4. Маркетинг организаций социально-культурной сервиса и туризма: структура, функции, приоритеты.
Сфера СКС и туризма как и любая другая нуждается в маркетинге. Специфика СКС и сферы маркетинга выражается в том, что речь идет прежде всего о маркетинге услуг, а не товаров.
Маркетинг - это деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Существует множество определений маркетинга как процесса направления потока товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Маркетинг - это более широкое понятие, чем деятельность по продаже и рекламе. Деятельность по продаже и рекламе - лишь некоторый аспект маркетинга. Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи и послепродажного обслуживания. Маркетинг представляет собой полный процесс движения продуктов и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг в любой организации - это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством и продажей определенных товаров и услуг с целью удовлетворения нужд определенной группы людей, поставивших перед собой конкретную цель. Маркетинг является стандартом жизни общества.
Маркетинг играет важную роль в деятельности всех организаций, будь то некоммерческие учебные заведения, курорты или производители туристских товаров и услуг с целью извлечения собственной прибыли. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене.
Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг.
Необходимость в проведении мероприятий по маркетингу определяется:
• существованием свободной конкуренции между организациями;
• возможностью для покупателей выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей;
• хорошей информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг;
целями организации, которые могут быть выражены в измеримых выражениях.
Маркетинг возникает и существует как ответная реакция организации в условиях свободной рыночной конкуренции при наличии относительной свободы выбора для покупателей.
Маркетинговая деятельность направлена:
1) на маркетинговый анализ и планирование с последующим выявлением групп потенциальных покупателей;
2) производство товаров или предоставление соответствующих услуг для этих целевых групп;
3) координацию деятельности организации по достижению наиболее выгодной позиции на рынке;
4) на определение путей контроля по ведению бизнеса в соответствии с заранее установленными целями.
Итак, маркетинг - это стратегическая философия фирмы, устанавливающая, какие товары и услуги и для какой группы потребителей должны быть произведены. Маркетинг определяет цели и оценивает их достижение, координируя таким образом деятельность предприятия. Маркетинг устанавливает дисциплину внутри организации через постановку целей и проведение контроля по обеспечению ее эффективного функционирования.
Важнейшей задачей управления маркетингом является воздействие на уровень, время и характер спроса на одном или нескольких целевых рынках предприятия. Наиболее эффективное управление спросом требует от организации ориентации на потребителя и систематического применения технологий и инструментов маркетинга.
Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию. Эта деятельность помогает продвигать товары или услуги от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.
Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.
Туристский продукт - это совокупность вещественных (физических товаров) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия. Турпродукт состоит из трех частей: тура (туристская поездка по определенному маршруту); туристско-экскурсионных услуг (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к цели путешествия) и товаров - предметов потребления.
Туристские услуги имеют 7 отличительных характеристик:1. Неспособность к хранению. 2. Неосязаемость услуг.).3. Подверженность сезонным колебаниям.).4. Значительная статичность, привязанность к определенному месту (турбазе, аэропорту, так как их невозможно перенести в другое место).5. Несовпадение во времени факта продажи туруслуги и ее потребления. 6. Территориальная разобщенность потребителя и производителя на туристском рынке.
7. Покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.
Свои специфические особенности имеют также производители и потребители туристских услуг. Спрос на туруслуги отличается значительной эластичностью в зависимости от конъюнктуры, дохода, уровня образования, рекламы, цены. Оценка качества туруслуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителя оказывают внешние факторы или лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (местные жители, другие отдыхающие, участники тургруппы, члены семьи).
Туристский маркетинг адресован не только «конечным потребителям» - туристам, но и промежуточным инстанциям - турагентствам, партнерам, общественным туристским объединениям, государственным органам по регулированию туризма.
К особенностям производителей туруслуг можно отнести такие отличительные свойства, как взаимодополняемость, взаимодействие друг с другом. Эта связь особенно видима в долгосрочной перспективе, отражающей композитный характер тур-продукта: рентабельность транспортных компаний зависит от загрузки и качества средств размещения, а их выживаемость на рынке определяется качеством достопримечательностей и степенью посещаемости данного направления.
В коротком периоде в разработке своих маркетинговых программ различные поставщики туруслуг не учитывают интересы друг друга. Практика показывает преобладание в разработке маркетинговых стратегий именно такой краткосрочной ориентации.
Производители в туризме - это значительное количество независимых и различных по профилю и специализации тур-предприятий (туроператор, турагентство, гостиница, ресторан, турбюро) с различными целями. Здесь различают несколько уровней маркетинга: предприятий, общественных организаций и государственных органов. Туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры, поэтому для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций сферы туризма.
Составными элементами общей системы маркетинга в туристской области выступают: государство, местные органы власти, национальные и местные (региональные) туристские организации и предприятия.
Западный опыт работы показывает, что совместные усилия частных фирм и официальных правительственных турорганизаций в продвижении туристской индустрии дают наибольший эффект.
Между различными уровнями маркетинга существует тесная связь: государство, местные органы и ассоциации берут данные о рынке, в том числе и из информации, поступающей от предприятий, а предприятия, в свою очередь, основывают свои маркетинговые концепции на национальных и местных концепциях туризма. Маркетинговые разработки государства являются не директивой, а рекомендацией, ориентиром для предприятия.
- 1. Виды учета в народном хозяйстве. Предмет и метод бухгалтерского учета в учреждениях ск сервиса.
- 2. Основные факторы регионоведения. Общая характеристика. Их влияние на развитие туризма.
- 3. Предмет географии туризма. Географические и другие факторы, влияющие на развитие туризма.
- 4. Маркетинг организаций социально-культурной сервиса и туризма: структура, функции, приоритеты.
- 5. Классификация инноваций. Характеристика некоторых из них на примерах ск сервиса и туризма.
- 6. Туристские ресурсы и специфика их использования в туризме: правовая, экологическая и экономическая регламентации.
- 7. Региональная типология. Понятие «регион» на макро-, мезо- и микроуровнях. Примеры классификации регионов в туризме (по юнвто).
- 8. Этапы проектирования рекламных кампаний организаций социально-культурного сервиса и туризма
- 9. Определение понятия и социальные функции музея
- 10. Общий вид инновационного процесса в социально-культурном сервисе и туризме.
- 11. Сущность и основные функции планирования в предпринимательской деятельности.
- 12. Виды турпредприятий: функции, отличительные особенности
- 13. Географическое положение и природа страны как предпосылка и фактор туристской деятельности.
- 14. Этические и эстетические аспекты сервисной деятельности.
- 15. Основные хозяйственные процессы и хозяйственные операции в организациях ск сервиса.
- 16. Цели, задачи и специфика менеджмента в организациях социально-культурного сервиса и туризма
- 17. Основные источники получения прибыли. Виды прибыли, основные факторы и пути ее увеличения
- 18. Этапы подготовки и освоения нововведений в социально-культурном сервисе и туризме
- 19. Социально-культурные технологии и специфические приемы рекламы
- 20. Туристская индустрия и ее структура
- 21. Туристские организации
- 21. Организация аналитической деятельности турфирмы в структуре функций менеджмента
- 22. Европейский регионализм. Деятельность ес и се. Шенгенское соглашение
- 23. Спрос как основная характеристика нормативного потребительского поведения аудитории рекламы организаций социально-культурного сервиса и туризма: механизмы и технологии формирования.
- 24. Методика оценки конкурентоспособности турфирмы
- 25. Миссия и цели предприятий социально-культурного сервиса и туризма, особенности и характеристика
- 26. Характеристика международных туристских организаций как субъекта менеджмента
- 27. Характеристика средств размещения в туризме. Классификация гостиниц, принятая экспертами вто.
- 29. Исторические тенденции развития музеев России
- 30. Туристские ресурсы территории как предмет рекламной кампании: классификация, характеристика, специфика позиционирования
- 31. Разделение средств оргтехники по областям применения
- 32. Характеристика основной туристской специализации Центрального района России.
- 33. Комплексная характеристика природных туристских ресурсов и примеры их использования.
- 34. Имидж и брэнд как предмет рекламной кампании: структура и технологии формирования
- 35. Историко-культурные туристские ресурсы. Их классификация и примеры использования.
- 36. Технологический цикл обслуживания клиента в гостинице
- 37. Понятие и виды международного туризма
- 38. Методы выбора инновационной стратегии. Характеристика отдельных стратегий.
- 39. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 40. Народонаселение, расы и конфессии страны как предпосылка и фактор аттрактивности.
- 41. Технология производства инновационного продукта в социально-культурном сервисе и туризме.
- 43. Современные концепции маркетинга: идеология, приоритеты, технологии, их использование в социально-культурном сервисе и туризме.
- 44. Семья как потребитель туристских товаров и услуг
- 45. Баланс организации социально-культурного сервиса и туризма.
- 46. Номенклатурная и ценовая политика как приоритеты маркетинга учреждений социально-культурного сервиса и туризма.
- 47. Организация развлечений как сфера сервиса. Услуги анимационного сервиса.
- 48. Маркетинговые технологии: виды, задачи, области применения в ск сервисе и туризме.
- 49. Определение миссии и стратегии развития туристской фирмы в современных условиях рынка
- 50. Методика подготовки новой экскурсии. Основные этапы работы и их характеристика.
- 52. Виды pr-текстов социально-культурном сервисе и туризме и технология их подготовки
- 53. Общая схема бизнес-плана учреждений ск туризма, краткая характеристика основных рубрик
- 54. Гостиничные цепи. Пути образования гостиничных цепей.
- 55. Роль и функции pr-службы в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма
- 56. Требования к объектам туристской инфраструктуры в семейном туризме
- 57. Основные положения Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (2007 г.).
- 58. Технология взаимодействия со средствами массовой информации учреждений ск сервиса и туризма
- 59. Понятие стандартизации. Стандартизация в туристском и гостиничном бизнесе.
- 60. Менеджмент туризма как целостный технологический процесс