1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
В настоящее время усилилась тенденция формирования теории спортивной деятельности как самостоятельной отрасли обобщающих научно-прикладных знаний. На современном этапе развития теории спорта требование прикладности в ее системном изучении исходит из необходимости совершенствования системы как массовой физической подготовки населения, так и спорта высших достижений. Ю.В. Верхошанскнй рассматривает спортивную деятельность как сложное социально-биологическое явление. Именно биологический аспект, по его мнению, в спортивной деятельности должен играть важную роль в научном поиске, направленном на решение проблемы рационального построения и программирования тренировки. Но вместе с тем он должен ориентироваться и осмысливаться в аспекте педагогических задач, выражающих социальную сущность спортивной деятельности. Спорт - это особый вид общественного производства, в котором в специфической форме воспроизводится (моделируется) специализация человеческого самоопределения. Спорт высших достижений по отношению к массовому спорту и физкультурному движению выступает в качестве эффективно: о средства формирования правильном ориентации на личность и на проявление физических способностей. Спорт прежде все-то - соревновательная деятельность. В широком смысле слона, согласно Л.П. Матвееву, спорт охватывает не только собственно соревновательную деятельность, специальную к ней подготовку, по также и специфические отношения, нормы и достижения, возникшие на основе этой деятельности.
В спорте объект труда - сам спортсмен. Он же - субъект труда. Спортивное мастерство – это, прежде всего искусство движения.
Вместе с тем, процесс воспитания спортсменов высокого класса ведется на уровне предельных физических и психических напряжений. И поэтому в этом процессе нельзя допустить ошибок, ибо цена им - здоровье человека. Особенно актуален этот вопрос при подготовке юных спортсменов, так как во многих видах спорта атлеты высокой квалификации готовятся уже в подростковом и юношеском возрасте. Основные тенденции развития современной системы спортивной тренировки определяются прежде всего важнейшим социальным фактором - всевозрастающим уровнем мировых достижений в спорте. А это предполагает повышение тренировочных нагрузок. Однако в ряду причин повышения тренировочных нагрузок следует рассматривать и углубляющиеся научные представлении о физиологических механизмах совершенствования функциональных резервов человеческого организма в процессе приспособления к возрастающим нагрузкам.
Например, несколько десятилетий назад практически в любом виде спорта можно было добиться высоких результатов, тренируясь 3-5 раз в неделю, сейчас - 11-12 раз. Такой объем тренировочной нагрузки в настоящее время выполняют во многих видах спорта очень молодые спортсмены 12-15 лет, лет. 40 назад их просто не допускали к занятиям спортом, например, в тяжелой атлетике, борьбе и др. Современная система спортивной тренировки строится так, что каждое последующее занятие проходит на качественно новом уровне функционального фона возможности организма. Эффективность тренировки на новом уровне функционирования организма должна постоянно повышаться. То, что было непосильно для спортсменов вчера, стало нормой сегодня.
Отчего это происходит? Ученые и специалисты уже давно заметили способность организма меняться под влиянием всевозрастающих нагрузок, увеличивая свои структурные адаптационные резервы и позволяя этим самым управлять ими. Вместе с тем надо знать, что изменение функции организма имеет прямую зависимость от силы внешнего раздражения: нормальный режим нагрузки обеспечивает среднюю интенсивность деятельности клетки, более высокий режим приводит к повышению ее деятельности, форсированный режим заставляет организм отвечать и более высоким уровнем функционирования клетки. С точки зрения спортивной тренировки может быть самым эффективным именно форсированный режим тренировочной работы. Но здесь есть опасность перехода этого режима в патологический режим нагрузки, когда сила раздражителя может превысит резервы адаптации клетки. Следовательно, можно предположить, что тренировка наиболее эффективна на границе между нормальным и форсированным режимом, а не между форсированным и патологическим режимом. Варьировать в этих пределах на грани возможного - это и есть одна из главных проблем мастерства тренера.
- Лекция 1. Т и мфк как научная и учебная дисциплина содержание
- 1. Предмет и основные понятия т и мфк
- 2. Цель и задачи физического воспитания
- 3. Принципы системы физического воспитания
- 4. Функции физической культуры и ее функциональные связи
- 5. Методы исследования в теории и практике физической культуры
- Лекция 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
- 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества
- Методы воспитания
- 1.Убежде-ние
- Лекция 3. Основные стороны и принципы методики Физического воспитания
- 3.1. Основные принципы физического воспитания
- 2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
- Лекция 4. Средства физического воспитания Содержание
- 1. Средства физического воспитания
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Направления воздействия физических упражнений на человека
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Обучение технике двигательных действий (по л.П. Матвееву)
- Вспомогательные
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
- Лекция 5. Методы физического воспитания
- 1. Общая характеристика методов физического воспитания
- Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
- 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты
- Лекция 6. Общие основы обучения двигательным действиям содержание
- 1. Основы обучения двигательным действиям
- 2. Основы формирования двигательного навыка
- Лекция 7. Характеристика двигательных (физических) качеств Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Основные закономерности развития физических качеств
- 3. Общие механизмы развития физических качеств
- Лекция 8. Физиологическая характеристика мышечной силы Содержание
- 1. Общие понятия физического качества «сила».
- 2. Виды силы, измерение показателей силы
- 3. Средства воспитания силы
- 4. Методы силовой тренировки
- 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
- 6. Методы измерения силы
- Лекция 9. Скорость и быстрота движений. Их резервы и тренировка Содержание
- Общие основы быстроты
- 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
- 3. Возрастные особенности развития быстроты
- 4. Измерение быстроты движений
- 5. Скорость и скоростно-силовые качества
- 6. Скоростная подготовка
- Лекция 10. Выносливость. Физиологические механизмы развития и методы тренировки
- Физиологические механизмы развития выносливости
- 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
- Качественные и количественные характеристики различных биоэнергетических механизмов спортивной работоспособности
- 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
- 4. Методы развития выносливости
- Комплексный метод (комплексное использование всех методов при большом разнообразии средств). Этот метод является наиболее "мягким" и происходит в условиях аэробно-анаэробного режима.
- 5. Методы измерения выносливости
- Лекция 11. Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки Содержание
- 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
- 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
- 3. Методика воспитания координации
- 4. Возрастные особенности развития координации
- 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
- Лекция 12. Гибкость и основы методики ее воспитания Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Средства и методы воспитания гибкости
- 3. Методы измерения и оценки гибкости
- Лекция 13. Актуальные проблемы современной системы спортивной тренировки Содержание
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- 2. Сущность спорта и его основные понятия
- 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
- 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
- Лекция 14. Основные аспекты спортивной тренировки Содержание
- 1. Цель и задачи спортивной тренировки
- 2. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
- 3. Методы спортивной тренировки
- 4. Принципы спортивной тренировки