logo
мен в тур

45. Формы взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний

Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются американские Delta Airlines, Pan American, United, французская Air France, немецкая Lufthansa, британская British Airways, российский Аэрофлот.

Воздушный транспорт регулируется на трех уровнях:

- Национальном – лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и международных маршрутах;

- Межправительственном – регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

- международном – тарифы на регулярные рейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта или третьего лица.

Авиация подразделяется на два вида: транспортную и общего назначения. Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты.

Авиакомпании рассматриваются как один из составных элементов, формирующих систему туризма в целом.

Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг прежде всего зависит от класса обслуживания. Во всех авиакомпаниях мира существует обычно три класса обслуживания:

Первый класс (буква обозначает код класса):

Бизнес-класс:

Экономический класс

В рамках организации туристских путешествий существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

- бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании или системы бронирования ( например Амадеус);

- договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах;

- агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

- организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки.

Чтобы правильно выбрать наиболее удобную и выгодную форму взаимодействия, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки туристов, необходимо знать особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия в авиакомпанией.

Бронирование билетов предполагает выполнение требований профессиональной этики:

- необходимо снабжать авиакомпанию телефонами пассажиров (на случай экстренного контакта);

- немедленно отменять в авиакомпании броню в случае изменения маршрута;

- выписывать билеты с гарантированным местом только при подтверждении его авиакомпанией;

- оформлять документы надлежащим образом и пр.

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсов предполагает жесткую и мягкую квоту мест(блок мест).

При жесткой квоте вся ответственность за не реализацию мест блока, независимо от причины, ложится на туристское предприятие (финансовые потери).

При мягкой квоте устанавливаются сроки возможного отказа туристского предприятия от квоты или ее части по причине не реализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей продажи этих мест самой авиакомпанией или ее агентами.

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

- график функционирования туров в направлении « туда и обратно»;

- количество туристов в каждой группе (квота мест);

- сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;

- сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);

- виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;

- скидки и льготы на квоту мест;

- порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).

Агентское соглашение с компанией. Если туристское предприятие работает с авиакомпанией на основании агентского соглашения, то оно само выступает в качестве «кассы по продаже билетов» авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной компании. Авиакомпания же в лице данного туристского предприятия имеет дополнительный пункт продажи.

В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются следующие моменты:

- кто и на каких условиях обеспечивает турфирму необходимым оборудованием для оформления билетов и их бланков;

- кто занимается подготовкой кадров для работы на данных системах бронирования;

- объемы продаж;

- пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);

- цена продажи авиабилетов, т.е. цена авиакомпании или турагенства (чаще цена авиакомпании);

- цены и тарифы продаж авиабилетов;

- условия оплаты авиабилетов – предоплата или оплата по мере продажи;

- размер комиссионного вознаграждения за продажу билетов;

- сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;

- размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или IATA;

- обязательное членство в IATA.