logo search
мен в тур

50. Договорные отношения между туроператором и поставщиком туристских услуг

Отношения между туроператорами, турагентами и потребителями туристских услуг строятся на основании туристского договора (Типовой договор купли продажи), к существенным условиям которого относятся:

-информация о туроператоре или турагенте Продавце), включая данные о лицензии на право осуществление туристской деятельности, юридический адрес предприятия и банковских реквизитах;

- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации турпродукта;

- достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта вместе со сведениями о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;

- дата начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- розничная цена продукта и порядок оплаты;

- порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- медицинское страхование и обеспечение;

- минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора;

- порядок регулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления туристом претензий, порядок и сроки расчетов.

-порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристском ваучере.

Порядок заключения туристского договора имеет ряд особенностей. Реклама и другие коммерческие предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, обычно не связывают своего автора какими-либо обязательствами (оферта), а рассматриваются как приглашение адресатам делать оферты. Но если письменная информация о туристском продукте (объявления, рекламные проспекты и т.д.) содержит все существенные условия договора и оформлена как предложение, то она признается публичной офертой. Это значит, что конкретный заказ туриста (или лица, уполномоченного представлять интересы группы туристов)- лист бронирования, оформленный в письменном виде, признается акцептом, и в момент получения туристским предприятием заказа договор между ним и туристом считается заключенным.

Лист бронирования –это конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, туроператору на формирование туристского продукта. Оформляется в письменном виде как соглашение, имеющее характер предварительного договора.

При этом туроператор и турагент несут ответственность за достоверность предоставленной информации о туристском продукте, а ненадлежащая реклама влечет ответственность туристского предприятия не только за материальный, но и за моральный ущерб, причиненный туристу.

Предварительный договор должен содержать не только все существенные условия основного договора, но и срок, в течение которого должен быть заключен основной договор. Если такой срок не указан, любая из сторон (в первую очередь, турист) вправе потребовать заключения основного договора в течение года с момента заключения предварительного.

Если в течение названного срока одна из сторон уклоняется от заключения основного договора (на туристское обслуживание), другая вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Если же ни одна из сторон не направит в течение этого срока предложение заключить договор, обязательства сторон считаются прекращенными.

Обязательный характер предварительного договора относится прежде всего к туристам, которые вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. В случае отказа туриста от путешествия менее чем за 20 дней с него удерживается 25,50 или 75% от стоимости тура в зависимости от количества дней, оставшихся до начала путешествия.

Изменение туристским предприятием одного из существенных условий договора (в том числе стоимости) осуществляется не позднее чем за 20 дней до начала путешествия. При этом турист вправе либо согласится с изменениями, либо расторгнуть договор без уплаты штрафных санкций.

К существенным изменениям условий договора относятся:

-ухудшение условий путешествий;

- изменение сроков совершения путешествия;

- недобор указанного минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

- непредвиденный рост транспортных тарифов;

- введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

- резкие изменения курса национальных валют.

При изменении существенных условий договора турагентом или туроператором без согласия туриста последний вправе по своему выбору требовать:

-исполнения условий, указанных в договоре и ваучере;

- возмещения убытков и компенсацию морального вреда, причиненных в результате изменения существенных условий;

расторжения договора и возмещения убытков.

В случае неисполнения туристского договора помимо возмещения убытков потребитель вправе потребовать возмещения морального вреда. В мировой практике предельный размер возмещения обычно не превышает 3-кратной стоимости тура; согласно ст 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» - 2-кратной стоисости тура. Однако при предъявлении иска о возмещении морального вреда туристу придется доказать «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлещащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная или семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные или имущественные права». В исковом заявлении о компенсации морального вреда должно быть указано, при каких конкретно обстоятельствах и какими действиями (бездействием) туристу причинены нравственные или физические страдания и в чем они выражаются.

Туроператор и турагент несут ответственность перед туристами за неисполнение обязательств, обозначенных в договоре, независимо от того, будут ли они исполнятся туроператором, турагентом или иным лицом, предоставляющим туристский продукт. Например, потребитель, недовольный качеством услуг, оказываемых туроператором, вправе предъявить иск как самому туроператору, расположенному за рубежом, так и отечественному турагенту. Это не всегда соответствует общим правилам гражданского права, согласно которым иск может быть предъявлен только тому лицу, с которым истец состоит в договорных отношениях. Например турагент заключил с туроператором договор поручения, и , следовательно, все обязанности по договору возникают у туроператора. Вместе с тем возложение ответственности за действия последнего на турагента характерен для законодательства о защите прав потребителя и отвечает прежде всего интересам клиента (в частности, избавляет его от необходимости обращаться с исками в суды иностранных государств).

Согласно типовому туристскому договору, туристские предприятия освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств перед потребителем в следующих случаях:

-когда туристу отказано в выезде за рубеж пограничными и таможенными службами по причинам, не относящимся к компетенции туристского предприятия;

- по причине обстоятельств непреодолимой силы.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.