logo search
Voprosy_k_Gosudarstvennomu_ekzamenu_po_specialq

18. Этапы подготовки и освоения нововведений в социально-культурном сервисе и туризме

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: Что такое инновация? «Нововведение инновация» в широком смысле означает обновление какого-либо объекта, иначе проведение в нем какого-либо изменения. Любые реально проведенные изменения всегда приводят к одному результату характеристики (свойства) объекта изменяются. Другими словами, нововведение (инновация) переводит объект из одного качественного или количественного состояния в другое. Правомочно задать вопрос: «В какое?» Правильным будет ответ: «В любое и не обязательно лучшее».

Инновация это по сути комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.

Информационная основа инноваций проявляется в возможности распространения (тиражирования, диффузии) новшества на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная идея новшества, изобретение как результат научно-исследовательских работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат изготовления (внедрения) новшества.

Инновационный менеджмент это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция (товары, изделия, турпродукты), выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.

Процесс реализации инновации принято называть инновационным процессом. Это общее определение, но не полное, так как оно не раскрывает внутреннее структуру и специфические особенности сложного процесса качественного преобразования. В структуре инновационного процесса различных видов инноваций немало общего, но существует и много различий. Наиболее сложным и многоэтапным является инновационный процесс реализации продуктовых (обновление выпускаемой продукции) и технологических (обновление технологии) новаций. Именно при его реализации наиболее полно проявляются особенности и трудности, с которыми сталкиваются предприятия - произво­дители продукции.

Как было отмечено, в инноватике используются два понятия: «инновация-продукт» и «инновация-процесс». Основное их раз­личие состоит в том, что в первом случае основное внимание уделяется процессу создания новшества, во втором - процессу его реализации.

Каждый из процессов имеет свой жизненный цикл (ЖЦ) (см. табл.). В целях различения двух циклов внутренние интервалы ЖЦ «инновации-продукта» принято называть фазами, а этапы ЖЦ «инновации-процесса» - стадиями.

Инновация продукта

«Инновация процесс»

Фаза «наука»:

Фундаментальное исследования, разработка теоретических подходов к решению проблемы

Фаза «исследование»:

Экспериментальные исследования и разработка рабочих моделей

Фаза «разработка»:

Проектирование, изготовление, испытание и доводка новшества

Фаза «производства»:

Изготовление, поставка, по необходимости монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя

Фаза «потребление»:

Использование у потребителя, предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы (использования)

Стадия «зарождение»:

Осознание потребности, поиск или разработка новшества

Стадия «освоение»:

Внедрение, испытания, внесение необходимых изменений

Стадия «диффузия»:

Распространение новшества, тиражирование

Стадия «рутинизация»:

Реализация новшества в стабильных (устойчивых) показателях производства (эксплуатации).

Инновационный процесс можно определить как процесс пре­образования новых научных знаний в инновацию. Другими сло­вами, инновационный процесс представляет собой жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность работ по всему циклу инновационных преобразований (иначе - инновационному цик­лу), и содержит этапы создания, освоения и промышленной реа­лизации инноваций.

Инновационные процессы, обеспечивающие переход от од­ного качественного состояния объекта к другому (более высо­кому), требуют затрат ресурсов, т. е. инвестиций и времени. С позиции управленческого аспекта для эффективной реализации инновационных процессов и в целом инновационной дея­тельности субъектов рыночной экономики необходимо наличие рынков капитала (инвестиций), новаций, инжиниринга и разви­той инновационной сферы.

Инновационный процесс, связанный с обновлением продук­ции (услуг), для разных предприятий (фирм) имеет разные структуры (последовательность выполнения комплексов работ).

Инновационный цикл обновления продукции для промыш­ленных предприятий состоит из двух фаз:

1) фазы разработки

2) фазы реализации

Полностью инновационный цикл выполняется в случае крупных и принципиально новых качественных изменений (новой продукции, технологии, новой техники).