logo
Voprosy_k_Gosudarstvennomu_ekzamenu_po_specialq

21. Туристские организации

Разработкой и реализацией туристских продуктов занимаются два вида туристских организаций, являющихся частью туристской индустрии: туроператоры и турагенты.

Туроператор (в международной практике иногда употребляется термин «турорганизатор») — это организация, занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает их услугами, организует рекламу, рассчитывает и устанавливает цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагенту для выпуска и реализации путевок. Туроператор отвечает за предоставление услуг, включенных в турпакет. Иногда он предоставляет эти услуги сам, получая их от контрагента или будучи владельцем гостиниц, ресторанов и т.д.

Чаще всего туры составляются туроператором для оптового агентства, которое предлагает эти пакеты под своим именем через своих розничных агентов или через авиакомпании.

Турагент — организация, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю. Турагенты выполняют две главные функции: 1) предоставление информационных услуг (сообщают о туристских районах, вариантах размещения, помогают составить примерную смету расходов на путешествие); 2) сбыт туристских услуг.

Точно установить количество турагентств в мире трудно, так как терминология различается по странам. В основной массе турагентства представляют собой небольшие компании с незначительным капиталом и ограниченным рынком. К тому же предприятие может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, туристское бюро разрабатывает маршруты как туроператор и продает их турагенту, одновременно как турагент приобретает туры у другого бюро и продает их туристам. Принципиально туроператор и турагент различаются по двум позициям: по системе доходов и по принадлежности турпродукта. В первом случае туроператор покупает определенный турпродукт. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и продажи, Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует турпакет со своим механизмом ценообразования. Турагент же действует как розничный продавец, и его прибыль складывается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта.

Различие по второму признаку более тонкое и состоит в том, что туроператор всегда имеет запас турпродукта для продажи, а турагент запрашивает определенный турпродукт только тогда, когда к нему обращается клиент.

Туроператоры играют ведущую роль в туризме, так как именно они занимаются формированием основных и дополнительных услуг в единый туристский продукт. В международной практике приняты классификации туроператоров по различным признакам. По виду деятельности они подразделяются на:

• операторов массового рынка, которые продают турпакеты в места массового туризма, обычно с использованием чартерных авиарейсов (в настоящее время массовыми туроператорами можно считать компании, направляющие туристов в Египет, Турцию, Болгарию);

• специализированных туроператоров, занимающихся определенным продуктом или сегментом рынка (определенной страной, определенным видом туризма и т.д.)

В свою очередь, специализированные туроператоры могут быть:

а) туроператорами специального места назначения (например, организующие туры в Испанию);

б) туроператорами специального интереса (например, специализирующиеся на религиозном туризме);

в) туроператорами определенной клиентуры (например, молодежи, семейных пар);

г) туроператорами определенных мест размещения (например, размещающие туристов в пансионатах, на турбазах, на элитных виллах);

д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта (например, самолеты, теплоходы, поезда).

По месту деятельности различают:

• внутренних туроператоров, составляющих турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания;

• выездных туроператоров, ориентирующих турпакеты на зарубежные страны (такие туроператорские компании часто называют инициативными туроператорами. Международные инициативные туроператоры — это операторы, отправляющие туристов за рубеж по договоренности с принимающими — рецептивными — туроператорами или напрямую с туристскими предприятиями. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта и т.д.;

• туроператоров на приеме, которые базируются в стране назначения и обслуживают прибывающих туристов. Такие фирмы можно

обозначить как рецептивные туроператоры. Рецептивные туроператорские компании комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, ресторанами и т.п.). Это чистая форма туроперейтинга.

В России туроперейтинг на приеме (рецептивный) развит слабо. По уровню обслуживания он отстает от международных стандартов по нескольким параметрам: 1) по слабой дифференцированности программ обслуживания (часто для иностранцев предлагается только тур по «золотому кольцу» России или поездка в Санкт-Петербург); 2) по недостаточным разнообразию предлагаемых услуг и дифференциации предложения по возрастным группам, слабому делению по разным уровням обслуживания, ценам; 3) по качеству предоставляемых услуг, недостаточным гарантиям надежности обслуживания. 36

Тем не менее инициативный туроперейтинг развивается в России быстрыми темпами, что обусловлено следующими факторами:

• повышением спроса россиян на зарубежные поездки на фоне снижения спроса на внутренний туризм;

• снижением спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по причинам безопасности, экономической нестабильности и т.д.)»

• отсутствием материальной поддержки в продвижении России на международном туристском рынке со стороны государства;

• отсутствием крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения*. Если в Европе и США идет активный процесс концентрации туристского бизнеса, то в России фирмы по приему функционируют разрозненно. Существует несколько крупных рецептивных компаний, таких, как «Интурист», «Спутник» и ЦСТЭ (Центральный совет по туризму), но даже им трудно поставить прием иностранных туристов на поток. А о возможностях небольших фирм, занимающихся единичными визитами иностранцев, и говорить не приходится.

Следует отметить, что быстрое развитие в России инициативных туроператоров стало возможным в определенной степени благодаря тому, что эта работа строилась на базе отработанных годами схем западных туроператоров и при их заинтересованной поддержке выезда наших туристов к ним на отдых.

Однако в реальном турбизнесе функции часто «смешиваются». По отношению к некоторым своим продуктам турфирма может выступать и как рецептивный, и как инициативный туроператор, а в отдельных случаях—и как турагент по продаже готовых туров, сформированных другим туроператором.