21. Туристские организации
Разработкой и реализацией туристских продуктов занимаются два вида туристских организаций, являющихся частью туристской индустрии: туроператоры и турагенты.
Туроператор (в международной практике иногда употребляется термин «турорганизатор») — это организация, занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает их услугами, организует рекламу, рассчитывает и устанавливает цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагенту для выпуска и реализации путевок. Туроператор отвечает за предоставление услуг, включенных в турпакет. Иногда он предоставляет эти услуги сам, получая их от контрагента или будучи владельцем гостиниц, ресторанов и т.д.
Чаще всего туры составляются туроператором для оптового агентства, которое предлагает эти пакеты под своим именем через своих розничных агентов или через авиакомпании.
Турагент — организация, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю. Турагенты выполняют две главные функции: 1) предоставление информационных услуг (сообщают о туристских районах, вариантах размещения, помогают составить примерную смету расходов на путешествие); 2) сбыт туристских услуг.
Точно установить количество турагентств в мире трудно, так как терминология различается по странам. В основной массе турагентства представляют собой небольшие компании с незначительным капиталом и ограниченным рынком. К тому же предприятие может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, туристское бюро разрабатывает маршруты как туроператор и продает их турагенту, одновременно как турагент приобретает туры у другого бюро и продает их туристам. Принципиально туроператор и турагент различаются по двум позициям: по системе доходов и по принадлежности турпродукта. В первом случае туроператор покупает определенный турпродукт. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и продажи, Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует турпакет со своим механизмом ценообразования. Турагент же действует как розничный продавец, и его прибыль складывается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта.
Различие по второму признаку более тонкое и состоит в том, что туроператор всегда имеет запас турпродукта для продажи, а турагент запрашивает определенный турпродукт только тогда, когда к нему обращается клиент.
Туроператоры играют ведущую роль в туризме, так как именно они занимаются формированием основных и дополнительных услуг в единый туристский продукт. В международной практике приняты классификации туроператоров по различным признакам. По виду деятельности они подразделяются на:
• операторов массового рынка, которые продают турпакеты в места массового туризма, обычно с использованием чартерных авиарейсов (в настоящее время массовыми туроператорами можно считать компании, направляющие туристов в Египет, Турцию, Болгарию);
• специализированных туроператоров, занимающихся определенным продуктом или сегментом рынка (определенной страной, определенным видом туризма и т.д.)
В свою очередь, специализированные туроператоры могут быть:
а) туроператорами специального места назначения (например, организующие туры в Испанию);
б) туроператорами специального интереса (например, специализирующиеся на религиозном туризме);
в) туроператорами определенной клиентуры (например, молодежи, семейных пар);
г) туроператорами определенных мест размещения (например, размещающие туристов в пансионатах, на турбазах, на элитных виллах);
д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта (например, самолеты, теплоходы, поезда).
По месту деятельности различают:
• внутренних туроператоров, составляющих турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания;
• выездных туроператоров, ориентирующих турпакеты на зарубежные страны (такие туроператорские компании часто называют инициативными туроператорами. Международные инициативные туроператоры — это операторы, отправляющие туристов за рубеж по договоренности с принимающими — рецептивными — туроператорами или напрямую с туристскими предприятиями. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта и т.д.;
• туроператоров на приеме, которые базируются в стране назначения и обслуживают прибывающих туристов. Такие фирмы можно
обозначить как рецептивные туроператоры. Рецептивные туроператорские компании комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, ресторанами и т.п.). Это чистая форма туроперейтинга.
В России туроперейтинг на приеме (рецептивный) развит слабо. По уровню обслуживания он отстает от международных стандартов по нескольким параметрам: 1) по слабой дифференцированности программ обслуживания (часто для иностранцев предлагается только тур по «золотому кольцу» России или поездка в Санкт-Петербург); 2) по недостаточным разнообразию предлагаемых услуг и дифференциации предложения по возрастным группам, слабому делению по разным уровням обслуживания, ценам; 3) по качеству предоставляемых услуг, недостаточным гарантиям надежности обслуживания. 36
Тем не менее инициативный туроперейтинг развивается в России быстрыми темпами, что обусловлено следующими факторами:
• повышением спроса россиян на зарубежные поездки на фоне снижения спроса на внутренний туризм;
• снижением спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по причинам безопасности, экономической нестабильности и т.д.)»
• отсутствием материальной поддержки в продвижении России на международном туристском рынке со стороны государства;
• отсутствием крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения*. Если в Европе и США идет активный процесс концентрации туристского бизнеса, то в России фирмы по приему функционируют разрозненно. Существует несколько крупных рецептивных компаний, таких, как «Интурист», «Спутник» и ЦСТЭ (Центральный совет по туризму), но даже им трудно поставить прием иностранных туристов на поток. А о возможностях небольших фирм, занимающихся единичными визитами иностранцев, и говорить не приходится.
Следует отметить, что быстрое развитие в России инициативных туроператоров стало возможным в определенной степени благодаря тому, что эта работа строилась на базе отработанных годами схем западных туроператоров и при их заинтересованной поддержке выезда наших туристов к ним на отдых.
Однако в реальном турбизнесе функции часто «смешиваются». По отношению к некоторым своим продуктам турфирма может выступать и как рецептивный, и как инициативный туроператор, а в отдельных случаях—и как турагент по продаже готовых туров, сформированных другим туроператором.
- 1. Виды учета в народном хозяйстве. Предмет и метод бухгалтерского учета в учреждениях ск сервиса.
- 2. Основные факторы регионоведения. Общая характеристика. Их влияние на развитие туризма.
- 3. Предмет географии туризма. Географические и другие факторы, влияющие на развитие туризма.
- 4. Маркетинг организаций социально-культурной сервиса и туризма: структура, функции, приоритеты.
- 5. Классификация инноваций. Характеристика некоторых из них на примерах ск сервиса и туризма.
- 6. Туристские ресурсы и специфика их использования в туризме: правовая, экологическая и экономическая регламентации.
- 7. Региональная типология. Понятие «регион» на макро-, мезо- и микроуровнях. Примеры классификации регионов в туризме (по юнвто).
- 8. Этапы проектирования рекламных кампаний организаций социально-культурного сервиса и туризма
- 9. Определение понятия и социальные функции музея
- 10. Общий вид инновационного процесса в социально-культурном сервисе и туризме.
- 11. Сущность и основные функции планирования в предпринимательской деятельности.
- 12. Виды турпредприятий: функции, отличительные особенности
- 13. Географическое положение и природа страны как предпосылка и фактор туристской деятельности.
- 14. Этические и эстетические аспекты сервисной деятельности.
- 15. Основные хозяйственные процессы и хозяйственные операции в организациях ск сервиса.
- 16. Цели, задачи и специфика менеджмента в организациях социально-культурного сервиса и туризма
- 17. Основные источники получения прибыли. Виды прибыли, основные факторы и пути ее увеличения
- 18. Этапы подготовки и освоения нововведений в социально-культурном сервисе и туризме
- 19. Социально-культурные технологии и специфические приемы рекламы
- 20. Туристская индустрия и ее структура
- 21. Туристские организации
- 21. Организация аналитической деятельности турфирмы в структуре функций менеджмента
- 22. Европейский регионализм. Деятельность ес и се. Шенгенское соглашение
- 23. Спрос как основная характеристика нормативного потребительского поведения аудитории рекламы организаций социально-культурного сервиса и туризма: механизмы и технологии формирования.
- 24. Методика оценки конкурентоспособности турфирмы
- 25. Миссия и цели предприятий социально-культурного сервиса и туризма, особенности и характеристика
- 26. Характеристика международных туристских организаций как субъекта менеджмента
- 27. Характеристика средств размещения в туризме. Классификация гостиниц, принятая экспертами вто.
- 29. Исторические тенденции развития музеев России
- 30. Туристские ресурсы территории как предмет рекламной кампании: классификация, характеристика, специфика позиционирования
- 31. Разделение средств оргтехники по областям применения
- 32. Характеристика основной туристской специализации Центрального района России.
- 33. Комплексная характеристика природных туристских ресурсов и примеры их использования.
- 34. Имидж и брэнд как предмет рекламной кампании: структура и технологии формирования
- 35. Историко-культурные туристские ресурсы. Их классификация и примеры использования.
- 36. Технологический цикл обслуживания клиента в гостинице
- 37. Понятие и виды международного туризма
- 38. Методы выбора инновационной стратегии. Характеристика отдельных стратегий.
- 39. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 40. Народонаселение, расы и конфессии страны как предпосылка и фактор аттрактивности.
- 41. Технология производства инновационного продукта в социально-культурном сервисе и туризме.
- 43. Современные концепции маркетинга: идеология, приоритеты, технологии, их использование в социально-культурном сервисе и туризме.
- 44. Семья как потребитель туристских товаров и услуг
- 45. Баланс организации социально-культурного сервиса и туризма.
- 46. Номенклатурная и ценовая политика как приоритеты маркетинга учреждений социально-культурного сервиса и туризма.
- 47. Организация развлечений как сфера сервиса. Услуги анимационного сервиса.
- 48. Маркетинговые технологии: виды, задачи, области применения в ск сервисе и туризме.
- 49. Определение миссии и стратегии развития туристской фирмы в современных условиях рынка
- 50. Методика подготовки новой экскурсии. Основные этапы работы и их характеристика.
- 52. Виды pr-текстов социально-культурном сервисе и туризме и технология их подготовки
- 53. Общая схема бизнес-плана учреждений ск туризма, краткая характеристика основных рубрик
- 54. Гостиничные цепи. Пути образования гостиничных цепей.
- 55. Роль и функции pr-службы в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма
- 56. Требования к объектам туристской инфраструктуры в семейном туризме
- 57. Основные положения Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (2007 г.).
- 58. Технология взаимодействия со средствами массовой информации учреждений ск сервиса и туризма
- 59. Понятие стандартизации. Стандартизация в туристском и гостиничном бизнесе.
- 60. Менеджмент туризма как целостный технологический процесс