44. Автомобильные и железнодорожные перевозки в туризме
Автомобильные перевозки являются одним из основных видов туристских перевозок. К несомненным достоинствам автомобильных перевозок относятся мобильность, относительно невысокая стоимость, отсутствие необходимости совершать пересадки, а также гибкость в установлении графиков движения.
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:
- организация автобусных путешествий;
- организация путешествий на личном автотранспорте туристов;
- прокат автомобилей.
Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Раньше автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок. Но в 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков – Совет «Евролиний» («Eurolines»), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами, системой скидок. В результате « Eurolines» превратилась в одну из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, в нее входят 35 европейских автобусных компаний.
Это является экономичным видом путешествий, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается.
В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов. Стандартным набором является хороший кондиционер, высокие сидения, звукоизоляция, улучшенное освещение, большие панорамные окна, телевизоры, туалеты и минибары.
Во многих странах запрещена на туристских маршрутах работа автобусов, срок эксплуатации которых превышает 8 лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые 6 месяцев.
Согласно решениям Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств, все автобусы с числом мест более 9, участвующие в международных перевозках, должны быть обязательно оборудованы тахографами.
Тахограф – это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автобуса или автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, периоды труда и отдыха водителя.
Использование собственных автобусов позволяет уменьшить издержки туристского путешествия и, как следствие, снизить его себестоимость. Использование собственных туристских автобусов спряжено с рядом дополнительных затрат туристского предприятия: на стоянку автобуса, технический осмотр итд. Использование арендованного транспорта лишено недостатков. Аренда наиболее эффективна для начинающих туристских предприятий, не достигших значительно оборота средств.
Использование личного автомобильного транспорта представляет собой особый вид туристских путешествий, называемый автотурами. Автотуризм достаточно развит во всем мире. Это связано с его относительной дешевизной и свободой выбора маршрута, отеля и программы.
Возможны два варианта автотура:
- разработка индивидуального маршрута в турагенстве ( туристы указывают, какие города хотели бы посетить, возможно заказать экскурсовода, забронировать номера в гостинице);
- спонтанное путешествие ( туристы сами выбирают отель, города, достопримечательности, которые хотели бы посмотреть).
Самые распространенные путешествия с использованием личного транспорта туристов – поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).
Процесс подготовки автопутешествия включает:
-разработку маршрута ( в турагенстве или самим туристом)
- разработку графика движения ( например, движение днем, ночью- остановка в мотеле по выбору)
- оформление маршрутной документации (паспорт с визами соответствующих стран, удостоверение на право вождения международного образца, техпаспорт, доверенность на право вождения или договор о его аренде, страховой полис).
Если турист, разрабатывает маршрут в турагенстве, то ему должны быть предоставлены: карта с нанесенным маршрутом путешествия, местами заправок, кемпингами, мотелями, пунктами технического обслуживания, а также документы, подтверждающие заказ обслуживания в этих пунктах, либо международные сервисные книжки, позволяющие размещаться либо получать обслуживание в указанных пунктах по предварительной оплате.
Специфическим видом услуг, используемых в туристском обслуживании, является прокат автомобилей, индустрия которого развивается практически с тех времен, когда был создан автомобиль.
Процедура аренды автомобиля достаточно проста. От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 75 лет. Турист должен предъявить служащему паспорт и удостоверение международного образца ( удостоверение должно быть действительно не менее 2 лет).
В стоимость арендной платы должны входить:
- неограниченный пробег автомобиля;
- доставка автомобиля клиенту в черте города;
- ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправности (кроме повреждения покрышек и ветрового стекла);
- полная страховка на случай ДТП, происшедшего не по вине клиента;
- страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы ( но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, страховка не выплачивается);
- страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных случаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);
- налоги.
Обычно автомобиль туристу доставляют с полным баком, но вернуть в автопрокатную фирму его нужно также с полным баком.
В современном мире туристские поезда в обиходе называют «отелями на колесах». При этом очень часто поездки по железной дороге используются в качестве основной цели путешествия. Наиболее яркими поклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы.
Самым популярным у всех без исключения любителей железнодорожного туризм является «Orient Express» ( «Восточный экспресс»), стилизованный под знаменитый состав конца ХIХ –начала ХХ в.
В последние годы отмечается рост интереса к железнодорожному туризму и на американском континенте, где лидируют три продолжительных маршрута: «Транс- Канада» , «Транс-Америка», «Транс-Атлантика». В Норвегии популярны туристские маршруты на специальном поезде с осмотром самых больших и красивых фьордов в мире.
В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на внерейсовые (чартерные), комплектуемые по мере необходимости, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, строго соблюдаемым промежуткам и графику движения.
Внерейсовые (чартерные поезда) – это специально заказанные поезда, назначаемые вне регулярного расписания по специально проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, составленным с учетом «окон» в регулярном расписании, а также туристско-экскурсионных целей.
Рейсовые подразделяются на пригородные, местные и дальние.
Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пределах области или края. Состав обычно вмещает до 1500 пассажиров, причем сидячих мест до 1000..Характерны частые остановки, места в вагонах не нумеруются.
Местные поезда курсируют на расстоянии в пределах до 700 км. Различие между пригородными и местными поездами достаточно условное и существенно зависит от географических характеристик местности и страны в целом.
Дальние поезда следуют на расстояния свыше 700 км. Разделяются на скорые и пассажирские круглогодичного и сезонного обращения.
Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной.
Категории вагонов: сидячий, плацкартный, купейный, спальный, вагон-ресторан.
При наличии устойчивого пассажиропотока назначается рейсовый маршрут в определенном направлении, насчитывающий в среднем до 17 вагонов; при большем потоке количество вагонов может быть увеличено до 25.
Стандартные железнодорожные туры условно можно разделить на три самостоятельные категории:
- однодневные;
непродолжительные (2-3 суток);
многодневные (от5 дней и более).
Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов, туристы могут не только перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов довозят до конкретной станции, где для них подготовлена специальная программа – экскурсионная поездка или же пикник на природе.
Непродолжительные туры, как правило, предлагают проживание туристов в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем же туристы заняты на всевозможных экскурсионных мероприятиях.
Многодневные туры отличаются большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы туристы часто находятся в пути и в дневное время.
Организация железнодорожных перевозок предусматривает:
- приобретение железнодорожных билетов туристскими фирмами на основании заявки;
- наличие как групповых так и индивидуальных железнодорожных билетов;
- предоставление скидок и льгот различным категориям граждан;
- движение туристских поездов на основании договора по согласованному графику и маршруту движения.
Преимущества железнодорожного транспорта:
- более низкие тарифы;
- разветвленная система скидок, проездных билетов, позволяющая путешествовать по значительно низким ценам.
- 41. Основные службы гостиницы и их значение
- 42. Классификация предприятий питания в туризме
- 43. Требования, предъявляемые к предприятия питания в туризме
- 2.3 Служба питания гостиниц
- 44. Автомобильные и железнодорожные перевозки в туризме
- 45. Формы взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний
- 46. Классификация тарифов на авиа перевозки
- 47. Понятия и разновидность чартеров
- 48. Общая характеристика и требования к составлению договоров на туристском предприятии
- 49. Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг
- Договор купли-продажи имущественных прав (туристского продукта).
- 50. Договорные отношения между туроператором и поставщиком туристских услуг
- 51. Паспортные визовые формальности в туризме
- 52. Таможенные формальности и валютный контроль
- 53. Значение информационных технологий управления в туризме
- 54. Автоматизация деятельности туристских фирм
- 55. Глобальные компьютерные системы бронирования
- 56. Информационные технологии управления гостиницами