упражнений и др.
В эти же годы в дореволюционной России также создается своя методика тренировки, которую достаточно уверенно можно назвать более прогрессивной.
В иностранных руководствах того времени тренировка рассматривалась как повторение упражнений определенного вида спорта. Задачи подготовки спортсменов решались последовательно: сначала предполагалось развитие спортсмена физически, затем – научить его технике избранного вида спорта, потом шло совершенствование в этом виде спорта путем повторений и, наконец, на последнем этапе – поддерживать форму легкой работой.
Труды же русских дореволюционных авторов были значительно богаче. В них мы находим прогрессивные предложения по делению тренировки на три главных периода: общей тренировки, подготовительной и специальной. В этом нетрудно увидеть прототип современной периодизации. Многие отечественные методисты уже в 1911–1916 гг. рекомендуют идти по пути увеличения продолжительности тренировки. Вместо 8-10 недель они предлагают увеличить процесс подготовки до 5-6 месяцев, а в упражнениях на выносливость – и более. Русскими авторами также отмечается необходимость разносторонней подготовки. Однако существовавшее тогда у большинства тренеров и спортсменов преклонение перед иностранными авторами сдерживало и не давало прогрессивным взглядам русских ученых и методистов реализоваться на практике.
С первых лет образования СССР вместе с возникновением и развитием отечественной системы физического воспитания создавалась также и одна из неотъемлемых ее частей – система спортивной тренировки. В развитии отечественной системы спортивной тренировки в легкой атлетике можно выделить ряд этапов.
I. Первый этап (1917–1931 гг.) – разработка основ спортивной тренировки, методических положений и научных обоснований системы подготовки. На этом этапе наиболее важную роль сыграла работа «Научные основы спортивной тренировки» В.В. Гориневского (1922 г.), в которой автор отказался от старого толкования тренировки как выполнения узкоограниченной работы и установил, что для разных целей и различной работы должна быть специальная тренировка.
В 1925 году, впервые в мире, М.Н. Ниман наиболее полно изложил вопросы обучения технике легкоатлетических упражнений, им было проверено на практике последовательность в обучении, особенности групповых занятий и многое другое.
Весьма заметным явлением тех лет были работы А.Н. Крестовского, в которых излагались физиологические исследования влияния бега.
В 1929 году И.П. Сергеевым, на базе московского манежа в Лефортове, была впервые организована круглогодичная тренировка для легкоатлетов.
В 1930 г. в трудах ГЦИФКа была изложена трехэтапная периодизация круглогодичной тренировки, связанная с временами года, календарем соревнований и задачами тренировки.
В целом можно считать, что к 30-м годам в теории и практике легкой атлетики были разработаны первоначальные основы тренировки, научные и методические положения будущей системы подготовки спортсменов.
II. Второй этап (1931–1941 гг.) – становление системы тренировки – связан с массовым развитием спорта в СССР и введением в 1931 году комплекса ГТО. В учебных и исследовательских институтах начали шире разрабатываться вопросы обучения и тренировки, готовились новые программы для секций легкой атлетики и методические пособия.
В это время постепенно исчезает двойная специализация и принцип круглогодичной подготовки в одном виде легкой атлетики становится господствующим.
В 1933–1934 гг. спортсмены начинают тренироваться уже 2 раза в день, проводя тренировку вместо утренней зарядки. Впервые начинают проходить и зимние соревнования по легкой атлетике (возникает необходимость строительства легкоатлетических манежей).
Годичный объем тренировки в этот период достигает 400-500 часов.
Большое значение в оформлении системы тренировки имела I Всесоюзная конференция тренеров по легкой атлетике в 1938 г., особенно принятое по докладу А.Н. Крестовникова решение о введении периодизации годичной тренировки, действовавшее до 1957 г.
На основе проводимой в 1937–1940 гг. экспериментальной работы по планированию тренировки, была создана первая государственная программа для секций легкой атлетики. Такие программы в дальнейшем стали определяющими развитие легкой атлетики.
III. Третий этап (до 1951 г.) – послевоенный. В период 1946–1948 гг. в спортивной практике получило признание планирование круглогодичной тренировки, обязательное ведение дневника спортсмена и журнала тренера. Широко использовались в этот период утренние занятия для тренировок, были сделаны первые шаги в разработке недельного цикла. Надо отметить положительную роль экспериментальной работы А.А. Тер-Ованесяна, рекомендовавшего еще в 1937 году легкоатлетам упражнения со штангой, а теперь подтвердившего необходимость развития силы для быстроты движений, т.о. было доказано огромное значение мышечной силы для спринтеров, прыгунов и метателей.
С 1949 по 1951 г. были сформулированы и обоснованы системы тренировки в отдельных видах легкой атлетики: ведены общие годичные и перспективные планы (без конкретных указаний объема и интенсивности); на занятиях стали решаться задачи в оптимальной последовательности (техника, быстрота, сила, выносливость), применяться недельные циклы, а также циклы с другим числом.
Важную роль в разработке специализированной тренировки в подготовительном периоде сыграла исследовательская работа Л.С. Хоменкова (1945–1950 гг.). Была доказана эффективность занятий легкоатлетов зимой на открытом воздухе в целях общей физической подготовки, а также развития специальных физических качеств применительно к виду легкой атлетики. В эти годы получила подтверждение необходимость тренироваться сильнейшим спортсменам 5-6 раз в неделю, а в беге на выносливость – дважды в день. Продолжительность занятий достигла 3 ч. и более. Общий объем годичной тренировки сильнейших легкоатлетов составлял 600 часов.
IV. Четвертый этап (с 1951 г. до наших дней) – олимпийский, этап совершенствования системы тренировки легкоатлетов.
В 50-е годы заметно обогатилась методика тренировки легкоатлетов. В этом важную роль сыграл учебник «Легкая атлетика» для институтов физической культуры (под ред. Г.В. Васильева и Н.Г. Озолина, 1952 г.).
Было осуществлено трехлетнее общее и двухлетнее индивидуальное планирование тренировки членов сборной команды страны. Широко распространился переменный (интервальный) метод тренировки, стали чаще применяться тренировочные и соревновательные микроциклы с учетом предстоящих условий соревнований, начали уделять большое внимание воспитанию волевых качеств спортсменов.
В 1957 году была разработана основа планирования многолетней подготовки (начиная с юного возраста легкоатлетов); внесены уточнения в годичную периодизацию; введен в подготовительный период новый этап – зимний соревновательный; изменены названия этапов тренировки (существующие и сегодня); разработаны недельный цикл и рекомендации по его содержанию, а также соотношение в них общей и специальной физической подготовки и работы над техникой.
В 1961 году был внедрен в практику новый этап тренировки –«разгрузочный» и начал разрабатываться индивидуальный (в зависимости от вида легкой атлетики) подход к изменению интенсивности нагрузки в предсоревновательные недели.
В практической подготовке сильнейших легкоатлетов соревнования стали делить на тренировочные, подводящие и кульминационные (Л.С. Хоменков, 1960 г.).
В эти годы большое внимание стало уделяться вопросам регламента питания, витаминизации, применению восстановительных препаратов и др.
Весь ход развития методики тренировки показал, что дальнейшее совершенствование системы подготовки легкоатлетов предполагает разработку подробных четырехлетних планов подготовки в отдельных видах легкой атлетики (в связи с тем, что главными соревнованиями для спортсмена являются олимпийские игры), составление индивидуальных и годичных планов тренировки, моделирование условий предстоящих особо ответственных состязаний в тренировке, увеличение количества стартов и повышение тренировочных нагрузок, в основном за счет интенсивности, обеспечение новых средств эффективного восстановления.
Как показала практика, для успеха в крупных соревнованиях, значительное внимание следует уделять и психологической подготовке – умению проявлять потенциальные силы в решающие моменты состязаний; обучению и закреплению высокоэффективной техники движений; дальнейшему повышению интенсивности и особенно качества тренировочной работы; восстановлению сил во время тренировки.
Важнейшей задачей в области методики тренировки на современном этапе развития легкой атлетики является проведение подготовки на самом высоком научно-методическом уровне не только с сильнейшими легкоатлетами, но и со спортсменами массовых разрядов. Это основа эффективной подготовки легкоатлетов.
- Введение
- Глава 1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 1.1. Ходьба
- 1.3. Прыжки
- 1.4. Метания
- 1.5. Многоборья
- Глава 2. История развития легкой атлетики
- 2.1. Возникновение и развития легкой атлетики
- 2.2. История и тенденции развития методики тренировки в легкой атлетике
- 2.3. Эволюция техники легкоатлетических упражнений
- Глава 3. Основы техники бега
- Глава 4. Основы техники прыжков
- Глава 5. Основы техники метаний
- Глава 6. Основы техники бега на короткие дистанции
- 6.1. Старт
- 6.2. Стартовый разбег
- 6.3. Бег по дистанции
- 6.4. Финиширование
- 6.5. Особенности техник бега на 200 и 400 м
- 6.6. Техника эстафетного бега на короткие дистанции
- Глава 7. Основы техники бега на средние и длинные дистанции
- 7.1. Бег на средние дистанции
- 7.1.1. Старт и стартовое ускорение
- 7.1.2. Бег по дистанции и финиширование
- 7.1.3. Кинематические параметры
- 7.2. Бег на длинные дистанции
- Глава 8. Основы техники прыжка в длину с разбега
- 8.1. Разбег
- 8.2. Отталкивание
- 8.3. Полет
- 8.4. Приземление
- Глава 9. Основы техники прыжков в высоту с разбега
- 9.1. Техника прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»
- 9.1.1. Разбег
- 9.1.2. Отталкивание
- 9.1.3. Переход через планку
- 9.1.4. Приземление
- 9.2. Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»
- Глава 10. Основы техники метания копья, гранаты и малого мяча
- 10.1. Техника метания копья
- 10.1.1. Держание копья
- 10.1.2. Разбег
- 10.1.2.1. Предварительная часть разбега
- 10.1.2.2. Заключительная часть разбега
- 10.1.3. Финальное усилие
- 10. 1.4. Торможение после броска
- 10.2. Техника метания гранаты и малого мяча
- Глава 11. Основы техники толкания ядра
- 11.1. Держание снаряда
- 11.2. Подготовка к скачкообразному разбегу
- 11.3. Скачкообразный разбег
- 11.4. Финальное усилие
- 11.5. Торможение после выпуска ядра
- Глава 12. Основы тренировки в легкой атлетике
- 12.1. Характерные особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 12.2. Основные средства и методы подготовки легкоатлетов
- 12.3. Содержание спортивной подготовки легкоатлетов
- 12.3.1. Физическая подготовка
- 12.3.1.1. Воспитание силы
- 12.3.1.2. Воспитание выносливости
- 12.3.1.3. Воспитание быстроты
- 12.3.1.4. Направленное воздействие на гибкость тела
- 12.3.1.5. Воспитание ловкости
- 12.3.2. Техническая подготовка
- 12.3.2.1. Методы обучения
- 12.3.3. Тактическая подготовка
- 12.3.4. Моральная и волевая подготовка
- 12.3.5. Теоретическая подготовка
- Глава 13. Построение, содержание и планирование тренировки легкоатлета
- 13.1. Построение тренировочных занятий
- 13.1.1. Задачи и содержание учебно-тренировочного урока
- 13.1.1.1. Подготовительная часть занятий
- 13.1.1.2. Основная часть занятий
- 13.1.1.3. Заключительная часть занятий
- 13.1.2. Нагрузка в занятиях
- Определение величины физической нагрузки по чсс
- 13.2. Построение и содержание малых и средних циклов тренировки
- 13.2.1. Построение малых циклов
- 13.2.2. Построение средних циклов
- 13.3. Построение годичного цикла
- 13.3.1. Подготовительный период тренировки
- 13.3.2. Соревновательный период
- 13.3.3. Переходный период
- 13.4. Многолетняя тренировка легкоатлета
- 13.5. Управление процессом тренировки
- Глава 14. Урок по легкой атлетике как основная форма занятий в учебном учреждении
- Глава 15. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике
- 15.1. Организации, проводящие соревнования
- 15.2. Спортивная база
- 15.3. Участники соревнований
- 15.4. Судейская коллегия
- 15.4.1. Главный судья
- 15.4.2. Заместители главного судьи
- 15.4.3. Главный секретарь
- 15.4.4. Судьи и секретари по бегу
- 15.4.5. Судьи и секретари по прыжкам и метаниям
- 15.5. Судейство соревнований по легкой атлетике
- 15.5.1. Судейство соревнований по бегу
- 15.5.2. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 15.5.2.1. Общие положения
- 15.5.2.2. Прыжок в длину
- 15.5.2.3. Прыжок в высоту
- 15.5.2.4. Метания
- Библиографический список