logo
Voprosy_k_Gosudarstvennomu_ekzamenu_po_specialq

44. Семья как потребитель туристских товаров и услуг

Семья является важнейшим социальным институтом. Современная семья постоянно взаимодействует с различными учреждениями СКС. Туризм в этом смысле не является исключением.

Семейный туризм – это разновидность туризма, при котором в качестве туристов выступают члены одной семьи. Некоторые исследователи считают, что к семейному туризму могут быть отнесены туры для семей с детьми в возрасте до 11 лет, однако, по нашему мнению, такое возрастное ограничение не совсем справедливо. Ведь родители отдыхают и с 12-летними и с 13-летними детьми и те в свою очередь продолжают и юридически и фактически оставаться детьми своих родителей.

Семейный туризм является одним из наиболее эффективных направлений СКД в работе с семьей.

Функции семейного туризма разнообразны. Они во многом совпадают с функциями туризма вообще, однако выделяются и специфические функции. Рассмотрим наиболее значимые функции семейного туризма.

• Функция социализации. Несмотря на коммерческую природу туристского бизнеса, путешествия явились для человека неотъемлемой частью механизма освоения социокультурного окружения и его преобразования в социально значимое знание. Туризм как агент социализации предоставляет индивиду возможность адаптации к стереотипам поведения, нормам и ценностным ориентациям социокультурной среды, в которой он пребывает в момент совершения туристской поездки.

• Одной из изначальных функций семейного туризма является рекреационная, которая направлена на восстановление духовных и физических сил человека путем контрастной смены обстановки и вида деятельности. Анализируя рекреационную функцию семейного туризма, нельзя не отметить ее гедонистическую ориентацию, акцентирование рекреационной функции становится доминантным в современной практике туризма.

• Рекреационная функция семейного туризма тесно взаимосвязана с рекламной функцией семейного туризма, что объясняется тенденцией создания туристской программы на основе использования традиционных для рекламы приемов. В основе механизма функционирования рекламы и туризма лежит установка на знаковую сущность потребления. В процессе путешествия турист стремится получить полную и достоверную информацию о туристском объекте, которая предоставляется организаторами туристкой программы в форме и виде рекламы услуг, ресурсов, туристского региона. Неслучайно, удовлетворенность туриста совершившейся поездкой измеряется соответствием ее услуг качеству, заявленному в рекламном каталоге.

• Важнейшей функцией семейного туризма является когнитивная функция. Наиболее общепринятая точка зрения в отечественной науке на данную функцию туризма следующая: она содержит в себе потенциал познания иных культур, расширения кругозора, духовного обогащения человека.

• Не менее значимой функцией современного семейного туризма является коммуникативная. Туризм является способом передачи информации и фактором, способствующим коммуникации. Значение коммуникативной функции настолько велико, что ряд исследователей склонны рассматривать туризм прежде всего как акт межкультурной коммуникации. Кроме того, туризм становится инструментом сохранения и трансляции средствами социальной коммуникации традиций и преемственности культуры.

• Медиативная функция семейного туризма обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности индивидов, хранении и систематизации информации. Интернациональный характер туризма соответствует социальному порядку гражданского общества, оперирующего понятиями гармонического единства разнородного.

• Также можно выделить и специальные функции семейного туризма: коррекционная (позволяет оптимизировать взаимоотношения между супругами, родителями и детьми); коммуникативная (способствует налаживанию диалога внутри семьи); консолидирующая (объединяет членов семьи в единую группу члены которой берегут свои традиции и проч.); оздоровительная (укрепление иммунитета, профилактика и лечение болезней).

Сегодня, когда семья как собственно социальный институт переживает массу проблем, туризм является для семьи источником отдыха, сплочения семейных связей, способствует появлению семейных увлечений, открывает путь к познанию.

В зависимости от желания сегодня можно выбрать следующие типы турпоездок для всей семьи: свадебная («медовый месяц»), познавательные (поездки по музеям и т.д.), спортивный отдых и т.д.

Поездки для всей семьи предоставляются со значительными скидками, часто малолетние дети (в разных турах эти границы различаются, традиционно в Турции до 6 лет) отдыхают с родителями вообще бесплатно.

Семейный туризм не замыкается только дальними и дорогостоящими поездками. Всей семьей можно отправиться в ближайший лес, по рекам и озерам близлежащей области и т.д. Это плохо развитая область туризма, которая таит в себе огромный потенциал.

Семейный туризм имеет свою специфику. Он выдвигает определенные требования, невыполнение которых может привести к том, что тур не состоится. Такими условиями является прежде всего создание особых условий для ребенка. В зависимости от возраста это могут быть особенности питания (детская кухня), возможность предоставления няни, система развлечений, медицинское обслуживание и т.д. Кроме того, очень часто родители с детьми выбирают курорты, исходя из пользы того или иного климата для ребенка. Например. детям до 3-х лет и даже старше часто не рекомендуют выезжать в климатические зоны с ярко контрастным климатом.